Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
Как мы видим, развитие институтов гражданского права началось еще в средние века, и можно сказать, что основными предпосылками для формирования гражданского и гражданско-процессуального права является именно средневековое право. Конечно, мы можем сказать, что право очень сильно изменилось под влиянием политического и экономического строя государства, также и идеологии, но мы можем проследить непосредственную связь с прошлым и определенные похожие тенденции развития.
Введение
3
Глава 1. Развитие государства и права БССР в 20 – 30 – е годы
6
1.1. Особенности руководства промышленностью БССР
8
1.2. Особенности руководства сельским хозяйством БССР
12
1.3. Коллективизация сельского хозяйства
15
1.4. Особенности руководства внутренней торговлей БССР
17
1.5. Особенности финансовой политики БССР
20
Глава 2. Развитие права 20 – е годы
2.1. Гражданское право
22
2.2. Гражданско-процессуальное право
27
Глава 3. Развитие права 30 – е годы
3.1. Гражданское право
28
3.2. Гражданско-процессуальное право
32
Заключение
34
Список использованных источников
36
По инициативе комиссии были приняты постановления, обязывавшие государственные и кооперативные торговые органы иметь определенный ассортимент товаров и продавать их по установленным государством предельным розничным ценам. Была введена обязательная регистрация государственных и кооперативных торговых предприятий, запрещена перепродажа выделенных им товаров частным лицам, созданы общественные комиссии по наблюдению за выполнением решений о снижении цен как государственными, кооперативными организациями, так и частными лицами.
Основными задачами руководящих торговых органов являлись развитие государственной и кооперативной внутренней торговли, овладение оптовым оборотом, ограничение и вытеснение частника по мере развития в торговле социалистического сектора.
Государство с самого начала восстановительного периода стремилось сосредоточить в своих руках оптовую торговлю. Это позволило бы планомерно распределять основную массу товаров, влиять на уровень цен, избавиться от посредничества оптовика-частника между хозорганами и многочисленными розничными торговцами.
Важную роль в регулировании рынка, развитии товарооборота и расширении организованного посредничества в области снабжения играла Минская товарная биржа. По уставу товарной биржи она могла обслуживать государственные учреждения, государственные торговые и промышленные предприятия и их объединения, кооперативные товарищества и их объединения, частные торговые и промышленные предприятия.
Товарная биржа выявляла спрос и предложение, изучала конъюнктуру рынка, вела учет и проверку торговых сделок, определяла их экономическую целесообразность и содействовала совершению торговых операций. Все государственные предприятия, учреждения и кооперативные организации должны были регистрировать на бирже и внебиржевые торговые сделки, как между собой, так и с частными предпринимателями.
Благодаря неоднократному снижению цен на промышленные товары и повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию к концу 1925 г. удалось в основном ликвидировать разрыв между ними.
В результате работы, проведенной в республике под руководством Компартии и правительства Белоруссии, к концу рассматриваемого периода розничный товарооборот превысил уровень 1913 г. на 9,1%, хотя в целом по Союзу ССР этот уровень еще не был достигнут. Решающие позиции в розничном товарообороте занял социалистический сектор.
1.5. Особенности финансовой политики БССР
В период мирного строительства и новой экономической политики Советская Белоруссия вступала в условиях послевоенной разрухи, со слабой материально-технической базой, без достаточных источников денежных доходов.
В этих тяжелых условиях восстановление нормального денежного обращения и стабилизация государственного бюджета были делом первостепенной важности. Финансовая политика Белоруссии основывалась на заключенном с РСФСР 26 июля 1921 г. соглашении, установившем общие принципы и единый порядок составления и исполнения государственных бюджетов. По этому соглашению бюджет Белоруссии являлся частью бюджета РСФСР.
Перед финансовыми органами республики в 1921 г. стояла задача - своевременно и с учетом самых необходимых государственных потребностей составить сметы расходов, правильно распределить денежные средства, выделенные Белоруссии. Прежде всего, требовалось выявить источники доходов государственного бюджета, покончить с экономической разрухой, превратить финансы сначала в орудие ограничения, а затем и вытеснения капиталистических элементов. Республике была нужна финансовая система, способная обеспечить поступление денежных средств, необходимых для содержания государственного аппарата и выполнения самых неотложных задач восстановительного периода.
