Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью дипломного исследования является изучение вопроса классификации конституций зарубежных стран. Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие вопросы:
1. Установить, что такое конституция, какого её место в системе правовых актов государства, рассмотреть исторические аспекты исследуемого вопроса.
2. Рассмотреть основные функции конституции и её юридические свойства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………...
3
1. Конституция, как основной закон государства
1.1. Основные понятия и определения, исторические аспекты…………..
1.2. Функции конституции, её юридические свойства…………………….
2. Классификация конституций………………………………….
2.1. Цели классификации, основные критерии
2.2. Виды конституций зарубежных стран …………………………….
2.3.Особенности различных видов конституций зарубежных стран
2.3.1. Классификация конституций по фактическому применению
2.3.2. Классификация конституций по времени принятия
2.3.3.. Унитарные и федеративные конституции.
2.3.4. Классификация по принадлежности самому федеративному государству или его субъектам
2.3.5.. Классификация в зависимости от характера политического режима.
2.3.6.. Писанные и неписанные конституции
2.3.7. Временные и постоянные конституции
2.3.8. Классификация конституций по способу изменения, внесения поправок, дополнений и отмены
Характеристика конституций зарубежных стран
Конституция Российской Федерации 1993 года.
Конституция Франции
Конституция Великобритании
Заключение………………………………………………………
Сфера конституционного регулирования
весьма широка. Однако большинство
норм Конституции посвящено
2. Классификация конституций
2.1. Цели классификации конституций
Возможность классификации
конституций вытекает из их значительного
сходства, а именно, сходства круга
вопросов, которые они регулируют
и сходство внешних формальных признаков
этих актов. Следует отметить, что
речь идёт о классификации главным
образом юридических
Классификация конституций, их деление по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определению места того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры6.
Классификация облегчает
восприятие общей картины конституционного
законодательства в мире. В то же
время, классификация конституций,
как и любая другая классификация
вообще, носит условный характер. Дело
в том, что конституции отличаются
друг от друга спецификой принятия,
особенностями соотношения
С помощью классификации выявляются общие, существенные признаки конституций. Классификация позволяет точнее определить природу конституций и их особенности, глубже вникнуть в их содержание. Она ведет к четкому оформлению общественных знаний о конституции.
2.2. Основные критерии, используемые при классификации конституций разных государств
В настоящее время более 100 стран мира имеют собственные конституции. Эти страны различаются формами государственного и территориального устройства, политическим, экономическим и культурным строем.
История
конституции как
Классификацию конституций можно производить по разнообразным параметрам и признакам.
По фактическому применению можно выделить конституции юридические и фактические.
По времени принятия конституции можно подразделить на “старые” и “новые”. В зависимости от формы территориального устройства государства принято выделять конституции унитарные и федеративные, различающиеся в первую очередь сферой и детальностью регулирования.
По принадлежности самому федеративному государству или его субъектам конституции делят на федеральные и конституции субъектов федерации. По способу объективирования конституции бывают писанными и неписаными, это деление отчасти близко к выделению юридических и фактических конституций. По степени сложности процедуры внесения поправок, изменений и дополнений конституции подразделяют на гибкие и жесткие, иногда также выделяют особо жесткие конституции.
В большинстве случаев конституции действуют на постоянной основе, однако вполне реально принятие конституции, предназначенной для применения в течение какого-то определенного, обычно переходного периода в истории государства. Таким образом, конституции могут быть постоянными и временными. Возможная классификация конституций по их содержанию, по фактическому предоставлению прав и свобод гражданам, по степени их защищенности, на реакционные и демократические.
Классификацию конституций можно производить по разнообразным параметрам и признакам:
1. По фактическому применению;
3. В зависимости от
формы территориального
4. По принадлежности самому федеративному государству или его субъектам;
5. В зависимости от
характера политического
6. По способу объективирования;
7. По времени действия конституции;
8. По степени сложности процедуры внесения поправок, изменений и дополнений;
9. Другие критерии.7
Выше в работе были затронуты основные критерии классификации конституций зарубежных стран. Рассмотрим их подробнее.
Все мировые конституции можно разделить на юридические и фактические. Под юридической конституцией государства подразумевается конституция, которая существует документально, принята установленным законом образом, и закрепляет основы государственного, политического и экономического устройства конкретной страны.
