Гражданское и гражданско-процессуальное право в БССР в 20-30-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Как мы видим, развитие институтов гражданского права началось еще в средние века, и можно сказать, что основными предпосылками для формирования гражданского и гражданско-процессуального права является именно средневековое право. Конечно, мы можем сказать, что право очень сильно изменилось под влиянием политического и экономического строя государства, также и идеологии, но мы можем проследить непосредственную связь с прошлым и определенные похожие тенденции развития.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Развитие государства и права БССР в 20 – 30 – е годы
6

1.1. Особенности руководства промышленностью БССР
8

1.2. Особенности руководства сельским хозяйством БССР
12

1.3. Коллективизация сельского хозяйства
15

1.4. Особенности руководства внутренней торговлей БССР
17

1.5. Особенности финансовой политики БССР
20

Глава 2. Развитие права 20 – е годы


2.1. Гражданское право
22

2.2. Гражданско-процессуальное право
27

Глава 3. Развитие права 30 – е годы


3.1. Гражданское право
28

3.2. Гражданско-процессуальное право
32

Заключение
34

Список использованных источников
36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

По инициативе комиссии были приняты постановления, обя­зывавшие государственные и кооперативные торговые органы иметь определенный ассортимент товаров и продавать их по установленным государством предельным розничным ценам. Была введена обязательная регистрация государственных и кооперативных торговых предприятий, запрещена перепрода­жа выделенных им товаров частным лицам, созданы общест­венные комиссии по наблюдению за выполнением решений о снижении цен как государственными, кооперативными орга­низациями, так и частными лицами.

Основными задачами руководящих торговых органов яв­лялись развитие государственной и кооперативной внутренней торговли, овладение оптовым оборотом, ограничение и вытес­нение частника по мере развития в торговле социалистическо­го сектора.

Государство с самого начала восстановительного периода стремилось сосредоточить в своих руках оптовую торговлю. Это позволило бы планомерно распределять основную массу товаров, влиять на уровень цен, избавиться от посредничества оптовика-частника между хозорганами и многочисленными розничными торговцами.

Важную роль в регулировании рынка, развитии товарооборота и расширении организованного посредничества в области снабжения играла Минская товарная биржа. По уставу то­варной биржи она могла обслуживать государственные уч­реждения, государственные торговые и промышленные пред­приятия и их объединения, кооперативные товарищества и их объединения, частные торговые и промышленные предприятия.

Товарная биржа выявляла спрос и предложение, изучала конъюнктуру рынка, вела учет и проверку торговых сделок, определяла их экономическую целесообразность и содейство­вала совершению торговых операций. Все государственные предприятия, учреждения и кооперативные организации дол­жны были регистрировать на бирже и внебиржевые торговые сделки, как между собой, так и с частными предпринимателями.

Благодаря неоднократному снижению цен на промышлен­ные товары и повышению закупочных цен на сельскохозяйст­венную продукцию к концу 1925 г. удалось в основном ликви­дировать разрыв между ними.

В результате работы, проведенной в республике под руко­водством Компартии и правительства Белоруссии, к концу рас­сматриваемого периода розничный товарооборот превысил уровень 1913 г. на 9,1%, хотя в целом по Союзу ССР этот уро­вень еще не был достигнут. Решающие позиции в розничном товарообороте занял социалистический сектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Особенности финансовой политики БССР

 

В период мирного строительства и новой экономической поли­тики Советская Белоруссия вступала в условиях послевоенной разрухи, со слабой материально-технической базой, без доста­точных источников денежных доходов.

В этих тяжелых условиях восстановление нормального де­нежного обращения и стабилизация государственного бюдже­та были делом первостепенной важности. Финансовая полити­ка Белоруссии основывалась на заключенном с РСФСР 26 июля 1921 г. соглашении, установившем общие принципы и единый порядок составления и исполнения государственных бюджетов. По этому соглашению бюджет Белоруссии являлся частью бюджета РСФСР.

Перед финансовыми органами республики в 1921 г. стояла задача - своевременно и с учетом самых необходимых госу­дарственных потребностей составить сметы расходов, правиль­но распределить денежные средства, выделенные Белоруссии. Прежде всего, требовалось выявить источники доходов государственного бюджета, покончить с экономической разрухой, превратить финансы сначала в ору­дие ограничения, а затем и вытеснения капиталистических эле­ментов. Республике была нужна финансовая система, способ­ная обеспечить поступление денежных средств, необходимых для содержания государственного аппарата и выполнения са­мых неотложных задач восстановительного периода.