Основными мероприятиями финансовой политики в новых условиях являлись; сокращение, а затем и ликвидация бюджетного дефицита, сбалансирование бюджета путем сокращения государственных расходов и увеличения доходов; постепенный переход от натуральных к денежным налогам регулированию процесса денежных накоплений; развитие государственного кредита; проведение денежной реформы с целью восстановления золотого обеспечения валюты как основного условия создания прочной финансовой системы.
Для преодоления разрыва между доходами и расходами бюджета проводилась жесткая экономия при расходовании государственных средств, принимались меры к увеличению бюджетных поступлений от государственных предприятий и земельных имуществ, вводилась плата за отпускаемые населению товары и услуги, возобновлялось взимание налогов в денежной форме.
Важнейшей задачей финансовой политики в условиях экономической блокады и разрушенного хозяйства наряду с ограничением капиталистических элементов являлось обеспечение поступления денежных средств от налогов - главнейшего в те годы источника доходов.
После образования СССР финансовые взаимоотношения между Союзом ССР и союзными республиками, государственным и местным бюджетами регулировались положениями о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, местных финансах и специальными законодательными актами.
Установление и усовершенствование денежной налоговой системы, быстрое возрастание налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, денежная реформа, проведенная в стране, существенно укрепили финансовое положение республики, позволили перейти к плановому финансированию хозяйственного и социально-культурного строительства.
Единая финансовая политика осуществлялась на практике государственными финансовыми органами. Народный комиссариат финансов БССР составлял госбюджет республики и контролировал его исполнение, обеспечивал сбор налогов, создавал финансовые учреждения и руководил их деятельностью.
Созданная в Белоруссии к концу восстановительного периода прочная финансовая база использовалась партией и правительством для построения социалистической экономики, упрочения союза рабочего класса и крестьянства, повышения "материального благосостояния трудящихся.
Глава 2. Развитие права 20 – е годы
2.1. Гражданское право
Роль гражданского права в период индустриализации и коллективизации сельского хозяйства определялась основными задачами Советского государства по социалистической перестройке народного хозяйства. Важнейшие изменения в экономике страны неизбежно преломлялись в нормах этой отрасли права. В то же время и гражданско-правовое законодательство активно воздействовало на развитие имущественных отношений в необходимом для Советского государства направлении.
Гражданское законодательство служило, прежде всего, целям упрочения социалистического сектора экономики страны. Был издан ряд правовых актов, направленных на укрепление социалистической собственности, развитие планового начала и хозрасчета в народном хозяйстве, повышение эффективности государственного регулирования хозяйственной деятельности промышленных предприятий и кооперации, совершенствование форм экономических связей между государственными предприятиями, промышленностью и сельским хозяйством и т. д.
Стоявшие перед страной задачи повышения темпов развития промышленности по социалистическому пути обусловили необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности государственных промышленных предприятий, новой постановки ближайшей цели и усиления планового начала в их работе.
29 июня 1927 г. было принято новое Положение о государственных промышленных трестах общесоюзного и республиканского значения. В нем подчеркивалось, что основной задачей деятельности треста является выполнение плановых заданий, а методом хозяйствования - коммерческий (хозяйственный) расчет. На этих же принципах строилась и деятельность трестов местного значения.
Государственные промышленные тресты участвовали в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права - юридические лица. Входившие в трест промышленные предприятия переводились на внутренний хозрасчет, получали некоторую имущественную самостоятельность, однако еще не были признаны юридическими лицами.
Укрепление хозрасчета и расширение оперативной самостоятельности обусловили необходимость выделения государственным объединениям, трестам, предприятиям и организациям собственных оборотных средств.
Наличие обособленного имущества в сочетании с методом хозрасчета, определенная оперативная самостоятельность создали для входивших в состав трестов предприятий возможность участия в гражданском обороте от собственного имени, позволяли им нести непосредственную имущественную ответственность. Предприятия практически выросли в самостоятельные субъекты права.
В этот период развиваются все виды кооперативных организаций, и совершенствуется правовое регулирование их деятельности. Законодательство определяло их структурные формы и правовое положение, конкретизировало права и обязанности низовых и вышестоящих кооперативных организаций, порядок их возникновения и ликвидации и т. д.
