Процессуальный порядок рассмотрения трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются трудовые отношения между нанимателем и работником при увольнении последнего по спорным обстоятельствам, с которыми работник не согласен, а именно, индивидуальные трудовые споры, связанные с восстановлением на работе незаконно уволенных.
Предмет исследования - рассмотрение судами индивидуальных трудовых споров, связанных с восстановлением на работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....
1 Порядок рассмотрения трудовых споров о восстановлении на работе....................................................................................................................
2 Судебная практика по делам о восстановлении на работе…………….
2.1 Специфика рассмотрения судами дел по искам о восстановлении на работе……………………………………………………………………………....
2.2 Анализ судебной практики по делам о восстановлении на работе....
3 Проблемы, возникающие при исполнении решений суда о восстановлении на работе и пути их преодоления………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая процессуальный порядок рассмотрения трудовых споров.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Обязанность по возмещению понесённых взыскателем убытков возлагается на должника-организацию, в которой работник работал до увольнения или перевода.

В свою очередь законодатель предусмотрел и ответственность взыскателя на стадии исполнительного производства. Ответственность взыскателя возможна в случае, если он нарушает законодательство об исполнительном производстве и не подчиняется законным требованиям судебного исполнителя. На основании действующего законодательства она выражается, прежде всего, в частичной утрате уплаченного взыскателем авансового взноса (взыскателю возвращается часть авансового взноса, превышающая расходы по совершению исполнительных действий), связанного с расходами по совершению исполнительных действий, если он своими действиями (бездействием) препятствовал исполнению исполнительного документа или безосновательно отказался от получения предметов, изъятых у должника, при исполнении соответствующего исполнительного документа. При наличии в действиях взыскателя признаков состава преступления он привлекается к уголовной ответственности.[18]

Как видно, существует довольно обширная юридическая база для применения судебными исполнителями мер воздействия в случае уклонения от исполнения решений судей о восстановлении на работе. Однако, несмотря на это, всё же существуют некоторые проблемы, возникающие на стадии исполнительного производства.

Было бы необходимым и правильным внесение поправок в действующее законодательство. В частности, необходимо включить правовую норму, которая не допускала бы снятие безработного с учёта до момента фактического восстановления его на работе по решению суда, т.к. в противном случае сложившаяся правоприменительная практика сводится к тому, что после вынесения решения о восстановлении на работе человек автоматически считается утратившим статус безработного. Это на самом деле приводит к тому, что работник, восстановленный на работе де-юре, де-факто теряет статус безработного и зачастую на работу работодателем не восстанавливается.[19]

Итак, необходимо  заострить внимание на проблемах, которые возникают чаще всего на стадии исполнительного производства после вынесения судом решения о восстановлении незаконно уволенного работника на работе, так как, по нашему мнению, необходимо совершенствовать действующее белорусское законодательства в данной области.

 

 

 

 

Заключение

Являясь регулятором общественных отношений, право активно проявляет себя обычно именно тогда, когда возникает тот или иной конфликт, в том числе и трудового характера. Именно во время конфликта проверяются и эффективность правовых норм, и способность государства и общества на деле гарантировать человеку реализацию его прав, в том числе и в сфере применения способностей к труду.

Нарушения трудового законодательства встречаются сплошь и рядом. Действительность показывает, что в экономике на сегодняшний день сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - писанное трудовое право для государственных (бюджетных) организаций и «обыденное» право для нового коммерческого сектора. Если в государственных организациях Трудовой кодекс Республики Беларусь в большей части соблюдается, то в коммерческом секторе он практически вообще не работает.

На предприятиях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, так как это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать минимум гарантий, установленных в трудовом законодательстве). Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. На этих предприятиях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия работодателя. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников. Именно такая ситуация способствует возникновению трудовых споров.[5]

Обращает на себя внимание и то, что при незаконных увольнениях потерпевшие далеко не всегда обращаются в суд с иском о восстановлении на работе. Они знают, что велика реальность быть уволенным вновь, но уже по какому-то другому основанию.

