Охрана труда. Разрешение трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время никто не застрахован от того, что завтра он может оказаться без работы. Также можно получить увечье на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Для того чтобы быть готовым к этим непредвиденным ситуациям, необходимо знать свои права. И чтобы разобраться в своих правах и обязанностях, а также узнать, как можно их защитить, и необходима эта работа.
Целью данной работы по дисциплине "Право" является рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных.

Содержание

Введение
I. Охрана труда
1. Понятие охраны труда
2. Законодательство об охране труда
3. Государственные нормативные требования охраны труда
4. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда
5. Обязанности работника в области охраны труда
II. Трудовые споры
III. Задача
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

охрана труда.doc

— 146.50 Кб (Скачать)


министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственного бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО РГТЭУ)

 

Факультет Управления

Кафедра ______________________________

 

 

 

Контрольная работа 
по дисциплине «Финансовая математика»

Тема 28:

ОХРАНА ТРУДА. РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

 

 

 

 

Выполнил студент II курса, 23 группы 
Юскаева Эльвира Нимановна 
специальность ___________________________  
________________________________________ 
«___» ____________________________ 20__ г.

 

Рецензент Петровская Ксения Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 

3

I. Охрана труда

4

1. Понятие охраны труда

4

2. Законодательство об охране труда

5

3. Государственные нормативные  требования охраны труда

7

4. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных  
условий и охраны труда

8

5. Обязанности работника в области охраны труда

10

II. Трудовые споры 

11

III. Задача

17

Заключение

18

Список используемой литературы

19

   
   

 

Введение

 

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда заключается в том, чтобы охранять жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; способствовать их культурно-техническому росту (лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность) и гуманизации труда.

Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики, сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.

Правовое значение охраны труда заключается в том, чтобы способствовать работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; реализовывать субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.

В настоящее время  никто не застрахован от того, что завтра он может оказаться без работы. Также можно получить увечье на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Для того чтобы быть готовым к этим непредвиденным ситуациям, необходимо знать свои права. И чтобы разобраться в своих правах и обязанностях, а также узнать, как можно их защитить, и необходима эта работа.

Целью данной работы по дисциплине "Право" является рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных.

 

I. Охрана труда

1. Понятие охраны  труда

 

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а  в ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.

Охрана труда в широком смысле – это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как система правовых норм, регулирующих обособленные отношения в области охраны труда и образующих самостоятельный правовой институт охраны.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

  • нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда; правила государственного управления охраной труда и инструкции по охране труда;
  • нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда;
  • право работника на охрану труда и его гарантии;
  • специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью, а также работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ).

Итак, охрана труда как  институт труда трудового права  – это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами.

Организация охраны труда  включает:

  • государственное управление (ст. 216 Кодекса и ст. 11 Основ об охране труда), осуществляемое Правительством Российской Федерации;
  • органы охраны труда, (в отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий), ее планирование и финансирование;
  • предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

 

2. Законодательство об  охране труда

 

Охрана труда – важная проблема каждой страны. У нас централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, сочетаются с договорным методом, конкретизирующим этот минимум по социально-партнерским соглашениям, коллективным договорам, а также трудовым договорам (контрактам). Уже КЗоТ 1918 г. закреплял нормы охраны труда.

В настоящее время  основными нормативными актами об охране труда являются:

  • Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27);
  • Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда”, заменивший ранее действующий Закон РФ 1993 г. “Основы законодательства об охране труда” // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702;
  • раздел IX Трудового кодекса и его главы 41 и 42;
  • Закон РФ о профсоюзах (ст. 20);
  • иные нормативные акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда РФ и специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Рострудинспекцией, Госгортехнадзором и др.);
  • единые и отраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда (многие из них в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты);
  • система стандартов безопасности труда (ССБТ)1.

Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в России, принят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля 1995 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 1995. № 3. С. 27). На них и ориентируются при создании региональных и локальных актов по охране труда.

Генеральное трехстороннее  социально-партнерское соглашение на 2002–2004 гг. предусматривает создать и укрепить службы охраны труда, а также институт уполномоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственности, продолжить работу по разработке новых и пересмотру действующих нормативных правовых актов по охране труда. Другие социально-партнерские соглашения различных уровней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, где предусматриваются различные меры по ее улучшению. Комплексный Федеральный закон “Об основах охраны труда” закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре соответствующих главы: общие положения (ст. 1–7), право работников на охрану труда и его гарантии (ст. 8–10), обеспечение охраны труда (ст. 11 – 19), надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (ст. 20–22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время особенно важно. Статья 11 гл. V данного Закона предусматривает, что охраной труда управляет государство непосредственно через Федеральное Правительство или по его поручению федеральные органы исполнительной власти. Этот Закон закрепил единые принципы и нормы по охране труда, а также впервые (ст. 1) закрепил легально такие понятия, как: условия труда (в смысле охраны труда), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочего места, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат безопасности и понятие производственной деятельности. Указанные основные положения этого Закона нашли отражение в Трудовом кодексе РФ (ст. 209).

 

3. Государственные нормативные требования охраны труда

 

Конституция Российской Федерации предусматривает, что  каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст.7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Правовая система обеспечения  жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности в нашей стране получила закрепление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», разделе X Трудового кодекса РФ, а также в подзаконных нормативных актах, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, и в иных нормативно-правовых актах. В важнейшем комплексном нормативно-правовом акте, каким являются Основы, и Трудовом кодексе РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда, конкретизированы права работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и закреплены гарантии этих прав, предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда и т.д.

Законодательство об охране труда совершенствуется нормативной  частью социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, устанавливающих для работников дополнительные гарантии охраны труда.

Органы, осуществляющие управление охраной труда:

  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);
  • Московский городской центр условий и охраны труда;
  • ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  • Министерство здравоохранения и социального развития;
  • Департаменты охраны труда;
  • Государственная академия охраны труда;
  • Общероссийский центр охраны труда.

 

4. Обязанности работодателя  
по обеспечению безопасных условий и охраны труда

 

Требования об обеспечении  здоровых и безопасных условий труда  для работников, предъявляемые к работодателю, предусмотрены ст. 212, 220–223 Кодекса и содержатся в обязательных для администрации единых межотраслевых и отраслевых правилах по технике безопасности и производственной санитарии. Многие из этих правил включены в государственные стандарты, имеется довольно широкая система стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных для всех работодателей. Межотраслевые правила и стандарты утверждены на те виды работ, которые применяются в различных отраслях народного хозяйства (газосварочные, слесарные, токарные и т. д.), а отраслевые – на виды работ конкретных отраслей (машиностроения, химическая, угольная, текстильная и т. д.).

Информация о работе Охрана труда. Разрешение трудовых споров