Основы конституционного права Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: как можно подробнее рассмотреть и изучит основы конституционного права Украины
Задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику и специфику конституционного права Украины.
2. Изучить конституционно-правовое регулирование государственной власти и местного самоуправления Украины.
3. Раскрыть конституционно-правовой статус личности Украины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика и специфика конституционного права Украины………………………………………………………………………………………..…4
Глава 2. Конституционно-правовое регулирование государственной власти Украины…………………………………………………………………………………………..6
2.1. Верховная Рада………………………………………………………………………………6
2.2. Президент………………………………………………………………………………...….8
2.3. Кабинет министров………………………………………………………………………...10
2.4. Судебная власть…………………………………………………………………………....10
2.5. Прокуратура………………………………………………………………………………..12
Глава 3. Конституционно-правовой статус личности Украины…………………………....14
Глава 4. Местное самоуправление Украины………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………………….23
Библиографический список……………………………………………………………….....24

Работа содержит 1 файл

к.р КП ЗС Украина.docx

— 56.84 Кб (Скачать)
"justify">     Раздел  VIII Конституции посвящен прокуратуре. Прокуратура не принадлежит ни к одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной). Она функционирует как независимый государственный орган и составляет единую систему (ст. 121).

     Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура, прокуратура  Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных) городские, районные, межрайонные, другие приравненные к  ним прокуроры, а также военные  прокуроры. Единство системы обеспечивается тем, что нижестоящие прокуроры  подчиняются вышестоящим, а все  прокуроры — Генеральному прокурору  Украины.

     Генеральный прокурор назначается на должность  с согласия Верховной Рады Президентом  Украины и освобождается от должности  Президентом Украины, причем при  освобождении от должности согласия Верховной Рады не требуется. Здесь  заложен механизм сдерживания противовесов между законодательной и исполнительной властью.

     Срок  полномочий Генерального прокурора  Украины — 5 лет.

     Основные  функции прокуратуры изложены в  ст. 5 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г. с последующими изменениями  и дополнениями и Конституции  Украины (ст. 121).

     При анализе положений ст. 5 Закона и  ст. 121 Конституции обращает на себя внимание то, что в Конституции  не закреплены такие функции прокуратуры, как надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, а также отсутствует функция расследования деяний, содержащих признаки преступления.

     Конституция Украины (ст. 121) определила новые направления  деятельности прокуратуры:

     1. Поддержание государственного обвинения  в суде. Недавно эта функция  считалась второстепенной. Чтобы  обеспечить 100%-ный уровень государственного  обвинения в суде, требуется кадровое  и финансовое обеспечение. Необходимо  не менее 2-х тысяч государственных  обвинителей.

     2. Представительство интересов гражданина  или государства в суде в  случаях, определенных законом.  Основанием для такого представительства  в суде могут быть обращения  к прокурору граждан, представителей  государственных органов, юридических  лиц и др. При нарушении законных  интересов граждан или государства  прокурор может осуществлять  представительство их интересов  в суде и по собственной  инициативе.

     3. Надзор за соблюдением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание, досудебное  следствие.

     Оперативно-розыскную  деятельность могут выполнять субъекты, указанные в Законе Украины от 18 февраля 1992 г. «Об оперативно-розыскной  деятельности». К ним относятся  оперативные подразделения органов  внутренних дел, органов Службы безопасности, приграничных войск, управления государственной  охраны.

     Органами  дознания являются: милиция, органы безопасности, командиры воинских частей, соединений, таможенные органы и др., указанные  в ст. 101 Уголовно-процессуального  кодекса Украины.

     4. Надзор за соблюдением законов  при исполнении судебных решений  по уголовным делам, а также  при применении иных мер принудительного  характера, связанных с ограничением  личной свободы граждан. Отсюда  вытекает, что прокуратура должна  осуществлять надзор за соблюдением  законов в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительно - трудовых  и воспитательно-трудовых колониях, а также психиатрических больницах  со строгим и усиленным надзором. 
 
 
 
 
 

Глава 3. Конституционно-правовой статус личности на Украине.

       Основой правового положения личности выступают права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые образуют правовой статус личности. Ядром правового статуса личности, и, в целом, правового положения личности является конституционный статус личности. Этим понятием охватывается совокупность закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей личности.4

     Правовое (гражданское) состояние личности отражает принадлежность лица к гражданству  Украины, либо принадлежность лица к  гражданству другого государства  или непринадлежность лица как к  гражданству Украины, так и к  гражданству любого другого государства (лицо без гражданства). Известны также  другие правовые (гражданские) состояния.

     Государство признает и гарантирует права  и свободы человека, защищает и  покровительствует ему за границей. Гражданин соблюдает законы и  предписания государства, выполняет  установленные им обязанности.

     Гражданство Украины регулируется Конституцией, Законом Украины «О гражданстве  Украины» и принятыми в соответствии с ними другими нормативно-правовыми  актами.

