Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Гражданское общество, являющееся предметом исследования, появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении граждан стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Становление и развитие гражданского общества……………………………6
2. Современное представление о гражданском обществе…………………….15
2.1 Понятие и признаки гражданского общества……………………………...15
2.2 Структура гражданского общества…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников …………………...……………………...29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Становление  и развитие гражданского общества……………………………6

2. Современное  представление о гражданском  обществе…………………….15

2.1 Понятие и  признаки гражданского общества……………………………...15

2.2 Структура  гражданского общества…………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников …………………...……………………...29

 

Введение

Гражданское общество, являющееся предметом исследования, появилась  с возникновением государства. С  тех пор вопрос о взаимоотношении граждан стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

 Идея гражданского  общества широко распространена  в мире . Во многих цивилизованных  странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. .Тем не менее понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей. В последнее время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в печати. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей. Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с практической стороны.

Эта проблема актуальна  и сейчас. В течение долгого  времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и  были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в Республике Беларусь формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Изучая проблему гражданского общества в России, не следует отбрасывать все положительное, что выработало человечество за довольно продолжительный период построения гражданского общества в других странах мира. Во многих высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества, а вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь общественного прогресса. Граждане этих стран знают и желают использовать свои права и выполнять свои обязанности, обладают достаточной правовой культурой. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом. Поэтому нашей стране следует учитывать опыт зарубежных стран, которые достигли в этой области сравнительно больших результатов. Создание раскованного, открытого демократического гражданского общества, общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в нашей стране в силу демократизации общественной жизни и усвоения уроков тоталитарного прошлого, отголоски которого еще накладывают заметный отпечаток на современную жизнь. В работе я ставил цель осветить

 Гражданское общество  в настоящее время входит в  число центральных тем отечественной  юридической науки. В последние годы ему посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения. Актуальность обращения к теме гражданского общество определяется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

Вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения, что тема весьма актуальна. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.

В недавнем прошлом привычным  для нашей науки и политической практики был классовый подход к  демократии, к государству. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах гражданское общество может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка, средством защиты интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

Кроме того, сегодня меняется соотношение общества и государства, личности и государства. Все более осознается служебная роль государства по отношению к человеку. Основанное на праве государство из простого инструмента власти-насилия превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием.

Таким образом, гражданское  общество является необходимым условием для обеспечения уважения всех прав человека и основных свобод. В виду этого их изучение представляется весьма актуальным.

Целью данной работы является исследование гражданского общества: его понятия, структуры и признаков, и на основе этого сделать выводы.

Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих  основных задач:

1) проследить процесс зарождения и развития идеи гражданского общества;

2) определить понятие  «гражданского общества»;

3) выявить специфические  признаки гражданского общества;

4) анализировать условия  формирования гражданского общества;

5) определить структуру  гражданского общества.

Задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена условиям формирования гражданского общества. Вторая глава посвящена общим  проблемам определения понятия, признаков и структуры гражданского общества.

В данной работе были использованы материалы учебной литературы и периодической печати, где внимание уделено сущности гражданского общества, путям становления гражданского общества, определению структуры и признаков, характерных для гражданского общества. При написании работы автором был использован аналитический метод.

Тема гражданского общества не является мало разработанной. Ей посвящали  свои работы многие социологи, философы, педагоги, политологи, юристы. При этом гражданское общество представляет собой очень сложное и многогранное явление, изучая которое всегда можно выделить новые аспекты его формирования и существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Становление и развитие гражданского общества

 

Идеи гражданского общества как совокупность представлений  о справедливом устройстве общества и государства выдвигались еще древними мыслителями. Вместе с тем сегодняшнее понимание этого института связано с представлениями о нем, сформировавшимися в раннекапиталистическую эпоху XIX века; последние были связаны с распадом феодальных отношений и постепенным переходом к капиталистическим отношениям свободной конкуренции независимых, равноправных собственников.[1,с.26]

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Многие великие  умы политической мысли подробно исследовали данное понятие. Как ни странно, можно констатировать, что гражданское общество " возникло как будто в нарушение нормального, естественного порядка вещей" [2,с.12].Ситуацию, которую марксизм называл превращением “класса в себе” в “класс для себя, имея в виду переход социальной группы, не осознающей своих интересов и не участвующий в общественной жизни и представляющий собой просто совокупность автоматизированных индивидов к самоорганизации, когда она “рождается или примыкает к движению, выражающую ее интересы”[3,с.16]. Можно также назвать процессом рождения гражданского общества.В мировой науке сегодня получил признание поход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Под компонентами гражданского общества в цивилизованных странах мира понимают: собственность, труд, предпринимательство, общественные объединения, отправления религиозных культов, воспитание, образование, науку, культуру, семью и средства массовой информации. Иначе говоря, гражданское общество включает в себя, во-первых, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (сюда относятся семья, кооперации, общественные организации, хозяйственные корпорации, ассоциации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, концессионные и др. объединения); во-вторых, совокупность негосударственных экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений; в-третьих, производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; в-четвертых, сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики [4,с.32].Следовательно, гражданское общество представляет собой некую негосударственную ассоциацию граждан, объединенных рядом различных признаков, в целях как удовлетворения их индивидуальных потребностей и интересов, так и реализации их потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Этот последний факт говорит о том, что гражданское общество - это не просто внегосударственная сфера жизнедеятельности граждан. Для реализации индивидуальных и групповых интересов существуют специальные институты и отношения, относящиеся уже к деятельности государства. Иными словами, между гражданским обществом и государственной сферой существует тесная взаимосвязь, от качества которой зависит уровень демократии в государстве, зрелость гражданского общества, а отсюда - качество жизни общества в целом.

