Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:23, контрольная работа
Цель работы: как можно подробнее рассмотреть и изучит основы конституционного права Украины
Задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику и специфику конституционного права Украины.
2. Изучить конституционно-правовое регулирование государственной власти и местного самоуправления Украины.
3. Раскрыть конституционно-правовой статус личности Украины.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика и специфика конституционного права Украины………………………………………………………………………………………..…4
Глава 2. Конституционно-правовое регулирование государственной власти Украины…………………………………………………………………………………………..6
2.1. Верховная Рада………………………………………………………………………………6
2.2. Президент………………………………………………………………………………...….8
2.3. Кабинет министров………………………………………………………………………...10
2.4. Судебная власть…………………………………………………………………………....10
2.5. Прокуратура………………………………………………………………………………..12
Глава 3. Конституционно-правовой статус личности Украины…………………………....14
Глава 4. Местное самоуправление Украины………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………………….23
Библиографический список……………………………………………………………….....24
В пределах своих полномочий Верховная Рада может создать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов и временные следственные комиссии.
Полномочия Верховной Рады являются чрезвычайно широкими (они определены в ст. 85 Конституции). Суть ее деятельности — законотворчество, но есть и другие, не менее важные, вопросы ее компетенции. Среди них — объявление по представлению Президента состояния войны и заключение мира, устранение Президента с поста в порядке импичменга, контроль за деятельностью правительства. Статья 87 предусматривает возможность принятия резолюции о недоверии Кабинету Министров.
Без Верховной Рады не обходится формирование важных органов и назначение должностных лиц: Генерального прокурора, судей. Председателя Антимонопольного комитета. Председателя фонда государственного имущества.
Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться (ст. 90).
Президент Украины структурно не входит ни в одну ветвь власти, но в то же время является главой государства и выступает от его имени (ст. 102). Чтобы разобраться в этом положении, следует осмыслить ст. 106 Конституции. В ней определяется место президента как главы государства. Он выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры, заключает международные соглашения, принимает верительные и отзывные грамоты послов других государств, назначает всеукраинский референдум, внеочередные выборы в Верховную Раду, прекращает полномочия парламента, если в течение месяца одной очередной сессии его пленарные заседания не могут начаться, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование и т.д.
Особенности выборов Президента Украины предусматривает ст. 103 Конституции, в которой определяются:
—
принципы выборов (общее, равное, прямое
избирательное право путем
— срок пребывания в должности — 5 лет;
—условия избрания на этот пост (проживание в Украине в течение десяти последних перед выборами лет, гражданство Украины);
— обязательное владение украинским языком;
— возраст не менее 35 лет.
Одно
и то же лицо не может быть Президентом
Украины более двух сроков подряд.
Тот, кто выбрал президентское кресло,
не может занимать другие должности,
заниматься предпринимательской
Конституция определяет срок пребывания в должности (5 лет) и время выборов — последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента.
Вступление Президента на свой пост освещено в ст. 104 Конституции. Звание Президента охраняется законом. Оно сохраняется пожизненно. Согласно ст. 105 Конституции, которой Президент пользуется правом неприкосновенности.
Полномочия
Президента предусмотрены ст. ст. 106,
107 Конституции. Уже указывалось
на ряд полномочий Президента как
главы государства. Они касаются
обеспечения государственной
Президент занимается и кадровыми назначениями: с согласия Верховной Рады назначает Премьер-министра Украины и прекращает его полномочия; назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия, назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора и освобождает его от должности, назначает половину состава Совета Национального банка Украины; назначает треть состава Конституционного Суда; назначает на должности и освобождает от должностей с согласия Верховной Рады Председателя Антимонопольного комитета. Председателя Фонда государственного имущества, Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию и др.
Он
координирует и контролирует деятельность
органов исполнительной власти в
сфере национальной безопасности и
обороны. Через Совет Президент
совмещает функции главы
Президент Украины издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для выполнения.
Постоянно
действующим органом при
Прекращение полномочий Президента предусмотрено статьями 108—112 Конституций.
Полномочия главы украинского государства прекращаются в случаях: отставки (ст. 109); невозможности выполнения своих полномочий по состоянию здоровья (ст. 110); устранения с поста в порядке импичмента (ст. Ш); смерти.
Президент
Украины может быть устранен с
поста Верховной Радой в
В случае досрочного прекращения полномочий Президента обязанности до вступления на пост нового Президента возлагаются на Премьер-министра. На значительную часть полномочий Президента (осуществлять помилование, назначать всеукраинский референдум и т.д.) Премьер-министр не имеет права (ст. 112).
ст. 113 Конституции, Кабинет Министров является высшим органом в системе исполнительной власти.
В состав Кабинета Министров входят:
Кабинет
Министров ответственный перед
Президентом Украины и
Полномочия Кабинета Министров определены ст. 116 Конституции.
Кабинет Министров издает постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.
Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей, которых в равных частях (по 6 судей) назначают Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины. Судей назначают сроком на 9 лет без права быть назначенными на повторный срок.
Требования к кандидату на должность судьи: не моложе 40 лет (надень назначения), является гражданином Украины, имеет высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживает на территории Украины в течение последних двадцати лет, знает государственный язык.
Лицо, избранное на должность судьи Конституционного Суда, не может занимать какие-либо оплачиваемые должности или выполнять иную оплачиваемую работу. В свободное от служебных обязанностей время может заниматься только научной, преподавательской и творческой деятельностью. Член Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям, движениям, профсоюзам.
Полномочия судьи прекращаются в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины».
Полномочия Конституционного Суда определены ст. 150 Конституции Украины и ст. 13 Закона «О Конституционном Суде Украины».
Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения.
По
результатам рассмотрения дел в
отношении конституционности
Конституционный
Суд дает заключения по вопросам официального
толкования Конституции и законов
Украины, о соответствии Конституции
действующим международным
Решения
и заключения Конституционного Суда
вместе с особым мнением судьи
публикуются в «Вестнике
Раздел VIII Конституции Украины посвящен правосудию.
Правосудие осуществляется лишь судом (ст. 124). Правосудие осуществляют профессиональные судьи и в определенных законом случаях народные заседатели и присяжные.
Присяжные заседатели в уголовном процессе, как правило, выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а в гражданском процессе решают вопросы факта.
Судопроизводство проводится судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных. Основные начала судопроизводства: законность, равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом, гласность, состязательность сторон, обеспечение доказанности вины, обеспечение обвиняемому права на защиту и др. предусмотрены ст. 129 Конституции.
Нынешняя редакция Конституции Украины (ст. 124) предусматривает изменения в системе судов, оставляя лишь две ветви:
Система
судов строится по принципу территориальности
и специализации (ст. 125); создание чрезвычайных
судов и особенных судов
Порядок
назначения судей, их полномочия и увольнение
регламентируются ст. 126, 127,128. Следовало
бы подчеркнуть, что правосудие могут
осуществлять лишь профессиональные судьи,
которые достигли 25-летнего возраста,
с высшим юридическим образованием,
проживают в Украине не менее
10 лет, обязательно владеют
Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на 5 лет осуществляется Президентом. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда, избираются Верховной Радой бессрочно (ст. 128).
Судьи не имеют права быть членами политических партий, профсоюзов, быть депутатами, занимать другие оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или творческой.
Конституция определяет и порядок освобождения судей (ст. 126).
Основным Законом предусмотрено создание нового для существующей судебно-правовой системы Украины органа — Высшего совета юстиции (ст. 131).