Контрольная работа по дисциплине «Конституционное право» вариант №4

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена основная составляющая системы взаимоотношений государства и личности – гражданство.

Гражданство - один из основных элементов, который определяет начала взаимоотношений государства и личности, то главное условие, которое необходимо для распределения на него прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также зашита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Содержание

Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь.
Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

К.Р. по Конст.Праву вар.4.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Академия  Управления  при президенте Республики Беларусь

Институт  государственного управления

Кафедра теории государства и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Конституционное право»

вариант №4 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка 2 курса,

                  заочная форма обучения

                  на  базе среднего образования

                  гр. ГУПзс-3

                  поток 1

                  Ермолович Анастасия 

                  Руководитель: 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск, 2007

 

Содержание 
 
 

 

Вопросы

 
  1. Понятие и  принципы гражданства Республики Беларусь.
  2. Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь.
 

    Задача:

    Гражданка Литвы  П., которая родилась в 1958 г. в г. Могилёве, ранее состоявшая в гражданстве СССР, имеющая близких родственников в г. Минске желает переехать на постоянное жительство в Беларусь и стать гражданкой Республики Беларусь.

    В каком порядке  гражданка Литвы П. может приобрести гражданство Республики Беларусь? Обоснуйте свой ответ. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

 

       В данной работе рассмотрена основная составляющая системы взаимоотношений государства и личности – гражданство.

       Гражданство - один из основных элементов, который определяет начала взаимоотношений государства и личности, то главное условие, которое необходимо для распределения на него прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также зашита его государством, где бы он ни находился.

    Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

    Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Республики Беларусь и Законом "О гражданстве  Республики Беларусь" от 1 августа 2002 года.

    Кроме того, на основе Закона «О гражданстве  Республики Беларусь» Указом Президента республики Беларусь от 17 ноября 1994 года, в редакции Указа от 4 ноября 2002 года утверждено Положение «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь».

    Все вышеизложенные акты, регламентируют нормы гражданства.

    Действующая Конституция Республики Беларусь определяет основные, фундаментальные принципы гражданства, которые отнесены к основам конституционного строя.

    В настоящий момент гражданство как  связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

    Этот  подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История возникновения гражданства

 

    Любой человек, независимо от того, является он гражданином, иностранцем, или лицом  без гражданства, имеет очевидную  правовую связь с государством, на территории которого этот человек находится. Поскольку он вступает в разнообразные общественные отношения, то для него обязательны законы данного государства.

    Понятия «гражданин» и «гражданство»  известны человеку с давних времён, но в разные эпохи они имели неодинаковый смысл. Уже в древнеримском рабовладельческом государстве население разделялось на граждан и неграждан. Гражданами на то время считались представители свободного сословия и прежде всего представители господствующего класса. Таким образом, гражданство в древний период означало принадлежность к классу рабовладельцев. Именно представители этого класса обладали всеми правами и возможностью участвовать в решении государственных дел. Другую категорию населения составляли рабы. Они были абсолютно бесправные, потому что не являлись гражданами, зато несли множество обязанностей.

    В период феодализма возникает новое  понятие – «подданство». На этапе  феодальной раздробленности подданством  называлась юридическая связь феодала  с людьми, которые проживали в его владениях и выполняли в его пользу определённые повинности, например платили дань, различные сборы и т.д. Со времён возникновения абсолютных монархий подданство означает подчинение феодальному монарху.

    Буржуазные  революции ликвидировали феодальные отношения, основанные на личной зависимости работника от хозяина, уничтожили сословно-правовые привилегии, установленные в феодальном обществе для господствующего класса. Все члены общества объявлялись равноправными гражданами, а в понятие «гражданства» тем самым вкладывался новый смысл – принадлежность индивида государству. Принятая, например, во время Великой Французской революции (1789 – 1794) Декларация прав человека и гражданина провозглашала равенство всех граждан в государстве.

    Нужно также отметить, что в дальнейшем в некоторых странах сохранился институт подданства. Прежде всего это касается тех государств, которые по форме правления относятся к монархиям. Так в России, например, до 1917г. законодательство не знало понятия «гражданства». Все жители Российской империи считались подданными царя. Они разделялись на несколько категорий: природные подданные, инородцы, финляндские обыватели и др. каждая категория обладала разными правами. Так же подданство существовало и в монархической Болгарии.

    Но  со всего этого, естественно, не вытекает, что подданство сохраняется  в  тех государствах, которые относятся  к монархиям, а гражданство свойственно  только странам с республиканской  формой правления.

