Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:49, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть процесс пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Задачи работы: изучить основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; порядок возбуждения производства в надзорной инстанции; процессуальный порядок рассмотрения дел в порядке надзора; полномочия суда надзорной инстанции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА…………..………………………………..………….. 4
§1.1. Основания для пересмотра судебных постановлений
в порядке надзора………………………………………………………………. 4
§1.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции……….... 8
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ И ПОЛНОМОЧИЯ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ………………………………………...…….. 12
§ 2.1. Процессуальный порядок рассмотрения дел в порядке надзора…….. 12
§2.2. Полномочия суда надзорной инстанции………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………………………27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА…………..………………………………..………
§1.1. Основания для пересмотра судебных постановлений
в порядке надзора……………………………………………………………
§1.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции……….... 8
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ И ПОЛНОМОЧИЯ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ………………………………………...…….
§ 2.1. Процессуальный порядок рассмотрения дел в порядке надзора…….. 12
§2.2. Полномочия суда надзорной инстанции………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………………………27
ВВЕДЕНИЕ
Конституция РФ в статье 46 гарантирует каждому человеку и гражданину в Российской Федерации право на судебную защиту, которое реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В сфере гражданских правоотношений споры подлежат рассмотрению и разрешению в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Однако не все принятые судами судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, действительным обстоятельствам дела и юридическим взаимоотношениям сторон спора.
В таких случаях процессуальное законодательство предусмотрело институты пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу (надзорное производство).
Производство в суде надзорной инстанции как исключительная стадия гражданского процесса по исправлению ошибок, допущенных нижестоящими судами первой, второй и, в ряде случаев, надзорной инстанции, одновременно является одним из самых дискуссионных институтов.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Цель работы: рассмотреть процесс пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Задачи работы: изучить основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; порядок возбуждения производства в надзорной инстанции; процессуальный порядок рассмотрения дел в порядке надзора; полномочия суда надзорной инстанции.
ГЛАВА 1. ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
§1.1. Основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора
Надзорное производство — это деятельность указанных в законе участников гражданского судопроизводства при определяющей роли вышестоящих судов по проверке законности судебных актов нижестоящих судов, вступивших в законную силу.
Объектом надзорного обжалования являются вступившие в законную силу судебные постановления.
Субъектами права надзорного обжалования являются лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).[1]
По смыслу ст. 387 ГПК РФ и во взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод существенным нарушением, являющимся основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора – в отличие от оснований отмены судебных постановлений в кассационном порядке, может быть признано не всякое нарушение норм материального и процессуального права, из числа указанных в ст. 363 и 364 ГПК РФ.
Нормы материального права считаются неправильно примененными, если суд не применил закон, подлежащий применению, либо применил закон, не подлежащий применению.
Неприменение закона, подлежащего применению, бывает в тех случаях, когда суд не только не указывает в решении подлежащую применению норму материального права, но и разрешает дело вопреки нормам законодательства. С этим нарушением надзорная инстанция сталкивается и тогда, когда суд, разрешая дело, применил отмененный закон либо нормы подзаконного акта, противоречащие закону или принятые с нарушением установленного порядка.
Применения закона, не подлежащего применению, бывает в тех случаях, когда при разрешении дела суд руководствуется не той нормой материального права, которая регулирует спорное правоотношение. Подобное нарушение объясняется, как правило, неправильной квалификацией отношений сторон.
При неправильном истолковании закона суд применяет ту норму, которая подлежит применению в данном случае, но содержание и смысл ее понимает неверно, вследствие чего в своем решении делает неправильный вывод о правах и обязанностях сторон.[2]
Исходя из части 1 статьи 364 ГПК РФ под существенными нарушениями процессуального законодательства следует понимать, что нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела.
Все нарушения норм процессуального права в законе разделены на две группы. К первой относятся такие нарушения, которые во всех случаях влекут отмену решения, независимо от доводов протеста. Их принято называть безусловными основаниями к отмене решения. Все они перечислены в ст. 364 ГПК РФ.
Во вторую группу входят процессуальные нарушения, которые повлекли вынесение незаконного решения. Эти нарушения называются существенными нарушениями норм процессуального права без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Перечня таких нарушений в законе нет. В каждом конкретном случае суд должен сам определить, является ли данное процессуальное нарушение существенным и повлекло ли оно вынесение незаконного решения.
В ст. 390 ГПК РФ не указывается на необоснованность решений как на самостоятельное основание к их отмене, однако требование обоснованности решений закреплено в ст. 195 ГПК РФ. Невыполнение судом этих требований следует отнести к существенным нарушениям норм процессуального права, которые должны влечь отмену решения суда. К таким нарушениям, в частности, можно отнести неправильное определение судом предмета доказывания, обоснование решения недопустимыми доказательствами, вовлечение в процесс и исследование доказательств с нарушением установленных правил.
Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Как отметил Пленум Верховного суда в Постановлении от 12 февраля 2008 г. №2 иная точка зрения суда надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Вместе с тем применительно к отмене, изменению судебных постановлений в порядке надзора законодатель использует термин "существенные нарушения норм материального или процессуального права". Основания для отмены решений в кассационном порядке не содержат такой же формулировки. Безусловно, законодатель избрал оценочную норму, доверяя судьям каждый раз решить индивидуально вопрос о существенном характере нарушения права.
Вместе с тем можно предположить, что если в результате нарушения норм материального или процессуального права принято незаконное решение (ст. 363, ч. 1 ст. 364 ГПК РФ), то оно должно быть либо отменено, либо изменено (в зависимости от характера допущенных нарушений). Точно так же если нарушение процессуального законодательства выразилось в нарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, то такие нарушения должны толковаться как существенные, так как в любом случае такое решение будет незаконным. Во всех указанных случаях имеет место существенное нарушение норм материального и процессуального права, поскольку это нарушение привело к вынесению незаконного судебного постановления, чем нарушены права и законные интересы лиц, участвующих в деле, а возможно, и иных лиц.[3]
Вывод. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
§1.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции
Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ.
С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции вправе обращаться: Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции; прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного
округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.[4]
Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом если последний месяц срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. В том случае, если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Срок не считается пропущенным, если надзорная жалоба или представление прокурора были сданы в организацию почтовой связи до 24.00 последнего дня срока (ч. 3 ст. 107 и ст. 108 ГПК РФ).
Указанный срок может быть восстановлен по заявлению как физического лица, так и организации только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок. В отношении физических лиц к таким обстоятельствам могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние и иные, относящиеся к личности заявителя обстоятельства. В отношении организации такими обстоятельствами (с учетом наличия у нее объективно больших по сравнению с физическим лицом возможностей для соблюдения срока на обжалование) могут быть признаны любые обстоятельства, не зависящие от воли ее руководителей и (или) сотрудников, исключающие возможность своевременной подачи надзорной жалобы.[5]
Надзорная жалоба или представление прокурора подаются: 1) на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, на апелляционные решения и определения районных судов, на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; 2)на кассационные определения окружных (флотских) военных
судов, на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда; 3)на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в за конную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ; 4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ; 5)на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ.[6]
Информация о работе Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора