Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
Как мы видим, развитие институтов гражданского права началось еще в средние века, и можно сказать, что основными предпосылками для формирования гражданского и гражданско-процессуального права является именно средневековое право. Конечно, мы можем сказать, что право очень сильно изменилось под влиянием политического и экономического строя государства, также и идеологии, но мы можем проследить непосредственную связь с прошлым и определенные похожие тенденции развития.
Введение
3
Глава 1. Развитие государства и права БССР в 20 – 30 – е годы
6
1.1. Особенности руководства промышленностью БССР
8
1.2. Особенности руководства сельским хозяйством БССР
12
1.3. Коллективизация сельского хозяйства
15
1.4. Особенности руководства внутренней торговлей БССР
17
1.5. Особенности финансовой политики БССР
20
Глава 2. Развитие права 20 – е годы
2.1. Гражданское право
22
2.2. Гражданско-процессуальное право
27
Глава 3. Развитие права 30 – е годы
3.1. Гражданское право
28
3.2. Гражданско-процессуальное право
32
Заключение
34
Список использованных источников
36
Важнейшее значение в восстановлении и подъеме промышлённости Белоруссии имело объединение на основе Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и ССРБ хозяйственной деятельности обеих республик. Как уже указывалось, управление основными отраслями промышленности и финансовая деятельность были сосредоточены в объединенных комиссариатах. Благодаря этому устанавливались единые бюджеты, налоги и денежная система [10, стр. 265-266.].
В условиях новой экономической политики важнейшее значение приобрел новый метод руководства промышленностью - хозяйственный расчет, исключавший утвердившуюся в период Военного коммунизма систему бесплатного снабжения государственных организаций и безвозмездного обслуживания населения. Отпала необходимость в чрезмерной централизации управления производством, следовало разграничить права и обязанности отдельных звеньев управленческого аппарата, устранить излишнюю опеку вышестоящих органов над нижестоящими.
Перестройка управления приблизила государственное руководство промышленностью к непосредственной деятельности заводов и фабрик, позволила значительно сократить управленческий аппарат и снизить накладные расходы.
Руководство промышленностью улучшилось, прежде всего, потому, что групповым управлениям были предоставлены широкие права в управлении производством, благодаря чему повысилась ответственность их руководителей за выполнение плана, повышение технологической оснащенности предприятий, повышение качества и снижение себестоимости продукции.
Для восстановления и развития промышленных предприятий создавался оборотный фонд, обеспечивавший нормальную работу фабрик и заводов в течение не менее трех месяцев. Часть фонда находилась в распоряжении групповых управлений, а другая поступала в ведение президиума ВСНХ БССР и предназначалась для восстановления тех отраслей промышленности, которые еще не могли создавать собственные оборотные фонды.
Высший Совет Народного Хозяйства заблаговременно доводил до групповых управлений программу выпуска промышленной продукции в очередном хозяйственном году. Эта производственная программа являлась схематическим ориентировочным планом, который корректировался в зависимости от условий практического его выполнения.
После создания Союза ССР было проведено четкое разграничение между промышленностью союзного и республиканского значения. Высший Совет Народного Хозяйства БССР руководил производственной деятельностью промышленных предприятий республиканского значения. Предприятия общесоюзного значения, размещенные на территории Белоруссии, находились в непосредственном ведении ВСНХ Союза ССР. С ведома СНК СССР управление этими предприятиями могло быть полностью или в определенной степени передано республиканскому Совнархозу.
Деление промышленности на республиканскую и местную в условиях Белоруссии являлось весьма условным; как та, так и другая базировались преимущественно на местном сырье, обслуживали главным образом нужды населения республики. Предприятия относились к промышленности республиканского или местного значения в зависимости от объема производства, количества рабочих, сложности оборудования и производственных процессов, финансовой мощности, а также значения данной отрасли в хозяйственной жизни республики.
Однако многие предприятия бездействовали, а восстановление и охрана их требовали больших расходов. Поэтому более 500 предприятий были сданы в аренду и могли поступить в подчинение государственных органов лишь по истечении срока договора.
В 1925 г. хозяйственная разруха в народном хозяйстве Белоруссии была в основном ликвидирована. Промышленность ВСНХ БССР достигла в целом довоенного уровня, благодаря чему были созданы условия для ее дальнейшего развития.
