Профсоюзы: создание, задачи. Почему в современном мире они не играют ту роль, которую должны?

Автор: 7***@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:14, доклад

Описание работы

Создание профсоюзных организаций, создание профсоюза – важный этап, предшествующий государственной регистрации профсоюза в качестве юридического лица. Профсоюз может быть создан в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующего профсоюза или первичной профсоюзной организации. Создание профсоюза и территориально профсоюзной организации осуществляется при объединении двух и более первичных профсоюзных организаций.

Работа содержит 1 файл

Роль профсоюзов и МОТ, Серебрянникова У8-711.docx

— 29.20 Кб (Скачать)

Работу  выполнила:

студентка группы У8-711

Серебрянникова  Ксения.

Профсоюзы: создание, задачи. Почему в современном  мире они не играют ту роль, которую должны?

     Создание  профсоюзов.

     Создание  профсоюзных организаций, создание профсоюза – важный этап, предшествующий государственной регистрации профсоюза  в качестве юридического лица. Профсоюз может быть создан в результате его  учреждения, а также в результате реорганизации существующего профсоюза  или первичной профсоюзной организации. Создание профсоюза и территориально профсоюзной организации осуществляется при объединении двух и более  первичных профсоюзных организаций.

     Профсоюзы могут быть созданы как:

  • первичная;
  • территориальная;
  • межрегиональная;
  • общероссийская профсоюзная организация;

     Минимальное количество учредителей для создания профсоюзных организаций – три физических лица. Наравне с физическими лицами при создании профсоюза могут быть учредителями юридические лица – общественные объединения. В соответствии с действующим законодательством, первичная профсоюзная организация действует на основании общего положения, утверждаемого вышестоящим профсоюзом.

     Создание  профсоюзных организаций, как и создание профсоюза подлежит последующей государственной регистрации для приобретения профсоюзной организацией прав юридического лица  в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного особого порядка создания профсоюзных организаций и профсоюза. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) и создание профсоюзных организаций, а также создание профсоюза принимается Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом.

     Профсоюз  – добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Все профсоюзы пользуются равными правами.

     Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать  профсоюзы. Это право реализуется  свободно, без предварительного разрешения. При этом, граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

     Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов и заказывать по своему желанию услугу создание профсоюзных организаций  и создание профсоюза. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право  сотрудничать с профсоюзами других государств, заказать услугу создание профсоюзных организаций, создание профсоюза вступать в международные  профсоюзные и другие объединения  и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

     Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и их должностных  лиц в деятельность профсоюзов, которое  может повлечь за собой ограничение  прав профсоюзов или воспрепятствовать  законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

     Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза  с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками  права, так как это акт общественности.

     Создание  профсоюзных организаций, создание профсоюза  происходит только один раз. Изменение состава учредителей  возможно лишь в виде выхода учредителей. В остальных случаях происходит изменение состава участников (членов) профсоюзов, которое оформляется  внутренними документами. Данное положение  объясняется спецификой создания и  деятельности общественных организаций, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав.

     Задачи  профсоюзов.

     В связи с тем, что профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, главная их задача — представление интересов работника и защита его трудовых прав. Для решения этих задач государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

     Реализация  защиты работников — это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

     Представительство работников реализуется посредством ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов.

     Обе задачи получили отражение также  в ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1, вместе с соответствующими правами профсоюзов.

     Также можно отметить и еще одну задачу, стоящую перед профсоюзами: осуществление культурно-воспитательной функции. Развитие у своих членов духа патриотизма - участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Осуществление данных задач на практике профсоюзами достигается через социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм — морали, традиции и тому подобное. Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников. Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

     Почему  в современном  мире профсоюзы не играют ту роль, которую должны?

     Профсоюз  как участник трудовых правоотношений играет важную роль в разрешении конфликтных  ситуаций, вызванных пробелами трудового законодательства. Одна из важнейших функций государственных органов власти, работодателей и профсоюзов – это обеспечение гарантий безопасности жизнедеятельности работников в процессе трудовой деятельности, иначе – охрана труда; она включает в себя целый ряд элементов, механизмов и институтов: безопасность и гигиену труда, профессиональные (досрочные) пенсии и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, режимы труда и отдыха, профессиональную подготовку кадров и медицинскую помощь.