Путем правового оформления и охраны неделимых фондов кооперативных организаций и централизованных фондов их систем законодательство обеспечивало развитие кооперативной собственности, способствовало расширению материальной базы кооперации.
Одновременно усилился процесс законодательного ограничения и окончательного вытеснения из народного хозяйства частной собственности. В 1927 г. государство приняло меры к улучшению учета деятельности частного капитала для выявления его удельного веса в экономике БССР. Под строгий государственный контроль была поставлена выдача частным лицам разрешений на открытие, переоборудование и капитальный ремонт промышленных предприятий.
Большое влияние на развитие ряда гражданско-правовых институтов оказала кредитная реформа, проведенная в 1930-1931 гг. Она преобразовала систему кредитования и коренным образом изменила систему расчетов в социалистическом секторе, положив начало и ныне действующей системе кредитно-расчетных отношений.
Коммерческое кредитование во внутреннем обороте социалистического сектора было заменено банковским [5, 16 декабря].
Существенные изменения были внесены в договорное право. Постепенно сокращалось и к концу периода прекратилось заключение договоров с частнокапиталистическими предпринимателями.
По мере развития государственного планирования повышалась роль договоров между социалистическими организациями. Они стали важным правовым средством конкретизации и выполнения планов. Все большее значение приобретали договоры, основанные на плановых заданиях.
В связи с проведением кредитной реформы ВСНХ и Наркомторг БССР дали в 1930 г. ряд важных указаний о сроках выполнения договоров и усилении контроля за их соблюдением, правах и обязанностях сторон, имущественной ответственности за неисполнение договорных обязательств. Особо подчеркивалось, что в отношениях между социалистическими организациями необходимо строго соблюдать принцип реального исполнения договора.
Однако в первый год проведения кредитной реформы расчеты не связывались с выполнением договоров. Это не стимулировало их заключение и исполнение. Число договоров между социалистическими организациями стало сокращаться. В связи с этим всем государственным, хозяйственным, кооперативным организациям и предприятиям было предписано, чтобы они заключали письменные договора в пределах плановых заданий по поставкам товаров, производству работ и оказанию услуг.
Взаимоотношения между промышленностью и потребительской кооперацией строились на основе генеральных договоров и договоров исполнения, направленных, прежде всего на обеспечение в плановом порядке сбыта промышленной продукции.
Одной из форм непосредственной связи между промышленностью и сельским хозяйством являлся договор контрактации, заключавшийся, как правило, на один год. В БССР в опытном порядке заключались долгосрочные договоры контрактации льна, картофеля, ячменя, семян. Такая контрактация применялась только в коллективных хозяйствах, поселковых товариществах и других производственных сельскохозяйственных объединениях.
В течение 1928—1931 гг. по договорам контрактации проводились все заготовки основных видов сельскохозяйственной продукции. Договоры заключались на основе и во исполнение годовых планов контрактации соответствующих видов продукции.
Важную роль в борьбе за укрепление плановой и договорной дисциплины играли органы арбитража. Они рассматривали споры между предприятиями и организациями по договорным обязательствам, взыскивая с виновной стороны убытки и неустойку.
Жилищное законодательство в этот период совершенствовалось в интересах сохранения жилищного фонда и охраны прав трудящихся. Большое внимание, в частности, уделялось вопросам пользования жилой площадью, порядку выселения граждан из занятых ими помещений и принудительного уплотнения, квартирной плате и др.
Дополнения и изменения, внесенные за этот период в Гражданский кодекс БССР, расширяли имущественные права граждан. В 1926 г. было отменено ограничение размера имущества, которое могло переходить в порядке наследования и дарения, в 1929 г. расширен круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и их нисходящих, гражданам предоставлено право завещать свое имущество государственным учреждениям и предприятиям, общественным и кооперативным организациям. Договорные обязательства дополняются нормами, по которым одно лицо могло принимать на себя обязанность по поручению и за счет другого лица совершить от своего имени за вознаграждение одну или несколько сделок (договор комиссии).
Информация о работе Гражданское и гражданско-процессуальное право в БССР в 20-30-е гг