1.2. Особенности руководства сельским хозяйством БССР
При переходе к мирному хозяйственному строительству одной из важнейших задач являлось восстановление сельского хозяйства, основной отрасли народного хозяйства республики, пришедшего в результате войн в полный упадок.
Восстановление сельского хозяйства республики усложнилось крайней ограниченностью материальных средств. Имелись трудности и политического характера. Недовольство крестьян продразверсткой использовали классовые враги внутри республики и иностранные империалисты. Им удалось организовать кулацкие мятежи.
В этих условиях большую роль сыграло решение X съезда РКП (б) о переходе к новой экономической политике, рассчитанной на упрочение союза рабочего класса и крестьянства, укрепление диктатуры пролетариата и развитие сельского хозяйства. Замена продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом создавала у крестьян заинтересованность в расширении производства сельскохозяйственных продуктов. Развязав инициативу крестьян и создав необходимые условия для укрепления трудовых крестьянских хозяйств, новая экономическая политика создавала тем самым более благоприятную обстановку для развития сельского хозяйства страны в целом.
Многие вопросы и проблемы восстановления сельского хозяйства республики решали ЦБ КП (б) Белоруссии, съезды Советов, ЦИК, Президиум ЦИК и Совнарком БССР. Однако государственным органом, непосредственно проводившим мероприятия по восстановлению и развитию сельского хозяйства, являлся Народный комиссариат земледелия БССР. Он разрабатывал и представлял на утверждение правительству Белоруссии планы восстановления сельского хозяйства.
Первоочередной задачей Компартия и правительство Белоруссии считали достижение довоенных размеров посевных площадей. Для подготовки и проведения посевной кампании в феврале 1921 г. по решению второй сессии ЦИК Белоруссии II созыва был создан специальный междуведомственный орган - Посевной комитет республики (Посевком) во главе с Председателем Совнаркома [5, 6 февраля.]. Основные задачи Посевкома: бронирование и распределение семенного фонда, оказание помощи коллективным и единоличным крестьянским хозяйствам в засеве всей посевной площади. Одновременно были созданы уездные и волостные посевкомы. Решения Посевкома республики были обязательны для всех наркоматов и местных органов власти Белоруссии.
В 1923 г. ЦИК .БССР издал декрет «О едином сельскохозяйственном налоге», изменивший налоговую политику.
Для исчисления налога вводился новый принцип обложения по наличию в хозяйстве пашни и сенокоса, рабочего и крупного рогатого скота.
Система исчисления и льготы за культурное ведение хозяйства повышали заинтересованность крестьянства в интенсификации полеводства и максимальном развитии животноводства.
Большое значение для восстановления и развития сельского хозяйства Белоруссии имели постоянное увеличение бюджетных ассигнований и развитие системы кредитования единоличного крестьянства, совхозов и коллективных хозяйств.
Ежегодно росли и кредиты, выдававшиеся крестьянам для покупки скота, сельскохозяйственных машин и орудий, семян, минеральных удобрений, на мелиоративные работы, землеустройство и др.
Классовый подход к сельскохозяйственному кредитованию ускорил как сокращение числа хозяйств, не имевших посевов, рабочего и продуктивного скота, так и расширение посевных площадей.
К концу восстановительного периода организационно-хозяйственное положение совхозов укрепилось. Они были обеспечены тягловой силой на 87% их потребности, урожайность достигла среднего довоенного уровня и оказалась выше, чем в единоличных крестьянских хозяйствах республики
Начиная с 1921 г. партийные, и государственные органы республики провели значительную работу по организации коллективных хозяйств. В течение 1921 г. было создано 29 коммун, 25 сельскохозяйственных артелей и 26 товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ).
Непосредственное руководство колхозами возлагалось на подотдел коллективных хозяйств и сельскохозяйственной кооперации Наркомзема. Он проводил регистрацию колхозов, оказывал им помощь в организации производства и учета, учитывал потребности в инвентаре, семенных и денежных ссудах. В уездных земельных управлениях имелись инструктора по колхозам.
В правовом положении колхозов существовали определенные особенности. Земля передавалась им не в бесплатное трудовое пользование, как крестьянам, а в аренду. Переданные сельскохозяйственным кооперативам хозяйственные и жилые постройки, сады и инвентарь бывших помещичьих хозяйств являлись государственным имуществом. За них, как и за землю, земельные органы взыскивали арендную плату.