Необходимо внести, на наш взгляд, в действующее законодательство нормы, устанавливающие такой порядок - вместо восстановления на работе уволенному выплачивается денежная компенсация за ее потерю.

Положительная судебная практика по искам работников о восстановлении на работе и преодоление правовой безграмотности, несомненно, будут способствовать тому, что незаконно уволенные работники станут чаще обращаться в суд, а это, в свою очередь, заставит работодателя соблюдать их права. В связи с этим целесообразно проводить регулярные обобщения практики контроля за соблюдением трудовых прав. Их результаты должны в обязательном порядке доводиться до законодателя, ведь последнему необходимо принимать меры, направленные на устранение препятствий на пути реализации норм с отрицательным правоприменительным балансом.

Реализуя конституционное право на судебную защиту, человек обращается за помощью к правосудию. Усиление правозащитной функции судов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования судебной системы и процедуры исполнения судебных решений.

Необходимо помнить, что эффективный процесс развития трудовых отношений возможен только в условиях правопорядка и дисциплины на производстве, уважения к трудовому закону. Он нацеливает на правовое воспитание и непримиримость к любым нарушениям законности и правопорядка, на предупреждение любых трудовых правонарушений и устранение порождающих их причин. Активное проведение этого в жизнь способствует сокращению и ликвидации причин и условий трудовых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Конституция Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г. – Минск: Амалфея, 2006.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь № 218-З от 07 декабря 1998 года в редакции Закона от 20.06.2008г. №347-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 года №238-З в редакции Закона от 21.07.2008г. №417-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

4. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №296-З в редакции Закона от 24.12.2007г. №299-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

5. Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6. Положение о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 1994 г. № 76 с изменениями и дополнениями // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

7. Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. № 1476 с изменениями и дополнениями // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

8. Положение о порядке и условиях заключения контрактов с научными работниками: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1997 г. № 718 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1999 г. № 1875 с изменениями и дополнениями // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

9. Положение о порядке заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности: постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1995 г. № 199 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 1999 г. № 1901 с изменениями и дополнениями // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

10. Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271 с изменениями и дополнениями // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

11. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 01 октября 2008 года №2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

12. Кеник К.И. Анализ судебной практики по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по п. 7 ст. 42 ТК. - Журнал «Отдел кадров», 2009 - №2.

13. Кеник К.И. Практика рассмотрения судами отдельных категорий трудовых дел. - Журнал «Отдел кадров», 2009 - №5.

14. Кеник К.И. Судебная практика по делам о восстановлении на работе. - Журнал «Отдел кадров», 2008 - №2.

15. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 книгах. Кн.1 /отв. ред. В.Ф. Чигир. Мн .: Амалфея, 1999.

16. Куренной А.М. Трудовые споры: Практический комментарий. - Минск, 2005.

17. Лопатьевская Э.А. Незаконное увольнение с работы и право работника на компенсацию морального вреда. - Журнал «Отдел кадров», 2010г. - №1.

18. Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права//Государство и право. - 2009

19. Обзор практики рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников на Пленуме Верховного Суда от 26 июня 2009г.//Судебный вестник. - 2009г. - №3.

20. Подгруша В.В. Возмещение морального вреда при нарушении трудовых прав работника. - Журнал «Отдел кадров», 2009. - №6.

21. Подгруша В.В. Особенности прекращения трудового договора в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. - Журнал «Отдел кадров», 2007. - №11.

22. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - Минск, 2009.

23.Трубников П.В. Рассмотрение судами дел по искам о восстановлении на работе // Законность. - 2009. - №№ 1, 2.

24. Филипчик Н.И. Как работнику оспорить действия нанимателя. - Журнал «Отдел кадров», 2007. - №10.



Информация о работе Процессуальный порядок рассмотрения трудовых споров