     До  недавнего времени, как известно, государственную функцию по организации  системы охраны труда в России выполняли профсоюзы. Следует отметить, что они накопили существенный потенциал в организации столь непростой работы. Но последнее десятилетие исполнение данной функции обеспечивают государственные органы. Государство вернуло себе обязанность осуществлять государственный контроль за состоянием охраны труда, определять политику в этой области, рассматривать причины и устанавливать виновных в происшедших несчастных случаях либо заболеваниях, связанных с профессиональной деятельностью. В корне изменилась правовая база. В новом законодательстве об охране труда определяются и новые, по своей сути, содержание, формы и методы работы профсоюза и его органов в области охраны труда. Неизменной остается цель - безопасность работника на производстве, исключение либо сведение к минимуму влияния вредных производственных факторов на работающих.

     Хоть  и роль профсоюзов в новых условиях стала меньшей, тем не менее, отметим, что рыночные условия хозяйствования предоставили, например, широкие возможности выбора поставщика, способного обеспечить качество всех видов средств индивидуальной защиты по доступной цене. В этих вопросах именно профсоюзные органы на местах обязаны и в ряде случаев уже проводят линию на резкое изменение отношения к этой проблеме, методично ставят вопросы по улучшению качества спецодежды, ее ремонта, тем самым исполняют свою важнейшую функцию - проявлять заботу о сохранении жизни и здоровья работающих. С другой стороны, именно в этих новых условиях отдельные руководители в стремлении стать полновластными хозяевами в учреждении стараются, прежде всего, разобщить людей, ликвидировать профсоюзную организацию, подменить искусственно созданными союзами, кассами взаимопомощи и т.п. Формируется ложное представление о том, что профсоюзы якобы не имеют исторического будущего, что они являются пережитком социалистического строя.

     Законодательно  предоставленные профсоюзам права в области осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда, позволяют активно влиять на действия как государственных органов управления охраной труда, так и на работодателей, непосредственно осуществляющих мероприятия по охране труда и здоровья работающих. Задача профсоюзов - научиться эти права реализовывать и максимально возможно защищать человека труда 
 

Международная организация труда, ее структура.

Конвенции и рекомендации: отличия  между ними.

     МОТ была создана в 1919 году. При ее создании отражалось стремление народов к социальным реформам, нараставшее в ходе промышленной революции, и убежденность в том, что подлинные реформы возможны лишь на международной основе. В 1944 году Международная конференция труда, состоявшаяся в Филадельфии (США), приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были по-новому определены цели и задачи Организации, а также принципы:

  • труд не является товаром;
  • свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
  • нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
  • все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

     В 1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Международное  бюро труда возглавляет Генеральный  директор, назначаемый Административным советом. Организационные основы деятельности МОТ закреплены в ее уставе.

     МОТ имеет трехстороннюю структуру, которая делает ее единственной международной организацией, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами в формировании ее политического курса и программ. Она уникальна в системе Организации Объединенных Наций. Международная конференция труда созывается ежегодно. Она является международным форумом, на котором обсуждаются социально-трудовые проблемы, вырабатываются минимальные международные трудовые нормы и общая политика Организации. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу деятельности МОТ и ее бюджет, который финансируется государствами-членами. Каждое государство-член имеет право послать на Конференцию четыре делегата: два от правительства и по одному от трудящихся и от работодателей, каждый из которых может выступать и голосовать самостоятельно.

     В период между конференциями работой  МОТ руководит Административный совет, в который входят 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей.

     Международное бюро труда в Женеве является секретариатом  Организации, ее оперативной штаб-квартирой, исследовательским и издательским центром. Администрация и управление децентрализованы по региональным и  местным представительствам в более  чем 40 странах. Административному совету и Бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие основные отрасли промышленности, и  комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональное обучение, совершенствование методов управления, гигиена и охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы женщин и молодых работников. Для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для различных районов мира, регулярно проводятся региональные конференции государств-членов МОТ.

Информация о работе Профсоюзы: создание, задачи. Почему в современном мире они не играют ту роль, которую должны?