Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:01, реферат

Описание работы

Конституция – устройство, постановление. Одна из первых конституций была принята в США в 1787г. Истинный смысл и предназначение конституции состоит в том, чтобы обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить неотъемлемые права граждан, сбалансировать интересы всех слоев общества.

В России до 1918г. не было закона, который бы именовался конституцией.

Из истории нам известно, что первые попытки создать конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Но крепостная Россия в начале 19 века не была еще готова к перехода от господства царского самодержавия к власти права и закона.

Но с середины 19 века в России все же начинается медленный, трудный процесс вызревания первых ростков конституционного строя.

Работа содержит 1 файл

Реферат по обществу на тему Конституция РФ.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

   Завершается Основная часть Конституции главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции, и в каком порядке эти положения и предложения рассматриваются и принимаются.

   Второй  раздел Конституции называется «Заключительные и переходные положения». Здесь говорится о том, когда была принята Конституция РФ, когда она вступила в законную силу, а также о том, что действия предшествующей Конституции с принятием новой прекращаются. 

   Порядок пересмотра Конституции и принятие конституционных поправок. 

   Перемены  в общественно-политической жизни  страны влекут за собой изменения  Конституции. Бывает так, что поправки к Конституции в корне меняют ее значение.

   Конституция 1993 года различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром является изменение положений глав 1,2,9 Конституции. Внесение поправок направлено на изменение положений глав 3-8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав.

   Субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции являются: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

   Пересмотр положений глав 1,2,9.Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Это может сделать только Конституционное Собрание.

   Для созыва Конституционного Собрания требуется наличие двух условий:

  1. внесение предложения надлежащим органом;
  2. поддержка этого предложения Советом Федерации (107) и депутатов Государственной Думы (270).

   Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений должен определить Федеральный Конституционный закон, которого в настоящее время нет. Однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией закреплена.

   Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

  1. подтвердить неизменность Конституции, тогда процедура пересмотра заканчивается;
  2. разработать проект новой Конституции.

   Но  если Конституционное Собрание разработает  новую Конституцию, то она может  быть принята двумя путями:

  1. квалифицированным большинством в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;
  2. внесение проекта на всенародное голосование.

   Референдум  может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует  более половины избирателей, принявших  участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей, проживающих на территории РФ.

   Такой порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституцией призван обеспечить стабильность Конституционного строя и защиту Конституционных  прав и свобод граждан России.

   Поправки  к главам 3-8 Конституции.

   Поправки  к Конституции принимаются в  форме Федерального закона о поправке к Конституции, принятию, которого предшествуют две стадии: 

  1. Рассмотрение  Государственной Думой законопроекта  о поправке к Конституции.
  2. Рассмотрение Советом Федерации законопроекта о поправке к Конституции.
  3. Рассмотрение закона о поправке к Конституции законодательными (представительными) органами Субъектов Федерации.
  4. Подписание и официальное опубликование Президентом закона о поправке к Конституции.

   1. Рассмотрение Государственной Думой законопроекта о поправке к Конституции.

     Поступившие  в Государственную Думу предложения  о поправке к Конституции, направляются  в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены  вопросы конституционного законодательства  для проверки соблюдения требований Конституции об условиях и о порядке внесения предложений о поправке.

   По  результатам проверки указанный  комитет вносит

   одно  из двух предложений:

  1. принять закон к рассмотрению;
  2. возвратить его инициатору.

   Рассмотрение  Государственной Думой проекта закона осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. После одобрения законопроект в течении пяти дней направляется в Совет Федерации.

   2. Рассмотрение Советом Федерации законопроекта о поправке к Конституции.

   Закон считается принятым, если за его  одобрение проголосовало не менее  трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В противном случае указанный закон считается отклоненным, а процедура принятия поправки - прекращенной.

   Председатель  Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона о поправке к Конституции направляет в  Собрание законодательства РФ и «Российскую  газету» для всеобщего уведомления, включающее текст закона с указанием дат его одобрения.

   Закон о поправке к Конституции РФ не позднее пяти дней со дня принятия направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы Субъектов РФ для рассмотрения.

   3. Рассмотрение закона о поправке к Конституции законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.