1. Понятие гражданства

 

    В юридической и политической литературе нет единого подхода к понятию «гражданство». Одни авторы понимают названный термин как «устойчивую политико-правовую связь лица с государством», другие – как «политико-правовую общность, которая охватывает граждан», третие – как «принадлежность лица государству», четвёртые рассматривают его «объединяя принадлежность лица государству с устойчивой связью с ним, причём принадлежность чаще всего ставят на первое место», пятые объясняют гражданство как «конституционно-правовое достижение».

    На  самом же деле понятие «гражданство» многогранно и его надо рассматривать в нескольких аспектах, которые относятся как к человеку так и к государству:

  1. как фактическое состояние принадлежности лица конкретному государству;
  2. как первоначальный импульс, который создаёт возможность для гражданина обладать конституционными правами, свободами и нести обязанности перед государством и обществом (это значит владеть конституционным статусом);
  3. как правовой институт, то есть как совокупность установленных государством юридических норм, которые регулируют общественные отношения в данной сфере;
  4. как оценку гарантий государства и её суверенитета.

    Гражданство – устойчивая политико-правовая принадлежность лица государству, которое определяет правовое положение этого лица как внутри государства, так и за его границами, в международных отношениях.

    Владение  гражданством означает, с одной стороны,  полное и постоянное нахождению лица под воздействием независимой государственной  власти, а с другой – наделение  его широким комплексом прав, в том числе и публичных. Иностранные юристы тем самым отличают два основных положения  лица в государстве: как подданного (в смысле подчинения лица государственной власти) и одновременно как гражданина (в смысле явной публичной правоспособности).

    Гражданство как понятие государственно-правовое связано с государственным суверенитетом. Суверенитет представляет собой неотъемлемый атрибут государственной власти, которая находит своё выражение в её верховенстве и единстве, в независимости от другой власти внутри страны и от любой государственной власти за её пределами.

    Этим  суверенитет предусматривает верховенство государственной власти в отношении  всех лиц, которые находятся на территории данного государства. Поэтому гражданство  является основным его признаком.

    Государственная власть, устанавливая правовой порядок  в государстве, определяет тем самым  и правовое положение своих граждан. Верховенство государственной власти осуществляется путём установления в государстве определённого  гражданства. Именно оно является тем важнейшим правовым средством, на основе которого осуществляется юрисдикция государства над населением в рамках государственных границ. Более того, принадлежность индивида к гражданству предусматривает участие граждан в осуществлении самой государственной власти, в реализации её суверенитета. Однако только само государство уполномочено устанавливать, изменять или приостанавливать эту специфическую правовую связь с лицом, которая называется гражданством.

    Характеризуя  связь гражданства с государственным суверенитетом, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: суверенитет каждого государства находит своё законодательное закрепление не только в конституциях,  но и в таких правовых актах, как законах о гражданстве (подданстве) соответствующего государства.

    Господствующее  положение среди таких норм занимают нормы конституции. Но характер и  объём конституционного регулирования  гражданства неоднозначны. Одни нормы  непосредственно относятся к  гражданству, образуя его принципы, другие носят общий характер и применяются как применительно к гражданству, так и к другим отношениям.

    Юридические нормы, которые регулируют отношения  гражданства, обычно делятся на следующие  группы:

  1. нормы конституции, которые выражаются в принципах единства, устойчивости, исключительности гражданства;
  2. закон о гражданстве, который регулирует на основе конституции порядок признания, приобретения и утраты гражданства;
  3. подзаконные акты, которые регулируют процессуальные отношения о признании, приобретении, утрате гражданства и иные вопросы, непосредственно связанные с гражданством (например, выдача свидетельства о гражданстве).

    Таким образом, гражданство – это постоянная, устойчивая, неограниченная в пространстве политико-правовая связь лица с государством, которая порождает правовое положение как внутри государства, так и за её пределами, и которая обеспечивает лицу возможность активного участия в экономической, политической и общественной жизни.

    Кроме того, под гражданством понимается не только определённая правовая связь  между человеком и государством, но и государственно-правовой институт, то есть определённый, внутренне единый комплекс правовых норм, которые регулируют отношения в области признания, приобретения и утраты гражданства.

    Нормам, которые регулируют отношения гражданства, свойственен характерный вид юридических фактов, которые лежат в основе возникновения, изменения или прекращения  рассматриваемых правовых отношений.

Этими фактами могут быть как действия лица, так и события, независимые  от воли и желания последнего. Так, при установлении гражданства лица в результате рождения, принято исходить из двух основных начал:

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Конституционное право» вариант №4