Однако практический опыт, приобретенный трудовым крестьянством в колхозах и всех других видах сельскохозяйственной кооперации, все более убедительно доказывал, что единственный путь выхода из вековой нужды - преобразование мелких крестьянских хозяйств в крупные социалистические сельскохозяйственные предприятия.
1.3. Коллективизация сельского хозяйства.
1929 год был отмечен для СССР кардинальными изменениями во всей внутренней политике и не случайно остался в истории страны как "год великого перелома". В первую очередь, это коснулось резкого отхода сталинского руководства от НЭПа и форсированной коллективизации сельского хозяйства. Задача и в самом деле ставилась кардинальная: уничтожить носителя "буржуазной идеологии" на селе и создать социалистическую деревню.
Массовое создание колхозов сопровождалось ликвидацией единоличных хозяйств с широким использованием насилия и репрессий по отношению к крестьянству. Фактически коллективизация привела к разрушению производительных сил страны и сокращению сельскохозяйственного производства. Небывалый в СССР голод 1932-1933 гг., поразивший ряд еще недавно богатейших аграрных районов, привел к гибели (по разным подсчетам) от 4 до 5 миллионов человек.
Для воплощения в жизнь этой фантастической затеи с коллективизацией 8 декабря 1929 г. И.Сталин создал Наркомат земледелия СССР (до того такие наркоматы были только в республиках) и поставил во главе его беспринципного и исполнительного карьериста Якова Яковлева (Эпштейна).
В ходе коллективизации особое внимание власти уделяли тому, чтобы бывшие крупные землевладельцы, то есть наиболее независимая (но и наиболее толковая и работоспособная) часть крестьянства, были исключены из экономической жизни.
Один из аспектов коллективизации - выселение бывших крупных землевладельцев, так называемых обшарников. Проводя эти акции власти, не удовлетворялись конфискацией движимого и недвижимого имущества. Людей выселяли в отдаленные, часто неприспособленные для жизни места. Никто и не думал использовать их огромный хозяйственный опыт: идеологические мотивы перевешивали здравый смысл.
Одновременно шло так называемое раскулачивание - конфискация имущества и выселение наиболее состоятельных крестьян в необжитые, отдаленные места.
Проведение коллективизации сопровождалось ограничением различных гражданских прав. Так, 11 марта 1934 г. Бюро ЦК приняло постановление "О фактах самовольного выезда колхозников и единоличников из БССР в другие районы".
Неотъемлемой частью политики коллективизации был террор. Выселение кулачества являлось одной из составляющих террора. По каждой акции принималось соответствующее постановление Бюро ЦК.
1.4. Особенности руководства внутренней торговлей БССР
При переходе к восстановлению народного хозяйства на основе новой экономической политики создавались необходимые условия для реализации на рынках сельскохозяйственной продукции и приобретения промышленных товаров, нужных деревне. 14 мая 1921 г. Совнарком БССР издал декрет, разрешавший в пределах местного рынка обмен и свободную куплю-продажу продукции сельского хозяйства и изделий кустарной промышленности.
Хотя в этот период в республике уже начали складываться товарно-денежные отношения, продукция, изготовленная предприятиями государственной промышленности и приобретенная за границей, по-прежнему направлялась в товарообменный фонд предметов широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Этот фонд находился в ведении Наркомпрода РСФСР и реализовывался через кооперативные организации, в том числе через Центробелсоюз (по договору с Центросоюзом).
Торговля, вытеснив натуральный обмен, быстро развивалась. В этих условиях Советское государство от организации товарообмена и местного хозяйственного оборота перешло к организации и регулированию торговли.
В самом начале восстановительного периода в розничном товарообороте Белоруссии преобладала частная торговля. Она развивалась более интенсивно, чем торговля государственная и кооперативная.
Разрешение частной торговли в условиях новой экономической политики было рассчитано на восстановление товарооборота с помощью временного использования частного капитала.
Руководство внутренней торговлей и ее регулирование в начале нэпа осуществляли Совнарком, ЭКОСО, Совнархоз, Наркомпрод БССР. В ноябре 1923 г. был создан специальный орган - республиканская комиссия по внутренней торговле (Белкомвнуторг) при ЭКОСО. На нее возлагалось регулирование внутренней торговли, координация и объединение действий СНХБ, Наркомпрода, других государственных учреждений и хозяйственных органов Белоруссии в области торговой политики.
Информация о работе Гражданское и гражданско-процессуальное право в БССР в 20-30-е гг