Юридическая практика и ее специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные такому разделу теории государства и права как юридическая практика. Эта тема очень важна тем, что юридическая практика является выражением действия права, т.е. является формой жизни права, выражением права в динамике.
Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
1. Понятие юридической практики……………… ……….. 7
1.1. . Структура юридической практики…………………… 11
1.2. Типы (виды, подвиды) юридической практики……… . 15
1.3.. Функции юридической практики……………………… 17
1.4 Взаимодействие юридической науки и практики………. 22
2. Пути совершенствования юридической практики……… 27
3.Конфликты в юридической практике и пути их решения... 32
Заключение………………………………………………………… 40
Библиографический список…………………………………… .. 42

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 66.35 Кб (Скачать)

Изучение юридической  практики происходит на теоретическом  и эмпирическом уровнях. Эмпирическое познание направлено обычно на отдельные  аспекты практики и опирается  на наблюдение фактов, их классификацию, первичные обобщения и описания опытных данных. Теоретическое исследование связано с разработкой и совершенствованием понятийного аппарата, глубоким и всесторонним изучением сущности явлений и процессов, выявлением закономерностей развития юридической практики. Если на эмпирическом уровне ведущей стороной является чувственное познание, то на теоретическом — рациональное, связанное с творческим синтезом понятий и категорий.

Оба уровня изучения практики присущи общей теории права и  государства и конкретным юридическим  наукам. Однако соотношение теоретических  и эмпирических звеньев в них  неодинаково. Уровень, а также сфера  теоретических обобщений в отраслевых и прикладных науках значительно  ниже и уже, чем в общей теории права и государства, поскольку  они исследуют лишь строго определенные (обусловленные их предметом) стороны, элементы и процессы юридической  действительности. Вместе с тем отраслевые и прикладные науки могут подниматься  до такого уровня абстрагирования в  изучении отдельных проблем, что  порой выходят далеко за пределы  исследуемых ими вопросов, достигают  общетеоретического уровня обобщений.

В зависимости от целей, направлений  научных исследований можно выделять такие основные их типы, как описательные, объяснительные, эвристические, прогностические  и другие.

Характер воздействия  науки (определенного исследования) на практическую жизнь во многом обусловлен тем, являются ли эти исследования фундаментальными или прикладными, теоретическими или  эмпирическими, описательными или  эвристическими и т. д. Но в любом  случае юридическая наука относится  к существенным факторам, детерминирующим  практику. В практической деятельности широко используются теоретические  понятия и категории, конструкции  и концепции. Исследование природы  юридической практики, ее содержания и формы, функций и закономерностей  развития, механизма преемственности  и других правовых явлений, процессов  и состояний направлены на повышение  эффективности и ценности юридической практики. Эти знания составляют теоретическую основу практической деятельности. Научное мышление представляет необходимый и важный элемент практики.

Юридическая наука призвана направлять организационно-практическую деятельность различных субъектов, изучать и корректировать формирующийся  личный и социально-правовой опыт, способствовать выработке и реализации юридической  политики в разнообразных сферах общественной жизни. Наука разрабатывает  методологию и методику юридического познания, систему специальных принципов, приемов, средств и правил, которые используются не только в теоретических исследованиях, но и в организационно-практической деятельности.

Правоведение призвано играть существенную роль в повышении правосознания  и правовой культуры населения и  должностных лиц, в деле правовой пропаганды и воспитания должного уважения к закону, праву, суду, правовым и  социальным ценностям.

Тесная связь юридической  науки с практикой должна обеспечиваться через расширение системы социальных заказов со стороны практических органов на исследование актуальных проблем, активизацию участия ученых в подготовке проектов законов и  иных правовых актов, проведении экспертиз, научно-практических конференций и  т. п.

С целью повышения эффективности  юридической науки необходимо создать  четкий организационно-правовой механизм внедрения результатов теоретических  исследований в конкретную практику. Разработка такого механизма — одна из важнейших задач юридической  науки.

 

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования юридической практики

Важная задача современной  науки — определение основных направлений и путей совершенствования  юридической практики.