Но необходимо понимать,
что юридическая конституция
по своей сути это просто документ,
бумага. При реальном применении конституции
в жизни возникает масса
Самой оптимальной является
ситуация, когда юридическая и
фактическая конституции
Существенные расхождения
между юридической и фактически
действующей конституциями
2.3.2. Классификация конституций по времени принятия
Как уже было указано выше, история конституций в мире насчитывает чуть более 200 лет. Таким образом, в зависимости от времени и эпохи принятия, срока действия, конституции условно подразделяют на старые (принятые в XVIII – XIX веках) и новые (принятые в XX веке, в основном после Второй мировой войны). К старым конституциям можно отнести конституцию США (1787 год), Норвегии (1814 год), Бельгии (1831 год), Люксембурга (1868 год), Швейцарии (1874 год).
Для старых конституций типичен
более общий характер. Так, например,
Конституция Соединенных Штатов
Америки содержит лишь общие принципы
организации центральной
Конституции, созданные и принятые в XX веке, разработаны, как правило, гораздо более детально, чем их предшественницы с учетом накопившегося опыта конституционного регулирования общественной жизни государства.
2.3.3.. Унитарные и федеративные конституции.
В зависимости от формы территориального устройства государства конституции делятся на унитарные и федеративные.
Федеративные государства состоят из республик, земель, кантонов, провинций, штатов и других субъектов федерации. Унитарные государства представляют собой одно, единое, неделимое государство. Соответственно, форма государственного устройства накладывает свой отпечаток на конституцию.
Унитарные и федеративные конституции различаются по кругу регулируемых вопросов. Федеративные конституции в обязательном порядке должны содержать раздел, посвященный предметам совместного ведения и определяющий сферы, регулируемые законодательством на уровне субъектов федерации. В унитарных конституциях такой раздел отсутствует.
2.3.4. Классификация по принадлежности самому федеративному государству или его субъектам
По принадлежности самому
федеративному государству или
его субъектам, конституции делятся
на федеральные конституции и
конституции субъектов
Конституции данного типа
могут существовать только в федеративных
государствах со сложным устройством.
В таких случаях федеральные
конституции являются главенствующими,
в то время как конституции
субъектов федерации будут
2.3.5.. Классификация в зависимости от характера политического режима.
В зависимости от характера политического режима, конституции делятся на демократические и реакционные (авторитарные). Конечно, это деление в значительной мере условное. Данное деление лучше использовать, говоря о фактических конституциях, то есть о тех, которые реально действуют и положения и принципы которых действительно используются в управлении государством, так как юридическая конституция может содержать сколь угодно много идеальных, демократических принципов, но существовать они могут только на бумаге, не имея ничего общего с действительностью.
Демократические конституции
гарантируют и защищают определенный
круг прав и свобод для своих граждан,
допускают свободное
Реакционные конституции могут ограничивать или запрещать деятельность политических партий или других организаций, устанавливать диктат одной партии (что было типично для советских конституций), определять пределы осуществления прав и свобод, ограничивать граждан в практической реализации неотъемлемых, естественных прав.
Для авторитарных, а особенно тотальных конституций, характерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическая насыщенность, вплоть до упоминания конкретных идеологий, враждебных существующему в стране строю, или, наоборот, признания приверженности одной определенной идеологии (коммунизма, ислама и т.п.). В авторитарных конституциях подчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, чем в демократических, например, создание государственных органов на корпоративной основе. Однако, следует иметь в виду, что демократические конституции иногда служат прикрытием авторитарного политического режима. Также, демократические режимы иногда для определённых целей сохраняют авторитарную конституцию (как правило, на переходный период).
Необходимо отметить, что
большинство юридических
2.3.6.. Писанные и неписанные конституции
По способу объективирования конституции бывают писанными и неписаными, это деление отчасти близко к выделению юридических и фактических конституций.
Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартную структуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретном случае, но в целом, имеющем много общего. Обычно писаная конституция включает преамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительные приложения.
Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки к прежней конституции и некоторым другим документам. По общему правилу преамбула, хотя и является составной частью текста конституции, но обычно она не носит нормативного характера. Ее положения считаются чисто вводными и декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами (например, преамбула к Конституции Франции). Очень часто современные конституции (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, большинство стран Латинской Америки) не имеют преамбулы, но общая тенденция все-таки сводится к тому, что новейшие конституции (в том числе российская) имеют в своем составе небольшую преамбулу.9