     Гражданами  Украины являются:

  • лица, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, которые к моменту вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украины» (14 ноября 1991 г.) проживали в Украине, не являлись гражданами других государств и не возражали против приобретения гражданства Украины;
  • лица, которые работали по государственному направлению, проходили военную службу или обучались за пределами Украины, при условии, если они родились либо доказали, что постоянно проживали на ее территории, не состояли в гражданстве других государств и не позднее чем через пять лет после вступления в силу Закона «О гражданстве Украины» изъявили желание стать гражданами Украины;
  • лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с Законом Украины «О гражданстве Украины».

     Документами, подтверждающими гражданство Украины, являются паспорт гражданина Украины, а для лиц до 16 лет — свидетельство  о рождении.

     Гражданство Украины приобретается

  • по рождению;
  • по происхождению;
  • путем приема в гражданство Украины;
  • вследствие .предоставления Гражданство Украины;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом Украины «О гражданстве Украины»;
  • по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

     Иностранцы  и лица без гражданства могут  быть по их ходатайствам приняты в  гражданство Украины.

     Условиями приема в гражданство Украины  являются:

  • отказ от иностранного гражданства;
  • постоянное проживание на территории Украины в течение последних пяти лет;
  • владение украинским языком в объеме достаточном для общения;
  • наличие законных источников существования;
  • признание и исполнение Конституции.

     В гражданство Украины не принимаются  лица, которые:

  • совершили преступление против человечества или осуществляли насильственные действия против национальной государственности Украины;
  • осуждены к лишению свободы за тяжкие преступления.

     Гражданство Украины  прекращается»:

  • вследствие выхода из  гражданства Украины;
  • вследствие утраты гражданства Украины;
  • по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

     Выход из гражданства Украины осуществляется по ходатайству лица в порядке, установленном  Законом.

     Гражданство Украины утрачивается:

  • вследствие поступления лица на военную службу, службу безопасности, в полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве без согласия на то государственных органов Украины;
  • если гражданство Украины приобретено вследствие представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
  • если лицо, находящееся за пределами Украины, не встало на консульский учет в течение пяти лет.

     При  изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами  Украины  или оба  выходят из гражданства Украины  соответственно изменяется гражданство  их детей, не достигших 14 лет.

     В решении вопросов гражданства Украины  принимают участие Президент  Украины, органы внутренних дел, Министерство иностранных дел Украины, дипломатические  представительства и консульские  учреждения Украины. Президент Украины  принимает решение о:

  • приеме в гражданство Украины;
  • восстановлении в гражданстве Украины;
  • выходе из гражданства Украины;
  • утрате гражданства Украины.

     Принципы, конституционного статуса личности имеют важное значение, поскольку  устанавливают комплекс руководящих  идей, составляющих политико-правовой фундамент правового положения  личности. Все другие институты и  нормы, определяющие правовое положение  человека и гражданина, базируются на этих принципах.

     Конституция закрепляет следующие принципы:

     — человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность — наивысшая социальная ценность (ст. 3);

     — свободное развитие личности (ст. 23);

     — неотчуждаемость и нерушимость  прав и свобод человека (ст. 21);

     — неограниченность правового статуса  человека и гражданина их конституционным  статусом (ст. 22);

     — недопущение сужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или  внесения изменений в действующие  законы (ст. 22);

     — свобода и равноправие людей (ст. 21);

     — равенство конституционных прав и свобод граждан и равенство  граждан перед законом (ст. 24);

     — равенство прав мужчин и женщин (ст. 24);

     — единство прав и обязанностей (ст. 24);

     — невозможность лишения гражданства  и права переменить гражданство (ст. 25);

     — невозможность выдворения гражданина Украины за пределы Украины либо выдачи его другому государству (ст. 25);

     — равенство правового статуса  иностранцев и лиц без гражданства  с правовым статусом граждан Украины  за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26);

     — равноправие супругов в браке (ст. 51);

     — равноправие детей независимо от происхождения (ст. 52). Конституция разграничивает понятие «человек» и «гражданин»  и исходит при этом из признания  идеи «естественных», «прирожденных», «неотчуждаемых» прав человека, суть которой состоит в том, что  права человека принадлежат ему  от рождения, имеют естественный характер, а государство может лишь регулировать их осуществление и устанавливать  для них гарантии, но не может  их отменить. Лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения  государство может, исключительно  на временной основе, ограничивать возможность осуществления некоторых  прав и свобод.

     Личные  права и свободы — это права  в сфере личной жизни и личной безопасности, они касаются индивидуальной, частной жизни человека. Конституция  закрепляет следующие личные права  и свободы человека'

     — право на  жизнь, (ст. 27);

     —уважение  достоинства (ст. 28);

     —.право  на свободу и личную  неприкосновенность, (ст. 29);

Информация о работе Основы конституционного права Украины