Исследование природы, структуры  и функций юридической практики дает возможность выделить те ее типы (виды, подвиды), стороны и элементы, которые необходимо совершенствовать и качественно улучшать.   Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики, поскольку именно с ее помощью формируется нормативно-правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы. Нельзя, например, серьезно говорить о развитии рыночных отношений без достаточно разработанного и эффективного гражданского, торгового, земельного и финансового законодательства.

Изменения в механизме  правового регулирования, расширение договорных отношений. Между различными субъектами права, сферы правовой саморегуляции, переход от ограничительно-запретительных способов воздействия на частную  жизнь к общедозволительным, а  в публичной области — к  разрешительному порядку деятельности государственных органов и должностных  лиц требуют новых подходов ко всей концепции правотворчества, пересмотру всего ныне действующего; законодательства, приведению его в соответствие с  международными нормами о правах человека и другими актами международного права.2

Необходимо, чтобы в законах  и других нормативно-правовых актах  находили наиболее полное отражение  идеи свободы и ответственности, гуманизма и справедливости, равенства  и безопасности, господства права  и солидарности. Качество и эффективность рассматриваемой разновидности практики в значительной мере зависит также от реального воплощения в конкретной деятельности компетентных органов правотворческих принципов научности и демократизма, гласности и законности, целесообразности и экономичности, профессионализма и оперативности, плановости и непрерывности, стабильности и др.

Сложившаяся в России социально-экономическая, политическая и национальная ситуация, обстановка в сфере образования, культуры и духовной среды в целом  требуют повышения темпов законодательной  деятельности, скорейшего принятия основополагающих законов. Однако это не должно идти в ущерб их качеству. Многие недавно  изданные законы, указы Президента и акты Правительства в этом плане  подлежат существенной критике. Опыт правотворческой  и правоприменительной деятельности показывает, что некачественные и  противоречивые законы подрывают авторитет  издавшего их органа и 'всего законодательства, негативно влияют на экономику и  другие сферы общественной жизни, порождают  правовой нигилизм, трудно реализуются, обрастают массой разъяснений, ведомственных  инструкций, которые сводят на нет  суть основного акта.

Становится очевидным, что  процесс подготовки, принятия и опубликования  нормативных актов необходимо обеспечивать мерами материального, организационного, кадрового, научного и иного характера. Издание любого федерального закона или подзаконного акта нужно "увязывать" с бюджетом государства.

Следует организовать в стране высокоэффективную право-внедренческую  деятельность, своеобразный "сервис" после издания актов: содержание принятых нормативных актов должно широко освещаться в средствах массовой информации, весьма полезно давать их официальное и доктринальное  разъяснения, проводить социологические  измерения знаний нормативно-правовых предписаний и оптимальности  их реализации, проводить глубокое и всестороннее обобщение материалов правоприменительной практики и т. п.

На федеральном уровне, а также на уровне всех субъектов  Федерации следует разработать  и скоординировать их правотворческую  стратегию, обеспечить четкое планирование и прогнозирование всего законотворчества на достаточно длительную перспективу. Необходимо дальше совершенствовать юридическую  технику, тактику и методику всех типов (видов, подвидов) правотворческой  практики. В современных условиях больше внимания следует уделять  экономической и социальной, экологической  и демографической, правообеспечительной и компенсационной, контрольной  и другим важнейшим ее функциям, а также четкости и ясности  принимаемых правотворческих решений.

Большую роль в создании гармоничной правовой системы общества призвана играть правосистематизирующая практика, т. е. деятельность (сформированный на ее основе опыт) по сбору, учету, упорядочению и приведению в стройную систему  разнообразных правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных  и других).|Эта практика существенно  влияет на качество и эффективность  правотворческой и правоприменительной  деятельности, уровень законности и  правопорядка в обществе. Глубокие преобразования во всех сферах жизни  общества, интенсификация правотворческой  деятельности государственных органов  и хозяйствующих субъектов на федеральном и местном уровнях, обострение криминогенной ситуации в стране требуют издания кодифицированных актов по всем основным отраслям и  институтам права, улучшения методики и результативности обобщений материалов правоприменительной и праворазъяснительной практики. Необходимо внедрять в правовую систему компьютерную технику, организовывать банки разнообразной юридической  информации, российской и региональных справочно-информационных правовых служб, создавать единую систему учета, инкорпорации, консолидации и кодификации  законодательства и т. п.