Основными мероприятиями финансовой политики в новых условиях являлись; сокращение, а затем и ликвидация бюд­жетного дефицита, сбалансирование бюджета путем сокраще­ния государственных расходов и увеличения доходов; посте­пенный переход от натуральных к денежным налогам регулированию процесса денежных накоплений; развитие государственного кредита; проведение денежной реформы с целью восстановления золотого обеспечения валюты как основного условия создания прочной финансовой системы.

Для преодоления разрыва между доходами и расходами бюджета проводилась жесткая экономия при расходовании государственных средств, принимались меры к увеличению бюджетных поступлений от государственных предприятий и зе­мельных имуществ, вводилась плата за отпускаемые населе­нию товары и услуги, возобновлялось взимание налогов в де­нежной форме.

Важнейшей задачей финансовой политики в условиях эко­номической блокады и разрушенного хозяйства наряду с огра­ничением капиталистических элементов являлось обеспечение поступления денежных средств от налогов - главнейшего в те годы источника доходов.

После образования СССР финансовые взаимоотношения между Союзом ССР и союзными республиками, государствен­ным и местным бюджетами регулировались положениями о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, местных финансах и специальными законодательными актами.

Установление и усовершенствование денежной налоговой системы, быстрое возрастание налоговых и неналоговых по­ступлений в бюджет, денежная реформа, проведенная в стране, существенно укрепили финансовое положение республики, позволили перейти к плановому финансированию хозяйствен­ного и социально-культурного строительства.

Единая финансовая политика осуществлялась на практике государственными финансовыми органами. Народный комис­сариат финансов БССР составлял госбюджет республики и контролировал его исполнение, обеспечивал сбор налогов, со­здавал финансовые учреждения и руководил их деятельностью.

Созданная в Белоруссии к концу восстановительного пе­риода прочная финансовая база использовалась партией и правительством для построения социалистической экономики, упрочения союза рабочего класса и крестьянства, повышения "материального благосостояния трудящихся.

Глава 2. Развитие права 20 – е годы

2.1. Гражданское право

 

Роль гражданского права в период индустриализации и коллективизации сельского хозяйства определялась основными задачами Советского государства по социалистической перестройке народного хозяйства. Важнейшие изменения в экономике страны неизбежно преломлялись в нормах этой отрасли права. В то же время и гражданско-правовое законодательст­во активно воздействовало на развитие имущественных отно­шений в необходимом для Советского государства направ­лении.

Гражданское законодательство служило, прежде всего, це­лям упрочения социалистического сектора экономики стра­ны. Был издан ряд правовых актов, направленных на укрепле­ние социалистической собственности, развитие планового на­чала и хозрасчета в народном хозяйстве, повышение эффективности государственного регулирования хозяйствен­ной деятельности промышленных предприятий и кооперации, совершенствование форм экономических связей между госу­дарственными предприятиями, промышленностью и сельским хозяйством и т. д.

Стоявшие перед страной задачи повышения темпов разви­тия промышленности по социалистическому пути обусловили необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности государственных промышленных предприятий, новой постановки ближайшей цели и усиления планового начала в их работе.

29 июня 1927 г. было принято новое Положение о государ­ственных промышленных трестах общесоюзного и республи­канского значения. В нем подчеркивалось, что основной за­дачей деятельности треста является выполнение плановых заданий, а методом хозяйствования - коммерческий (хозяй­ственный) расчет. На этих же принципах строилась и дея­тельность трестов местного значения.

Государственные промышленные тресты участвовали в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права - юридические лица. Входившие в трест промышленные пред­приятия переводились на внутренний хозрасчет, получали не­которую имущественную самостоятельность, однако еще не были признаны юридическими лицами.

Укрепление хозрасчета и расширение оперативной само­стоятельности обусловили необходимость выделения государ­ственным объединениям, трестам, предприятиям и организа­циям собственных оборотных средств.

Наличие обособленного имущества в сочетании с методом хозрасчета, определенная оперативная самостоятельность создали для входивших в состав трестов предприятий возмож­ность участия в гражданском обороте от собственного имени, позволяли им нести непосредственную имущественную ответ­ственность. Предприятия практически выросли в самостоя­тельные субъекты права.

В этот период развиваются все виды кооперативных организаций, и совершенствуется правовое регулирование их дея­тельности. Законодательство определяло их структурные фор­мы и правовое положение, конкретизировало права и обязан­ности низовых и вышестоящих кооперативных организаций, порядок их возникновения и ликвидации и т. д.

