Понятие и признаки административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки административного правонарушения (административного проступка) 4
1.1. Состав административного правонарушения 5
2. Виды административных взысканий 8
2.1. Предупреждение 9
2.2. Штраф 9
2.3. Возмездное изъятие 9
2.4. Конфискация 10
2.5. Лишение специального права 10
2.6. Исправительные работы 10
2.7. Административный арест 11
Заключение 13
Тесты 14
Ответы на тесты 18

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки административного правонарушения.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

содержание 
 
 

    Введение                                                                                                3

  1. Понятие и признаки административного правонарушения (административного проступка)                                                             4

    1.1. Состав административного правонарушения                        5

      2. Виды административных взысканий            8

      2.1. Предупреждение               9

      2.2. Штраф                         9

      2.3. Возмездное изъятие                      9

      2.4. Конфискация               10

      2.5. Лишение специального права            10 2.6. Исправительные работы                             10

      2.7. Административный арест            11 

        Заключение                             13

    Тесты                                                                                                14

    Ответы на тесты                                                                              18  

 

Введение

      Административное  взыскание является мерой ответственности  и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в, духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

      Административное  взысканиеэто мера административной ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения.

      Административное  взыскание всегда выражает отрицательную  оценку государством совершенного правонарушения. Применение административных взысканий является хотя и необходимым, но все же вспомогательным средством борьбы с административными правонарушениями. Применяя административное взыскание, государство сочетает принуждение и убеждение. Административное взыскание, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательный потенциал.

      Административное  взыскание как мера ответственности  применяется в целях:

   а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

   б) предупреждения совершения им новых правонарушений;

      в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

      Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общей и частной превенции).

      Специальное предупреждение заключается в том, что административное взыскание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого нарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель применения административных взысканий состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица не совершали более административных правонарушений. Административные взыскания выполняют в известной мере также функцию предупреждения преступлений. 

1. Понятие и признаки административного правонарушения (административного проступка)

       Понятие административного правонарушения сформулировано в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) 1984 г.

       Административным  правонарушением  признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

       Административная  ответственность наступает в  том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовную ответственность.

       Всем  административным правонарушениям присуши общие признаки, общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость деяния.

       По  своей социальной значимости действие либо бездействие тогда является антиобщественным, когда оно представляет опасность для общества, государства, создает угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняет вред интересам граждан. Именно степень общественной опасности того или иного деяния является критерием подразделения всех правонарушений на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Законодательство определяет, какое деяние и в какой степени является антиобщественным. Деяние, лишенное общественной опасности, не может квалифицироваться как административный проступок.

       Юридическим выражением признака общественной опасности  административного правонарушения является его противоправность, которая заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и ряда других отраслей права. Важно иметь в виду, что административной ответственностью обеспечивается соблюдение соответствующих норм права (административного, конституционного, гражданского, трудового, банковского и др.). Действие либо бездействие, не запрещенное нормами права, не является противоправным. Оно не может образовать административное правонарушение и, следовательно, повлечь административную ответственность.

       Однако  противоправное деяние только тогда  образует административное правонарушение, когда оно является виновным. Именно виновное нарушение служит основанием и необходимым условием привлечения к административной ответственности. Отсутствие вины (психического отношения лица к содеянному и его последствиям) исключает признание деяния административным правонарушением и, следовательно, административную ответственность лица. Виновные противоправные деяния могут быть совершены умышленно или по неосторожности.

       Безусловным признаком административного правонарушения является административная ответственность. Административным правонарушением признается лишь то общественное деяние, за совершение которого предусмотрена законом административная ответственность.

       Понятие административного правонарушения, приведенное в ст. 9 КоАП, отражает лишь общие социально-правовые признаки всех административных проступков. Вместе с тем каждый вид административных правонарушений имеет свои специфические признаки, которые содержатся в КоАП.

       Некоторые виды административных правонарушений находят конкретизацию, более широкое отражение в других законодательных актах (например, административные таможенные правонарушения содержатся в ст. 224 Таможенного кодекса, нарушения в области использования и охраны вод закреплены в ст. 96 Водного кодекса, нарушения в области пользования недрами определяются ст. 53 Кодекса о недрах). 

    1. Состав  административного  правонарушения

       Совокупность  установленных нормативными правовыми актами признаков (элементов), конкретизирующих, определяющих действие либо бездействие лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения (проступка).

       Признаки  состава административного правонарушения имеют практическое значение. Иногда при наличии всех признаков административного  правонарушения может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает административную ответственность. Признаками состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

       Объектом  административного правонарушения являются те охраняемые правом, нормами отраслей права (административного, конституционного, трудового, финансового, земельного, экологического и др.) общественные отношения, на которые посягает правонарушение, правонарушитель.

       Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом.

       Субъектами  административного  правонарушения являются физические и юридические лица.

       Субъективную  сторону административного  правонарушения характеризует психическое отношение субъекта к противоправному действию либо бездействию и его последствиям. Субъективная сторона при наличии других признаков состава правонарушения дает основание говорить о вине лица при совершении противоправного действия или бездействия и наступлении его вредных последствий.

       Не  подлежит административной ответственности  лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия  находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет  в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния (ст. 19 КоАП). 

Понятие административной ответственности

       Административная  ответственность один из наиболее распространенных видов юридической ответственности. В Республике Беларусь ежегодно привлекаются к административной ответственности более 3 млн человек. Наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной она направлена на защиту существующего правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву.

       Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного материальными нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение.

       Административная  ответственность обладает признаками, присущими юридической ответственности  вообще. Однако она отличается от других видов юридической ответственности  только ей присущими основными чертами.

  1. Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, которая состоит из законов, многочисленных законодательных и подзаконных актов, либо из норм об административных правонарушениях. Прежде всего следует указать на КоАП, принятый в декабре 1984 г. и до сих пор являющийся одним из основных источников законодательной основы института административной ответственности. Содержащиеся в законодательных и подзаконных актах нормы административной ответственности в своей совокупности образуют самостоятельный институт административного права. Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде и другими законами, законодательными и подзаконными актами; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права.
  2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок). -Уголовная ответственность наступает за преступления; дисциплинарная - за дисциплинарный проступок; материальная - за причинение материального вреда (ущерба) в результате совершения дисциплинарного проступка или гражданско-правовой деликт.
  3. Согласно КоАП субъектами административной ответственности являются только физические лица: граждане, должностные лица, несовершеннолетние и др. Требования к физическим лицам, привлекаемым к административной ответственности, содержатся в КоАП.

       В частности, физическое лицо подлежит административной ответственности при наличии вменяемости (т.е. если оно способно отдавать отчет в своих действиях или руководить ими) и достижении к моменту совершения административного правонарушения определенного возраста - 16 лет (ст. 12 КоАП). При этом к лицам до 18 лет не может применяться такая мера административной ответственности, как административный арест (ст. 31 КоАП). Комиссиями по делам несовершеннолетних к несовершеннолетним лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры ответственности, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (ч. 1 ст. 13 КоАП): обсуждение; обязательство извиниться перед потерпевшим (публично или в иной форме); предупреждение; выговор или строгий выговор; для несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, - обязанность компенсировать нанесенный материальный ущерб, если он имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает размера минимальной заработной платы, установленного на день совершения правонарушения: возложение на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штрафа в случаях и размерах, предусмотренных законодательством; ходатайство перед судом о направлении несовершеннолетнего в случае нарушения им правил общественного поведения в специальное учебно-воспитательное заведение.

Информация о работе Понятие и признаки административного правонарушения