Если определить главные, стратегические направления в области  правоприменителъной практики, то они  сводятся к тому, чтобы поднять  на качественно новый уровень  работу всех правоприменительных органов, существенно активизировать их деятельность по охране интересов личности, обеспечению  экономической безопасности и общественного  порядка, защите потребительского рынка, профилактике правонарушений, борьбе с преступностью.

Скорейшей реализации требует  судебно-правовая реформа, дальнейшего  совершенствования — конституционное, гражданское, административное и уголовное  судопроизводства.

Важными представляются пробелы  укрепления законности и правопорядка, искоренение формализма и бюрократизма в деятельности правоохранительных органов, улучшения их организационной  структуры, материально-технического и финансового обеспечения. Особенно актуальны вопросы комплектования, правильной расстановки, воспитания, юридического обучения, социальной и правовой защищенности сотрудников.

Необходимо повысить эффективность  деятельности прокуратуры, активизировать ее контрольно-надзорную и координирующую роль в системе правоохранительных органов.

Так же, как и в отношении  суда, в законе о прокуратуре нужно  определить конкретные меры юридической  ответственности за вмешательство  в деятельность прокуратуры, игнорирование  выносимых ею предостережений, представлений  и протестов, изменить методы правового  воздействия на нарушителей закона. Повышение авторитета прокуратуры  будет способствовать стабильности правопорядка и формированию правового  государства в России.

Пути совершенствования  правореализационной практики граждан  выражаются в формировании у них  осознанного уважения к праву  и закону, соблюдению своих обязанностей, законных интересов других лиц и  организаций, привычки к законопослушному и активному поведению, элементарных умений и навыков самостоятельно и оперативно находить, уяснять и использовать в своей практической деятельности нужные нормативно-правовые предписания, знать основные формы юридической защиты своих прав.3

Рост правовой активности граждан объективно обусловлен их занятостью в производственной деятельности, их ролью в политической, культурной и других областях общественной жизни, конкретными социально-правовыми  ситуациями и другими важнейшими факторами. Это следует учитывать  при организации и осуществлении  правового просвещения и обучения населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конфликты в юридической практике  и пути их решения

Конфликты возникают в  любой сфере человеческой деятельности. Разумеется, юридическая практика не свободна от конфликтных ситуаций в  коллективе (группе) - между руководителем  и подчиненными, между членами  группы. Изучение конфликтов и путей  их решения относится к сфере  науки конфликтологии.

Зарождение конфликтологии приходится на ранние этапы развития языка и связано с представлением о конфликте как противоборстве, противостоянии между людьми ("мы" - "они"). Уже тогда высказывались  различные суждения о причинах конфликтов и возможностей их преодоления, осуждались беспорядок, хаос, войны, вражда.

Проблемой поведения человека в конфликтной ситуации занимались ученые всех столетий.

Те из них (В. Паретто, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли), которые  заострили внимание на необходимости  научного изучения конфликтов и недоразумений  в обществе, считали конфликт нормальным социальным явлением, поскольку человеческой природе и общественным отношениям свойственны биологические, психологические, социальные и другие факторы, порождающие  разнообразные конфликтные ситуации.

Разумеется, конфликт нельзя сводить только к фактору разрушения. Его функции могут быть и позитивными: создание социально-правовых групп; возникновение  способов регулирования конфликтных  отношений (норм, институтов, организаций); привнесение в общество здорового  духа соперничества и конкуренции; конфликт как источник изменений  и преобразований; конфликт как способ проявления противоположных взглядов и подходов; конфликт как школа  формирования консенсуса и компромисса. Благодаря конфликту четче распознаются фигуры тех или иных должностных  лиц, руководителей. Необходимо сознательное отношение к конфликту, изучение закономерностей его развития и  решения, превращения их из стихийных процессов протекания в координируемый, контролируемый процесс.

Учеными дано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения  человека в конфликтных ситуациях, выбора средств решения конфликтов, а также управления ими. Разработаны  модели поведения человека в конфликтной  ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам.

В литературе имеется ряд  определений термина "конфликт":  

-психологическое противоборство  сторон; 

Информация о работе Юридическая практика и ее специфика