Путем правового оформления и охраны неделимых фондов кооперативных организаций и централизованных фондов их систем законодательство обеспечивало развитие кооператив­ной собственности, способствовало расширению материальной базы кооперации.

Одновременно усилился процесс законодательного ограни­чения и окончательного вытеснения из народного хозяйства частной собственности. В 1927 г. государство приняло меры к улучшению учета деятельности частного капитала для выяв­ления его удельного веса в экономике БССР. Под строгий государственный контроль была поставлена выдача частным лицам разрешений на открытие, переоборудование и капи­тальный ремонт промышленных предприятий.

Большое влияние на развитие ряда гражданско-правовых институтов оказала кредитная реформа, проведенная в 1930-1931 гг. Она преобразовала систему кредитования и ко­ренным образом изменила систему расчетов в социалистиче­ском секторе, положив начало и ныне действующей системе кредитно-расчетных отношений.

Коммерческое кредитование во внутреннем обороте социа­листического сектора было заменено банковским [5, 16 декабря].

Существенные изменения были внесены в договорное пра­во. Постепенно сокращалось и к концу периода прекратилось заключение договоров с частнокапиталистическими предпри­нимателями.

По мере развития государственного планирования повы­шалась роль договоров между социалистическими организа­циями. Они стали важным правовым средством конкретиза­ции и выполнения планов. Все большее значение приобретали договоры, основанные на плановых заданиях.

В связи с проведением кредитной реформы ВСНХ и Наркомторг БССР дали в 1930 г. ряд важных указаний о сроках выполнения договоров и усилении контроля за их соблюдени­ем, правах и обязанностях сторон, имущественной ответст­венности за неисполнение договорных обязательств. Особо подчеркивалось, что в отношениях между социалистическими организациями необходимо строго соблюдать принцип реаль­ного исполнения договора.

Однако в первый год проведения кредитной реформы ра­счеты не связывались с выполнением договоров. Это не стиму­лировало их заключение и исполнение. Число договоров меж­ду социалистическими организациями стало сокращаться. В связи с этим всем государственным, хозяйственным, коопе­ративным организациям и предприятиям было предписано, чтобы они заключали письменные договора в пределах пла­новых заданий по поставкам товаров, производству работ и оказанию услуг.

Взаимоотношения между промышленностью и потреби­тельской кооперацией строились на основе генеральных дого­воров и договоров исполнения, направленных, прежде всего на обеспечение в плановом порядке сбыта промышленной про­дукции.

Одной из форм непосредственной связи между промыш­ленностью и сельским хозяйством являлся договор контракта­ции, заключавшийся, как правило, на один год. В БССР в опытном порядке заключались долгосрочные договоры контр­актации льна, картофеля, ячменя, семян. Такая контрактация применялась только в коллективных хозяйствах, поселковых товариществах и других производственных сельскохозяйст­венных объединениях.

В течение 1928—1931 гг. по договорам контрактации про­водились все заготовки основных видов сельскохозяйственной продукции. Договоры заключались на основе и во исполнение годовых планов контрактации соответствующих видов продук­ции.

Важную роль в борьбе за укрепление плановой и договор­ной дисциплины играли органы арбитража. Они рассматрива­ли споры между предприятиями и организациями по договор­ным обязательствам, взыскивая с виновной стороны убытки и неустойку.

Жилищное законодательство в этот период совершенство­валось в интересах сохранения жилищного фонда и охраны прав трудящихся. Большое внимание, в частности, уделялось вопросам пользования жилой площадью, порядку выселения граждан из занятых ими помещений и принудительного уплотнения, квартирной плате и др.

Дополнения и изменения, внесенные за этот период в Гражданский кодекс БССР, расширяли имущественные права граждан. В 1926 г. было отменено ограничение размера  имущества, которое могло переходить в порядке наследования и дарения, в 1929 г. расширен круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и их нисходящих, гражданам предоставлено право завещать свое имущество го­сударственным учреждениям и предприятиям, общественным и кооперативным организациям. Договорные обязательст­ва дополняются нормами, по которым одно лицо могло прини­мать на себя обязанность по поручению и за счет другого лица совершить от своего имени за вознаграждение одну или не­сколько сделок (договор комиссии).

Информация о работе Гражданское и гражданско-процессуальное право в БССР в 20-30-е гг