Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:48, контрольная работа
В данной работе рассмотрена основная составляющая системы взаимоотношений государства и личности – гражданство.
Гражданство - один из основных элементов, который определяет начала взаимоотношений государства и личности, то главное условие, которое необходимо для распределения на него прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также зашита его государством, где бы он ни находился.
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь.
Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь.
Академия Управления при президенте Республики Беларусь
Институт государственного управления
Кафедра
теории государства и права
Контрольная работа
по дисциплине «Конституционное право»
вариант
№4
Выполнила:
студентка 2 курса,
заочная форма обучения
на базе среднего образования
гр. ГУПзс-3
поток 1
Ермолович
Анастасия
Руководитель:
Минск, 2007
Содержание
Задача:
Гражданка Литвы П., которая родилась в 1958 г. в г. Могилёве, ранее состоявшая в гражданстве СССР, имеющая близких родственников в г. Минске желает переехать на постоянное жительство в Беларусь и стать гражданкой Республики Беларусь.
В каком порядке
гражданка Литвы П. может приобрести
гражданство Республики Беларусь? Обоснуйте
свой ответ.
В данной работе рассмотрена основная составляющая системы взаимоотношений государства и личности – гражданство.
Гражданство - один из основных элементов, который определяет начала взаимоотношений государства и личности, то главное условие, которое необходимо для распределения на него прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также зашита его государством, где бы он ни находился.
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Республики Беларусь и Законом "О гражданстве Республики Беларусь" от 1 августа 2002 года.
Кроме того, на основе Закона «О гражданстве Республики Беларусь» Указом Президента республики Беларусь от 17 ноября 1994 года, в редакции Указа от 4 ноября 2002 года утверждено Положение «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь».
Все вышеизложенные акты, регламентируют нормы гражданства.
Действующая Конституция Республики Беларусь определяет основные, фундаментальные принципы гражданства, которые отнесены к основам конституционного строя.
В настоящий момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.
Этот
подход означает признание человека
и государства равноправными, равнообязанными
субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Любой человек, независимо от того, является он гражданином, иностранцем, или лицом без гражданства, имеет очевидную правовую связь с государством, на территории которого этот человек находится. Поскольку он вступает в разнообразные общественные отношения, то для него обязательны законы данного государства.
Понятия «гражданин» и «гражданство» известны человеку с давних времён, но в разные эпохи они имели неодинаковый смысл. Уже в древнеримском рабовладельческом государстве население разделялось на граждан и неграждан. Гражданами на то время считались представители свободного сословия и прежде всего представители господствующего класса. Таким образом, гражданство в древний период означало принадлежность к классу рабовладельцев. Именно представители этого класса обладали всеми правами и возможностью участвовать в решении государственных дел. Другую категорию населения составляли рабы. Они были абсолютно бесправные, потому что не являлись гражданами, зато несли множество обязанностей.
В период феодализма возникает новое понятие – «подданство». На этапе феодальной раздробленности подданством называлась юридическая связь феодала с людьми, которые проживали в его владениях и выполняли в его пользу определённые повинности, например платили дань, различные сборы и т.д. Со времён возникновения абсолютных монархий подданство означает подчинение феодальному монарху.
Буржуазные революции ликвидировали феодальные отношения, основанные на личной зависимости работника от хозяина, уничтожили сословно-правовые привилегии, установленные в феодальном обществе для господствующего класса. Все члены общества объявлялись равноправными гражданами, а в понятие «гражданства» тем самым вкладывался новый смысл – принадлежность индивида государству. Принятая, например, во время Великой Французской революции (1789 – 1794) Декларация прав человека и гражданина провозглашала равенство всех граждан в государстве.
Нужно также отметить, что в дальнейшем в некоторых странах сохранился институт подданства. Прежде всего это касается тех государств, которые по форме правления относятся к монархиям. Так в России, например, до 1917г. законодательство не знало понятия «гражданства». Все жители Российской империи считались подданными царя. Они разделялись на несколько категорий: природные подданные, инородцы, финляндские обыватели и др. каждая категория обладала разными правами. Так же подданство существовало и в монархической Болгарии.
Но со всего этого, естественно, не вытекает, что подданство сохраняется в тех государствах, которые относятся к монархиям, а гражданство свойственно только странам с республиканской формой правления.
В юридической и политической литературе нет единого подхода к понятию «гражданство». Одни авторы понимают названный термин как «устойчивую политико-правовую связь лица с государством», другие – как «политико-правовую общность, которая охватывает граждан», третие – как «принадлежность лица государству», четвёртые рассматривают его «объединяя принадлежность лица государству с устойчивой связью с ним, причём принадлежность чаще всего ставят на первое место», пятые объясняют гражданство как «конституционно-правовое достижение».
На самом же деле понятие «гражданство» многогранно и его надо рассматривать в нескольких аспектах, которые относятся как к человеку так и к государству:
Гражданство – устойчивая политико-правовая принадлежность лица государству, которое определяет правовое положение этого лица как внутри государства, так и за его границами, в международных отношениях.
Владение гражданством означает, с одной стороны, полное и постоянное нахождению лица под воздействием независимой государственной власти, а с другой – наделение его широким комплексом прав, в том числе и публичных. Иностранные юристы тем самым отличают два основных положения лица в государстве: как подданного (в смысле подчинения лица государственной власти) и одновременно как гражданина (в смысле явной публичной правоспособности).
Гражданство как понятие государственно-правовое связано с государственным суверенитетом. Суверенитет представляет собой неотъемлемый атрибут государственной власти, которая находит своё выражение в её верховенстве и единстве, в независимости от другой власти внутри страны и от любой государственной власти за её пределами.
Этим
суверенитет предусматривает
Государственная власть, устанавливая правовой порядок в государстве, определяет тем самым и правовое положение своих граждан. Верховенство государственной власти осуществляется путём установления в государстве определённого гражданства. Именно оно является тем важнейшим правовым средством, на основе которого осуществляется юрисдикция государства над населением в рамках государственных границ. Более того, принадлежность индивида к гражданству предусматривает участие граждан в осуществлении самой государственной власти, в реализации её суверенитета. Однако только само государство уполномочено устанавливать, изменять или приостанавливать эту специфическую правовую связь с лицом, которая называется гражданством.
Характеризуя
связь гражданства с
Господствующее положение среди таких норм занимают нормы конституции. Но характер и объём конституционного регулирования гражданства неоднозначны. Одни нормы непосредственно относятся к гражданству, образуя его принципы, другие носят общий характер и применяются как применительно к гражданству, так и к другим отношениям.
Юридические нормы, которые регулируют отношения гражданства, обычно делятся на следующие группы:
Таким образом, гражданство – это постоянная, устойчивая, неограниченная в пространстве политико-правовая связь лица с государством, которая порождает правовое положение как внутри государства, так и за её пределами, и которая обеспечивает лицу возможность активного участия в экономической, политической и общественной жизни.
Кроме того, под гражданством понимается не только определённая правовая связь между человеком и государством, но и государственно-правовой институт, то есть определённый, внутренне единый комплекс правовых норм, которые регулируют отношения в области признания, приобретения и утраты гражданства.
Нормам, которые регулируют отношения гражданства, свойственен характерный вид юридических фактов, которые лежат в основе возникновения, изменения или прекращения рассматриваемых правовых отношений.
Этими фактами могут быть как действия лица, так и события, независимые от воли и желания последнего. Так, при установлении гражданства лица в результате рождения, принято исходить из двух основных начал:
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Конституционное право» вариант №4