   Законодательный орган субъекта Федерации обязан рассмотреть закон о поправке к Конституции в срок не позднее  одного года со дня принятия и в  течении четырнадцати дней направить принятое постановление о законе в Совет Федерации.

   Совет Федерации ведет учет данных о  рассмотрении закона о поправке к  Конституции законодательными органами субъектов Федерации и на своем  очередном заседании устанавливает  результаты этого рассмотрения.

   Одобренный  законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Федерации закон в  течении семи дней со дня установления результатов рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации  для подписания и официального опубликования.

   4. Подписание и официальное опубликование Президентом закона о поправке к Конституции.

   Президент в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает  его и осуществляет официальное  его опубликование, затем в месячный срок принятую поправку вносит в текст Конституции.

   В случае если закон о поправке к Конституции  не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее  чем двух третей субъектов Федерации, повторное внесение в Государственную  Думу предложения о данной поправке допускается не ранее, чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.

   Закон о поправке к Конституции вступает в силу со дня его официального опубликования, если не установлена другая дата вступления его в силу закона. Конституцию опубликовывают  с внесенными в нее поправками. 
 
 
 

   Заключение. 

     Итак, Конституция – основной закон страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу, это значит, сто все иные законы, правовые акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на Конституцию, не могут ей противоречить. Если, например, в Конституции записано, что достоинство личности охраняется государством (ст. 21), следовательно, никакой другой закон, юридический акт не может быть основанием для его изменения. Если наша Конституция гарантирует каждому свободу мысли и слова (ст. 29), то, это означает, что никакие другие законы, юридические акты не могут вводить каких-либо ограничений на свободу мысли и слова, например, цензуру.

   Существуют, правда, исключения, когда вводятся определенные ограничения действия законов, закрепленных в Конституции. Но ограничения эти предусмотрены  и четко регламентированы самой  же Конституцией. Так в статье 56  Конституции России предусмотрена возможность введения отдельных ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. Вводятся они с целью обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя с обязательным указанием пределов и срока действий этих ограничений. Важно также знать, что все статьи нашей Конституции имеют прямое действие, т. е. если нарушена какая-либо статья, можно обратиться в суд или другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

   Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель основного закона.

   Таковы  высший смысл и назначение нашей  Конституции как основного закона.

   Перед Конституцией стоят три главные задачи:

  1. закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
  2. упорядочить государственную связь;
  3. утвердить правосудие.

   Первая  задача означает, что в Конституции  должна быть закреплена и гарантирована  вся совокупность естественных и  неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.

   Правам  человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также  беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли  бы отменить эти права. Все это и будет служить гарантией нерушимости личного достоинства и свободы человека.

   Для того, чтобы упорядочить государственную  власть, необходимо полностью исключить  ее сосредоточие в одних руках. Для  этого должен быть использован принцип  разделения властей. С разделением властей связан также вопрос и о главе государства – Президенте России. Его статус должен быть четко определен в Конституции. Это нашло отражение в главах 3-8 Конституции РФ.

   Третья  задача требует такой организации  «третей власти», которое сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека, противостоять своеволию и беззаконию, от кого бы они не исходили.

   Эта задача изложена в главе 7 Конституции России.

   Я думаю, что, изучая Конституцию России, вникая в ее содержание, понимая заложенные в ней мысли и идеи, мы убеждаемся в том, что уважение к закону в  нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны. А также знание законов может очень помочь в дальнейшей жизни.  

      

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы

  1. Н.А. Машкин, И.М. Рассолов. Обществознание издательство Норма, Москва 2001 год.
  2. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.З. 20 век. – 3-е изд., переработал и исправил Главный редактор М.Д. Аксенова. – М.: Аванта -, 1999. - 704с.: ил.
  3. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образования, 2003. – 544., ил.
  4. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Представитель Науч. - ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. «Россия». - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. – 1007с.: ил.
  5. Словарь – справочник по обществоведению и основам Советского государства и права: Кн. Для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы Сост. Н.С. Чернавин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещения, 1990. – 288.
  6. «Человек и общество»: Л.Н. Богомобова, А.Ю. Лазебникова.
  7. Богомобова: «Введение обществознание». 

Информация о работе Конституция РФ