Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью дипломного исследования является изучение вопроса классификации конституций зарубежных стран. Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие вопросы:
1. Установить, что такое конституция, какого её место в системе правовых актов государства, рассмотреть исторические аспекты исследуемого вопроса.
2. Рассмотреть основные функции конституции и её юридические свойства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………...
3
1. Конституция, как основной закон государства
1.1. Основные понятия и определения, исторические аспекты…………..
1.2. Функции конституции, её юридические свойства…………………….
2. Классификация конституций………………………………….
2.1. Цели классификации, основные критерии
2.2. Виды конституций зарубежных стран …………………………….
2.3.Особенности различных видов конституций зарубежных стран
2.3.1. Классификация конституций по фактическому применению
2.3.2. Классификация конституций по времени принятия
2.3.3.. Унитарные и федеративные конституции.
2.3.4. Классификация по принадлежности самому федеративному государству или его субъектам
2.3.5.. Классификация в зависимости от характера политического режима.
2.3.6.. Писанные и неписанные конституции
2.3.7. Временные и постоянные конституции
2.3.8. Классификация конституций по способу изменения, внесения поправок, дополнений и отмены
Характеристика конституций зарубежных стран
Конституция Российской Федерации 1993 года.
Конституция Франции
Конституция Великобритании
Заключение………………………………………………………
В большинстве конституций не содержится оговорок в отношении их пересмотра, однако в некоторых встречаются такие ограничения либо по существу, либо временного характера. Чаще всего они касаются формы правления в стране. В Конституции Греции запрещено изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики, а также ряд специально указанных норм. Конституция Португалии в ст. 290, озаглавленной «Пределы пересмотра Конституции», установила перечень из 15 пунктов, которые должны уважаться при пересмотре; это республиканская форма правления, принцип всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании, принцип разделения властей и взаимозависимости органов власти и др.
Из смысла ст. 131 Конституции Бельгии 1831 года следует, что полный пересмотр этого акта невозможен.
В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя. Первой такой конституцией была французская 1791 года, запрещавшая всякий пересмотр в течение первых двух легислатур, то есть в течение четырех лет, а учитывая, что для вступления в силу поправок необходимо было принять их в течение трех последовательных легислатур, то только в 1801 году можно было бы изменить эту Конституцию (известно, впрочем, что следующая Конституция была принята уже в 1793 г.). Конституция Греции разрешают пересмотр только по истечении пяти лет после окончания процедуры предыдущего пересмотра.
В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало или продолжение процедуры пересмотра в случае оккупации иностранными войсками всей или части страны. Цель этой нормы — избежать повторения практики фашистского режима, во время которого 10 июля 1940 г. была упразднена конституция Третьей республики. Такое же запрещение включено в ст. 89 Конституции Франции 1958 года, а в 1968 году — в Конституцию Бельгии.
Процедуры изменения конституций чрезвычайно разнообразны, однако можно выделить несколько общих этапов. Субъекты права инициативы конституционного пересмотра — обычно те же, что и в нормальном законодательном процессе. Иногда к ним устанавливаются дополнительные требования. Конституция Греции, например, разрешает вносить предложение о конституционном пересмотре не менее чем 150 депутатам. Во Франции и Бельгии инициатива конституционного пересмотра принадлежит не только парламентариям, но и главе государства, действующему по предложению главы правительства. В Ирландии такая инициатива принадлежит только нижней палате Парламента16.
Процедуру конституционного
пересмотра можно условно разделить
на два этапа — принятие поправок
парламентом и их ратификацию, хотя
это не всегда четко просматривается
в нормах. Так, во Франции после
принятия поправок к Конституции
Парламентом Президент
Процедура рассмотрения проекта
конституционных поправок зачастую
сложнее процедуры рассмотрения
обычного законопроекта. Обычно предусматриваются
повышенные требования к большинству
голосов, необходимому для утверждения
проекта (например, в Японии нужно
согласие 2/3 общего числа членов каждой
палаты Парламента), устанавливаются
специальные сроки для
Для подготовки конституционных
поправок иногда образуются специальные
органы. В Австралии, например, в 1927
и 1958 годах образовывался
Если рассматривать
1.3. Конституция Российской Федерации
Происходящие в РФ с 90-х
годов преобразования вызвали необходимость
создания новой, демократической конституции.
Конституция важна и необходима
для любого современного государства,
прежде всего потому, что в ней,
как в основном законе, закрепляются
исходные принципы и назначение государства,
функции и основы его организации,
формы и методы его деятельности.
Конституция устанавливает
Самое главное в конституции (её первое предназначение) заключается в том, что она придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - это не первая конституция в истории нашего государства. Всего в России за период советской власти было принято и действовало 4 конституции.
Современная российская Конституция
отличается от прежних тем, что она
является основным законом самостоятельного,
действительно суверенного
Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает принципиально новое государство. Это государство существовало – в разных границах и при разных формах правления в течение многих столетий. Идея преемственности, сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституция Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории, она формулирует и фиксирует те изменения в первую очередь в политической и экономической сферах, накопившиеся за последние два десятилетия в ходе развития нашей страны.
Конституция 1993 года — основной закон нового Российского государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества. В ней определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Все это в значительной степени является существенным новшеством для нашего государства.
Крах в России тоталитарного государства означал начало создания принципиально нового для нас, правового государства. Это потребовало внесения существенных поправок в Конституцию Российской Федерации. В первую очередь были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком подлинной демократии.
Новая Конституция занимает верховенствующие положение во всей правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, указы Президента, постановления правительства, должны соответствовать положениям Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. 17
Рассматривая Конституцию как основной закон, следует вместе с тем подчеркнуть, что сама она действует прямо, непосредственно. Этот принцип особо выделен в отношении прав и свобод человека и гражданина. Как сказано в статье 18, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Однако действие многих конституционных
норм проявляется в полной мере только
в комплексе с текущим
Конституция Российской Федерации разрабатывалась в качестве сравнительно краткого правового акта. Предложения о том, чтобы значительно увеличить текст, уподобить в этом плане Конституцию традиционному отраслевому кодексу были отвергнуты с самого начала. «Конституция должна быть обозримым целостным актом, закрепляющим статус человека в государстве и основы государственного строя. Положения же имеющие производное значение либо конкретизирующие конституционные нормы, должны содержаться в федеральных законах.»18 Бесспорно, что Конституция не может быть и чрезмерно краткой, ибо тогда за ее пре делами остались бы существенные идеи и положения.
Главным, определяющим критерием демократии и гуманизма любой конституции является закрепляемая ею мера свободы личности, ее защищенности от произвола и беззакония. Материальное и духовное процветание общества, гражданский мир и согласие возможны лишь там, где человек не только на словах, но и на деле становится высшей ценностью, а его права и свободы — смыслом и назначением государства.
Для России идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционного строя. Основной закон страны принят и действует не столько ради оформления новой государственности, а прежде всего для закрепления статуса человека и гражданина. Само государство организуется и действует таким образом, чтобы человек был не простым «винтиком» в государственной организации, а высшей ценностью, целью всех общественных преобразований.
Конституция
Российской Федерации 1993 года отражает
кардинальные перемены, происшедшие
в жизни российского общества,
в его экономике, политике, идеологии,
максимально полно и
Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок»20.
Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.
Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих условиях президент де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей;
правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был обсужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие конституции принимались парламентами.21