 Важным условием  является самоорганизация гражданского  общества, функционирование его  вне непосредственного контроля  со стороны государства.По мнению  Фергюсона, шотландского мыслителя  XVIII века, в обществе взаимодействуют  две основные установки, которые можно суммировать в понятиях “кодекса чести” и “коммерческого интереса”. Он отмечал, что у новоевропейских народов происходит заметный сдвиг ценностей от “чести” к “интересу”. И эта тенденция импонирует автору, так как мир становится богаче и свободнее. Но Фергюсона волновали вопросы: не создает ли в таком обществе отделение правителей и военных от граждан предпосылок для захвата власти первыми и разрушения этого строя; и не приведет ли рынок к новому рабству? .“Гражданское общество возникло не вдруг и не постепенно, путем мирной эволюции”.Помимо этого и там, и уже в наш век сталкивались две тенденции: этатистская и социальная. Трансформация государства, сопровождающаяся восхождением нового -гражданского (буржуазного) общества, поставив ряд проблем: “как обеспечить гражданский мир и порядок в обществе; как защитить всеобщий интерес, не посягая на интересы частные, личную свободу, суверенитет граждан; как гарантировать устойчивое функционирование демократических институтов” .Индустриальное общество XIX века имело ярко выраженную классовую социальную структуру, поэтому понятие гражданского общества было в товремя понятием социальной борьбы. По мере усиления класса буржуазии этот класс приобретал экономическую, то есть общественную власть. В сущности происходило подавление одной части общества другой его частью, несмотря на сопротивление. Сопротивление в форме классовой борьбы доходило до неоднократных революционных восстаний пролетариата. Последние, однако, являются элементом саморегулирования индустриального общества XIX века, ибо они заставляли господствующий класс смягчать условия эксплуатации труда в целях не только такого “равновесия” интересов буржуазии и пролетариата, которое было бы достаточным в смысле экономического роста, но и стабилизирующим с точки зрения порядка в обществе.Государственная власть по мере институализации все более служила интересам буржуазии. В таких социально-экономических условиях прямую зависимость экономического роста от степени эксплуатации наемного труда понимают как закономерную, объективную необходимость, социальное зло, необходимое ради общественного прогресса.Преодоление этого этапа явилось предтечей научно-технической революции, которая дала коренное изменение структуры и качества производительных сил и создало материально-технологическую базу высокого уровня жизни в постиндустриальном обществе.

Одна из главных  черт гражданского общества - центральная  роль в нем индивида. Не государство, не политическая партия или другая общественная организация, а именно свободный гражданин является стержнем общества и государства. Индивид с присущей ему определенной обусловленной системой потребностей, интересов и ценностей, человек как личность (а не как безликий народ или, что еще хуже, человеческий фактор) - при наличии возможностей реализации этой системы превращается в главного участника общественного развития, члена гражданского общества [5,с.25].Ив наши дни не просто решить вопрос о приоритете: личность или общность. "Суверенная личность" или суверенное общество". "Права человека и гражданина" в их современном истолковании и их конкуренция с правами всего "гражданского общества". Как равно и вопрос о субординации гражданского общества и демократического правового государства. Оправданно здесь вспомнить Г.Гроция, который считал, что с возникновением государства суверенитет переходит к нему.В наши дни предпочтение все еще остается за обществом. Только с правовым государством и в правовом государстве начинается обратный процесс, уравновешивающий личность и общество[6,с.].Суверенитет принадлежит не государству, а гражданскому обществу, составленному из свободных и равноправных индивидов, для которых естественное право выше права позитивного. Отсюда правительственная власть снабжена не столько правами, сколько обязанностями. Но и само гражданское общество , что не второстепенно, должно быть настолько цивилизованным, чтобы подчиняться конституции и суду в той же мере, в какой то же самое входит в обязанности правительства[7,с.20].Сегодня главенствующая идеология отошла от приоритета социально-классовой трактовки явлений общественной жизни, идет процесс "реабилитации" теории естественного права. "С другой стороны, тезис о материальной, экономической детерминации положения человека в обществе и фактически остался неизменным[8,с.132]. Социалистическая концепция прав человека всегда отвергала идею “прирожденных”, “неотъемлемых” прав, во-первых, потому, что такая трактовка представляет собой одну их основ теории естественного (буржуазного) права, и, во-вторых, идеи о внеземном общественном происхождении прав многих классических исследователей окончательно снимали проблему какого-нибудь конструктивного сотрудничества между теорией естественного и советского права [9,с.213]. Советское государство “предоставляло” гражданам права, определяя объем последних и соответствующие обязанности.

Античные мыслители  не разделяли «общество» и «государство». Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...»[10,c. 24]. Отождествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений, т.е. примитивной формой разделения труда, начальным этапом развития товарно-денежных отношений, огосударствлением общественной жизни.

Информация о работе Гражданское общество