Основные принципы судебной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Общетеоретической основой исследования правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации послужили работы Земсковой А.В., которая в своем исследовании изучала направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции2, Волохова В. А., изучающему совершенствование законодательства о беженцах3, Сафонова В. Е., который определил некоторые проблемы процедуры установления статуса беженца в РФ4.

Работа содержит 1 файл

курсовая РКЮ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые  создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным  и другим причинам многомиллионные  потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства. Категория беженцев в международной миграции ежегодно составляет около 20 млн. человек.

     Актуальность  темы исследования заключается в  том что, на последнюю четверть XX века и начало нынешнего приходится многократное увеличение масштабов и расширение географии вынужденной миграции в мире, что является результатом сохраняющихся и вновь возникающих очагов политической напряженности, войн, этнополитических конфликтов, экологических катастроф. Распад СССР не только изменил политическую карту мира, но также обострил межэтнические конфликты, породил острейшие политические, экономические и социальные проблемы.

     Когда началась массовая вынужденная миграция населения в Российскую Федерацию (всего за 1992 - 1999 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев и беженцев)1, законодательство по вопросам убежища в стране отсутствовало. Назрела необходимость разработки государственной миграционной политики, и, прежде всего, ее законодательного обеспечения, включая вопросы правового регулирования предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца в Российской Федерации, с учетом мирового опыта и существующих реалий постсоветского пространства. Острый характер приобрела проблема соответствия российских правовых норм принципам и нормам международного права. Чрезвычайная актуальность и явно недостаточная степень изученности проблемы предопределили, выбор темы курсовой работы: «Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации».

     Объектом исследования - являются международные и национальные нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.

     Предметом исследования - является особенности  правового положения беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.

     Общетеоретической основой исследования правового  статуса беженцев и вынужденных  переселенцев на территории Российской Федерации послужили работы Земсковой А.В., которая в своем исследовании изучала направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции2, Волохова В. А., изучающему совершенствование законодательства о беженцах3, Сафонова В. Е., который определил некоторые проблемы процедуры установления статуса беженца в РФ4.

     Вышеизложенное  позволяет сформулировать цель курсовой работы: всестороннее исследование правового  статуса беженцев и вынужденных  переселенцев в Российской Федерации  и выработка рекомендаций по совершенствованию  данного института. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

     - раскрыть понятие «беженец», содержащее  как в международных нормах, так  в нормах российского законодательства;

     - исследовать особенности правового  положения беженца в Российской  Федерации;

     - комплексно исследовать правовой  статус вынужденного переселенца;

     - изучить вопросы регулирования  прав беженцев и вынужденных  переселенцев на законодательном  уровне.

     Настоящая работа состоит из введения, заключения, библиографического списка, а также  из двух глав, каждая из которых состоит из двух разделов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие «беженец» по международному и российскому законодательству

     Государство в качестве субъекта международного права характеризуется наличием двух материальных компонентов, а именно, территории и населения. Физические лица, проживающие на территории государства и находящиеся под его юрисдикцией, в совокупности составляют население данного государства. В состав населения не входят лица, которые пользуются дипломатическим иммунитетом. Правовое положение лиц, на которых распространяется территориальная юрисдикция данного государства, различно и в зависимости от этого выделяются такие группы, как граждане данного государства, граждане других государств (иностранцы), лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

     Существует  ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и другие.

     Войны между государствами, конфликты  немеждународного характера, политические преследования ведут к массовому  исходу населения в другие страны. Это сделало необходимым урегулирование правового положения беженцев, поскольку зачастую они оказываются в бесправном состоянии. Первые акты были приняты после Первой мировой войны.

     Правовой  основой регулирования правоотношений между отдельными категориями лиц, составляющих население государства, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней, Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г., Шенгенское соглашение и Дублинская конвенция 1990 г., Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. и другие5. В системе ООН для содействия решения вопросов, связанных с правовым статусом беженцев, образовано Учреждение по делам беженцев (Устав Управления принят Резолюцией ГАООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г.).

     За  время, прошедшее со дня создания ООН (Устав был подписан 26 июня 1945 г.), под ее эгидой была разработана  необходимая международно-правовая база и образован механизм для разрешения острейших проблем беженцев. В качестве целей ООН утверждалась гуманистическая направленность ее деятельности, провозглашенная в преамбуле: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций...». Основные цели и принципы ООН названы в ч. 1 ст. 2 Устава: «...осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

     В развитие положений Устава ООН были приняты Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.6, которые также определяют понятие «беженец» и юридические основания признания лица таковым. Конвенция разрабатывалась одновременно с созданием УВКБ и является базовым универсальным межгосударственным соглашением по проблеме беженцев. Она служит основным правовым средством международной системы их защиты и содержит общее определение понятия «беженец». Примечательно, что данная дефиниция не соотнесена с определенными национальными группами.

     Конвенция является фундаментальным документом действующего международного права  беженцев.

     Безусловно, Конвенция 1951 г. позитивно повлияла на решение проблем беженцев. Вместе с тем она содержит ряд ограничений, препятствующих своевременному оказанию помощи всем лицам, нуждающимся в политической, правовой и социальной защите.

     Ныне  основным актом является универсальная  Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. Учитывая актуальность для себя этой проблемы, Россия стала ее участницей в 1992 г.

     В статье 1 Конвенции содержится следующее определение понятия «беженец». Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследования. Таким образом, правовое регулирование положения беженцев согласно Конвенции охватывает несколько аспектов:

     - определение понятия «беженец»  и закрепление принципов их  невысылки и невыдачи;

     - предоставление беженцам по ряду  вопросов правового режима иностранцев  (например, в отношении гражданских,  гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, трудовых прав);

     - предоставление беженцам по определенным  вопросам национального режима (так,  беженцы, как и граждане данного  государства, уравнены в праве  обращения в суд, в получении  начального образования, правительственной помощи, в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).

     Вступление  России в Совет Европы придало  новый импульс работе по обеспечению  прав человека в Российской Федерации.

     Для Российской Федерации стало обязательно  руководствоваться в своей практической деятельности положениями, содержащимися в основных нормативно-правовых актах Совета Европы о правах человека. Особо отметим появившуюся необходимость соблюдения требований, содержащихся в Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания7.

     После присоединения к Конвенции 1951 г. в России в 1993 г. был принят Закон «О беженцах»8. В Законе подчеркивается, что он издан в соответствии с общепризнанными нормами международного права; в случае расхождения международного договора и Закона применяются правила договора, за исключением тех случаев, когда это может привести к ограничению прав беженцев по закону.

     Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие  гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания  его беженцем не влияет на его правовой статус беженца. Согласно ст. 1 Конвенции для государства, принимающего беженцев на своей территории, не должно быть различий между беженцами, сохранившими гражданство или его потерявшими.

     Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:

     1) не является гражданином Российской  Федерации;

     2) находится вне страны своей  гражданской принадлежности (а в  случае отсутствия определенного  гражданства - вне страны своего  прежнего обычного места жительства);

     3) покинуло указанную страну в  силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

     4) не может (не желает) пользоваться  ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

     К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые  покидают свою страну по экономическим  соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее  преступление против мира, военное  преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

     В принципе, государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

     Беженцам  предоставлен национальный режим. Кроме  того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных  переселенцев9, им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.

Информация о работе Основные принципы судебной власти