Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:45, курсовая работа
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения.
Введение
Занятость как проблема в Российской Федерации в начале ХХI века
Понятие занятости
Состояние проблемы занятости в РФ и РТ на начало XXI века
Основные показатели уровня занятости в РФ в 2001 году
Основные показатели уровня занятости в РТ к 2000 году
Государственное регулирование занятости в РФ
Нормативно-правовые основания занятости населения
Государственное регулирование занятости: проблемы и пути решения
Заключение
Использованная литература
На
тему: Государственное
регулирование занятости
населения
Выполнил:
Проверил:
КАЗАНЬ
2004
Содержание
Введение
Основные показатели уровня занятости в РФ в 2001 году Основные показатели уровня занятости в РТ к 2000 году
Заключение Использованная литература Приложение |
3
5 5 6 9 10 11 11 20 27 31 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов.
В настоящее время существует остается спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. Хотя конце декабря 2001 года всего около 60% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие [2, С.12].
При этом они требовались предприятиям как производственной так и непроизводственной сферы.
Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Однако, даже нарисованная картина не может скрыть факты, отталкивающие работников от свободных рабочих мест: низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата, неудовлетворительные (практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда, а также отсутствие льгот и поощрений.
В
связи со сложившейся проблемой
ситуация на рынке труда, на мой взгляд,
становится критической. Чтобы как
можно глубже разобраться в этой не
мало важной проблеме, постараемся раскрыть
ее сущность в данной работе.
1. ЗАНЯТОСТЬ
КАК ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА
1.1. Понятие занятости
«Занятое население (занятые экономической деятельностью) – лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу хотя бы один час в неделю по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода, временно отсутствовали на работе, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Занятыми считаются также лица, занятые выполнением работ по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично)» [3, С.79-80].
Безработные в соответствии с определениями Международной Организации Труда – лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:
Уровень
занятости население можно
1.2. Состояние проблемы занятости в РФ и РТ
на начало XXI века
С началом рыночных преобразований в России социальная политика рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии страны. Предполагалось сочетать либеральный подход, постепенно освобождающий государство от роли распорядителя экономических и социальных процессов, с использованием задела, который был создан прежней системой.
Однако, по существу, первостепенное внимание удалялось экономическим преобразованиям, а доминирующими в российской социальной политике в переходный период оказались пожарные меры в отношении отдельных слоев населения (шахтеры, учителя, военные, инвалиды) при консервации системы социальной защиты на уровне денежно-компенсационных механизмов. В настоящее время становиться ясно, что этот выбор был обусловлен не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов и ставкой на использование социальных резервов населения и его долготерпение, но и просчетами в определении общей стратегии развития, недооценкой социальной составляющей реформ.
Такая недооценка социального фактора имеет ряд негативных последствий, сказавшихся отразившихся на населении России - это падение уровня жизни основной массы населения, растущая дифференциация доходов, резкое сокращение доступных социальных благ, рост безработицы.
То, что ситуация в сфере занятости носит кризисный характер у специалистов не вызывает сомнений, хотя это и затушевывается достаточно низкими показателями официальной безработицы. К концу мая 1996 г. она составляла в России всего 3.7% экономически активного населения. Однако сохраняются огромная скрытая безработица и резкая региональная дифференциация показателей состояния рынка труда (во много раз) при том, что в 47 регионах Российской Федерации уровень безработицы превышал средне российский.
Отчисления в региональные фонды занятости из-за сокращения (или остановки) промышленного производства на многих территориях недостаточны для покрытия потребности даже в пособиях по безработице, не говоря уже об активной политике занятости.
К настоящему времени резервы социальных отраслей, выполнявших свои функции часто по инерции без выделения необходимого объема средств, оказались практически исчерпаны.
Провозгласив передачу многих социальных функций из центра в регионы, государство не обеспечила для этого необходимой законодательной базы, не определило достаточно четко источники средств для их практической реализации.
Новая социально-политическая ситуация поставила во главу угла вопрос о распределении обязанностей и полномочий между федеральными и региональными властями, а также между государством, с одной стороны, и неправительственными организациями и частными лицами - с другой.
Трудности, возникшие в процессе перераспределения социальных функций, разграничения Федерации и ее субъектов, а также изменения соотношения различных форм собственности, наглядно выявились в ходе муниципализации социальных объектов приватизированных предприятий. Федеральным центром была принята программа муниципализации объектов социальной сферы, которая предполагала выделение на эти цели региональных финансовых ресурсов, а в случае их недостатка - помощь из федеральных источников.
Многие эксперты отмечают, что предусмотренных расходов и федеральных компенсаций для региональных и местных бюджетов недостаточно; частные же структуры не могут быстро «переварить» такой огромный сектор для приложения капитала.
Приведенный выше анализ ситуации в сфере занятости в России в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна.
Таким образом, в настоящее время в можно говорить о формировании социальной концепции, суть которой заключается в преобладающей роли государства в социальном процессе и упрочении взаимосвязей Федерации и его субъектов.
Согласно российскому закону о занятости, цель политики занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
В
современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
к 2001 году:
«Общая численность занятого населения была в середине 2001 года 71,6 млн. человек. Безработных в России (по методу МОТ, метод опроса населения) составляла в середине 2001 года 6,6 млн. человек, т.е. 9,2% экономически активного населения страны.
Но из считающих себя безработными около 3 млн. работают, но без договоров и трудовых книжек» [2, С.9].
Характерной особенностью 2000 года, по мнению министра труда России А. Починка, является устойчивый рост числа вакансий, заявленных в органы службы занятости – с 590 тыс. в начале года до 750,9 тыс. в конце года.
«Примечательная черта нынешней ситуации заключается в том, что определение безработицы в стране сопровождается нарастанием в последнее время дефицита рабочей силы. (См. Приложение – демографическое положение России). Начинает сказываться естественная убыль населения (в 2000 году – 6,6 человек на 1000 человек населения, а в 1999 году было всего 6,3)» [2, С. 10].
Ещё одной проблемый остается тот факт, что наличие работы не всегда позволяет обеспечить достаток для семьи. «На вопрос «Позволяет ли Ваша работа обеспечить достаток семьи» – «да» ответили 22,8%, «более или менее» – 53,6%, «физическое выживание» – 23,6%» [2, С. 12].
Существенную, хотя и трудно учитываемую статическую роль, играет в нашей экономике иммиграция. Около 58% миграционного прироста населения России обеспечивается за счёт притока мигрантов из Казахстана, Украины и Молдавии, 15% – из Закавказья, 25 % – из Средней Азии, менее 1% – из стран Балтии. Миграционный прирост населения России увеличился в 2000 году почти на 60 тыс. человек, или на 41Ю5%. Эмиграция российских граждан (в основном, в Германию, Израиль, США) за прошедший год снизилась почти на 32%[6, №5, С.70].
Информация о работе Государственное регулирование занятости населения