Понятие и признаки административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки административного правонарушения (административного проступка) 4
1.1. Состав административного правонарушения 5
2. Виды административных взысканий 8
2.1. Предупреждение 9
2.2. Штраф 9
2.3. Возмездное изъятие 9
2.4. Конфискация 10
2.5. Лишение специального права 10
2.6. Исправительные работы 10
2.7. Административный арест 11
Заключение 13
Тесты 14
Ответы на тесты 18

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки административного правонарушения.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

       Комиссии  но делам несовершеннолетних имею право  обращаться в соответствующие исполнительные комитеты с предложениями об ограничении права несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаться своим заработком либо стипендией или лишении ею ЭТОГО права. В случае совершения липами в возрасте от 16 до 18 лет ряда административных правонарушений (например, мелкого хищения государственного или общественного имущества, мелкого хулиганства, неявки по вызову в военный комиссариат и др.) они подлежат административной ответственности на общих основаниях (ч. 2 ст. 13 КоАП).

       Находящиеся на территории Беларуси иностранные  граждане и лица без гражданства  подлежат административной ответственности  на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.

       Должностные лица как субъекты административной ответственности несут ответственность  за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных  правил в сфере управления, охраны государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности.

       В последние годы в законодательстве, помимо КоАП, получила широкое распространение  административная ответственность юридических лиц.

       4. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания, за преступления уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

       5. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

       6. Административные взыскания применяются  широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц. Уголовные наказания ТОЛЬКО судом. Причем административные взыскания налагаются органами и должностными липами на неподчиненных им нарушителей. В то время как дисциплинарная ответственность применяется к рабочим и служащим за совершение дисциплинарного проступка органом (руководителем),, которому предоставлено право приема и увольнения работников, либо в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом, органом.

       7. Меры административной ответственности  применяются в соответствии с  законами, законодательными и подзаконными актами, регламентирующими производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным за-конодательством.

       Среди вышеуказанного ряда черт административной ответственности особое место занимают ее основание и меры -административные взыскания. 

Административные  взыскания

       Согласно  КоАП мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Применение воспитательных мер КоАП не относит к адмннис-тративной ответственности (ст. 39).

       Административные  взыскания тесно связаны между собой, образуют стройную систему и являются карательными по своей сути, поскольку состоят в ограничении пли лишении каких-либо прав или благ.

       В КоАП (ст.-23,31) закреплены следующие виды административных взысканий:

       а) предупреждение;

       б) штраф;

       в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

       г) конфискация предмета, явившеюся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

       д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

       е) исправительные работы;

       ж) административный арест. 

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

         Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например, за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (ч. I ст. 100 КоАП), за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст. 141 КоАП)).

       Предупреждение, как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания  письменного постановления о  наложении административного взыскания. Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не может рассматриваться в качестве взыскания и вызывать правовых последствий.

       ШТРАФ

       Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных правонарушений и налагаемое в установленных законодательством случаях и пределах.

       Норма ст. 26 КоАП определяет: «Штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной Платы, а на должностных лип пятисоткратного размера минимальной заработной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 минимальной заработной платы».

       ВОЗМЕЗДНОЕ  ИЗЪЯТИЕ

      Возмездное  изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенною административного правонарушения. Возмездное изъятие как вид административного взыскания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное взыскание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудия совершения или явившихся непосредственным объектом правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взысканием.

      По  содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у правонарушителя, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмездности это изъятие отличается от другого административного взыскания – конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. При конфискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность государства.

       Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма передается бывшему  собственнику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

       Данная  мера административной ответственности  применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки  опасных веществ и предметов  на воздушном транспорте (ст. 107 КоАП). хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов (ст. 174 КоАП) и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов (ст. 176 КоАП).

       КОНФИСКАЦИЯ

       Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя (ст. 28 КоАП). 
 

       ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

       Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до пяти лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

       Срок  лишения такою права не может  быть менее 15 дней. Лишение права  управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

      Административное  взыскание в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, состоит в ограничении нарушителя права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ограничивает возможность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лишения права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

       Лишение права охоты не может применяться  к лицам, для которых охота  является основным источником существования (ст. 29 КоАП).

       ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ  РАБОТЫ

       Исправительные  работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней.

       АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  АРЕСТ

       Административный  арест назначается районным (городским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

       В главе 4 КоАП закреплен порядок применения мер административной ответственности. В ней сформулированы общие правила  наложения взыскания за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться  вес органы и должностные лица при применении мер административной ответственности.

       Взыскание за административное правонарушение применяется  лишь к лицу, в действиях которого установлен состав проступка, и в  пределах, установленных нормативным  актом.

       Законодатель  обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность. В ст. 33 и 34 КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

       Законодателем признается следующий примерный  перечень обстоятельств, смягчающих ответственность: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

       Перечень  обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

       Административное  взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 37 КоАП). В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Понятие и признаки административного правонарушения