Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:03, лабораторная работа
Муниципальное образование выступает как сложная социально-экономическая система, которая должна одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью устойчивое развитие.
Муниципальное образование как социально-экономическая система находится под влиянием изменений, определенных внешними и внутренними факторами. Данная методика предполагает возможность оперативного применения для проведения оценки тех или иных социально-экономических процессов при возникновении резких отклонений в системе, связанных с изменением тех или иных внешних или внутренних условий.
Введение………………………………………………………………………..….3
1 Муниципальное образование как объект управления……………………..5
2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…..9
2.1 Характеристика и структура муниципального образования как системы………………………………………………………………………….....9
2.2 Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований………………………………………………………………………12
2.3 Свойства муниципального образования как социально-экономической системы…………………………………………………………………………..17
Контрольные вопросы…………………………………………………………...25
Тестовые задания………………………………………………………………...27
2 Эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления…………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………36
С понятием структуры тесно связано понятие элемент. Можно утверждать, что в общем случае элемент не может быть описан вне его функциональных характеристик: с точки зрения системы важно в первую очередь не то, каков состав элемента, а то, что делается, чему служит элемент в структуре целого. В системе, представляющей органическое целое, элемент и определяется, прежде всего, по его функции как минимальная единица, способная к относительно самостоятельному осуществлению определенных функций. Под элементом понимается наименьшее звено в структуре муниципального образования, внутреннее строение которого не рассматривается на выбранном уровне анализа. В соответствии со свойством иерархичности любой элемент сам является системой, но на выбранном уровне анализа он характеризуется только своим целостным свойством (структурные подразделения органов муниципального управления, муниципальные предприятия и т.п. – их структура и функции, цели и задачи).
Связующим структуры и элемента является понятие связь. Выявление связей позволяет познавать предметы не непосредственно, а косвенно, через другие предметы, находящиеся с ними в той или иной связи. Связи бывают различные: взаимодействия (координации), свойства, объектов, строения, функционирования и управления. Особый вид связей взаимодействия составляют связи между отдельными людьми (к примеру, муниципальными служащими), а также между отдельными коллективами (муниципальных и коммерческих предприятий и организаций) и социальными системами в муниципальном образовании. К ним можно отнести властные, финансовые, информационные, организационные и другие связи. Любой закон природы и общества – это есть внутренняя, устойчивая, существенная связь и взаимная обусловленность явлений. Нет связи – нет закона или закономерности!
Важным свойством муниципального образования является бесконечность, т.е. невозможность его полного описания конечным числом всех качественных и количественных параметров. Муниципальное образование, может быть представлено бесконечным числом структурных и функциональных элементов и подсистем, отражающих политические и экономические, научно-производственные, социально-культурные, экологические и демографические стороны жизни сообщества, его институтов и отдельных организаций.
Из свойства бесконечности описания муниципального образования следует его иерархичность, которая означает, что каждый его элемент в свою очередь может рассматриваться, как целостная система (население, природно-географическая среда, градообразующая база и жизнеобеспечивающая система), элементы которой также могут быть представлены, как системы (жизнеобеспечивающая: ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д.), а с другой стороны, любая система лишь компонент системы высшего уровня (муниципальное управление составная часть управления регионом).
Целостность, структура, элемент, связь, бесконечность и иерархичность являются системообразующими понятиями общей теории систем и являются основой системного представления субъектов и объектов муниципального управления.
Системообразующие свойства муниципального образования должны быть дополнены специфическими свойствами организационных систем, к которым оно принадлежит.
Муниципальному образованию, как организационной системе свойственна непрерывность функционирования. Оно существует, пока функционирует. Социально-экономические, как и другие процессы непрерывны и не могут быть остановлены, иначе муниципальное образование прекратит свое существование (исчезновение населенных пунктов, преобразование муниципальных образований). Все процессы в муниципальном образовании, как в живом организме, взаимообусловлены. Функционирование частей определяют характер функционирования целого, и наоборот. Функционирование муниципального образования связано с его непрерывным изменением. Жизнедеятельность муниципального образования представляет собой постоянное развитие, которое отражается в непрерывной функциональной и структурной перестройке системы муниципального управления, его подсистем и отдельных элементов.
Эволюция муниципального образования определяется одним из важнейших свойств социальных систем – способностью к саморазвитию. Внутренним источником саморазвития является непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий (доходы - расходы, представительная - исполнительная власти, выборы и др.). Противоречия, как движущая сила развития сообщества, возникают из многообразия потребностей и интересов населения, многообразия культур, форм и видов собственности и других сфер муниципального образования. Развитие связано с усложнением системы муниципального управления, т.е. с увеличением ее внутреннего многообразия (муниципальный менеджмент, ТОС и другие направления).
Искусственное ограничение многообразия ведет к застою в развитии и, в конечном счете, к деградации муниципальной системы (однопартийная система, автократия). Для каждого этапа развития муниципального образования существует свой уровень необходимого многообразия, который обеспечивает дальнейшее его развитие. Многообразие в сообществе определяется уровнем свободы людей в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах муниципального образования. Многообразие – это главный закон общественного развития, и политики должны его учитывать как абсолютный принцип деятельности на любом уровне управления обществом (федеральном, региональном и муниципальном).
Муниципальному образованию свойственна целенаправленность, это означает, что оно обязательно должно иметь цели своего развития и двигаться в направлении этих целей. Сознательная организация целенаправленного функционирования муниципального образования и его элементов называется управляемостью. С помощью управления и самоуправления сообщество определенным образом организует свое внутреннее многообразие, создавая, политические, экономические, социальные, культурные и другие общественные структуры и направляет их деятельность в соответствии с определенными целями своего развития. В процессе жизнедеятельности муниципальное образование с помощью целенаправленного управления разрешает постоянно возникающие противоречия и реагирует на изменения внутренних и внешних условий. В соответствии с изменяющимися условиями оно меняет свою структуру, корректирует цели развития и содержание деятельности подсистем и элементов, т.е. происходит целенаправленная самоорганизация муниципального образования, которая на практике реализует его способность к саморазвитию. Чем адекватней и быстрее муниципальное образование реагирует на изменения внутренних и внешних условий, т.е. чем выше ее адаптивные свойства, тем совершеннее механизм самоорганизации и, следовательно, выше эффективность управления.
Одной из основных функций самоорганизации муниципального образования является сохранение в процессе эволюции его качественной определенности. Муниципальное образование, как устойчивая система постоянно находится в состоянии динамического равновесия, оно непрерывно колеблется относительно положения равновесия, что является не только ее специфическим свойством, но и условием непрерывного возникновения противоречий как движущих сил эволюции. Например, противоречия между доходами и расходами бюджета определяет тенденции эволюции муниципального образования в целом и отдельных сфер жизнедеятельности населения.
Устойчивость муниципального образования обеспечивается такими элементами самоорганизации, как дифференциация и лабильность. Дифференциация – это стремление муниципального образования к структурному и функциональному разнообразию элементов, которые обеспечивают не только условия возникновения и разрешения противоречий, но и определяют его способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Лабильность означает подвижность функций элементов структуры при сохранении устойчивости системы в целом.
Дифференциация и лабильность в сочетании с иерархической структурой управления образует механизм адаптивности муниципального образования, определяющий его развитие и устойчивость.
Неопределенность развития муниципального образования и неполная наблюдаемость происходящих в нем процессов составляют основные проблемы информационного обеспечения принятия решений в местных органах и, да и не только в них.
Все муниципальные образования являются открытыми системами. Открытые системы взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь веществом, энергией и информацией.
Глава муниципального образования является координирующим элементом системы муниципального управления, согласовывающим действия нижестоящих звеньев.
Структурные подразделения администрации являются управляющими элементами и образуют низший уровень муниципального управления, непосредственно взаимодействующий с исполнительными элементами.
Муниципальные унитарные предприятия (организации) являются исполнительными элементами системы муниципального управления, которые выполняет определенные функции, например, производят конкретную услугу или продукт. Совокупное и целенаправленное действие исполнительных элементов муниципального образования составляет процесс его функционирования.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «муниципальное образование».
Ответ: Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федерального значения.
2. Какие существуют обязательные признаки любых муниципальных образований?
Ответ: наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; устав муниципального образования; обособленная муниципальная собственность; местный бюджет; органы местного самоуправления.
3. На какие 4 вида ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подразделяет МО ?
Ответ: 1) сельское поселение 2) городское поселение
3) муниципальный район 4) городской округ
4. Какие основные свойства муниципального образования как социально-экономической системы?
Ответ: целостность, коммуникативность, устойчивость, самоорганизация, слабая структурированность.
5. Перечислите 5 компонентов из которых состоит муниципальное образование как система.
Ответ: Административный, территориальный, социальный, экологический и экономические компоненты.
6. Относятся ли муниципальное образование к классу искусственных, организационных систем? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: Социально-экономические системы относятся к классу искусственных, организационных систем, т.е. организаций, созданных и управляемых людьми, где люди составляют главный и определяющий компонент.
7. Что понимается под структурой муниципальных образований как социально-экономической системы?
Ответ: Под структурой понимается совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию муниципального образования как целостной системы (микрорайоны и районы в городе, структура местной власти).
8. Какими элементами самоорганизации обеспечивается устойчивость муниципального образования?
Ответ: Устойчивость муниципального образования обеспечивается такими элементами самоорганизации, как дифференциация и лабильность.
9. Какими системами являются все муниципальные образования (открытыми или закрытыми)? Ответ обоснуйте.
Ответ: Все муниципальные образования являются открытыми системами.
Открытые системы взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь веществом, энергией и информацией.
10. В чем заключается системный характер представления и исследования муниципальных образований?
Ответ: Системный характер представления и исследования муниципальных образований заключается в необходимости формирования целостности и относительной самодостаточности территорий, в границах которых реализуются принципы местного самоуправления.
Тестовые задания:
1. Важнейшим инструментом исследования муниципального образования как объекта управления является:
А) методология системного подхода
Б) методология ситуационного подхода
В) методология процессного подхода
Ответ: А
2. Какое из свойств муниципального образования как социально-экономической системы означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязи между ними характеризуются известной долей неопределенности?
А) целостность
Б) коммуникативность
В) устойчивость
Г) самоорганизация
Д) слабая структурированность
Ответ: Д
3. К какому из 5 компонентов системы муниципального образования относится население и объекты муниципальной деятельности, которые оно образует?
А) административный
Б) территориальный
В) социальный
Г) экологический
Д) экономический
Ответ: В
4. Какая из 5 компонентов системы муниципального образования включает имущественный комплекс хозяйственного назначения (систему жизнеобеспечения населения)?
А) административный
Б) территориальный
В) социальный
Г) экологический
Д) экономический
Ответ: Д
5. К какому типу социально-экономических систем РФ относится муниципальное образование?
А) локальная социально-экономическая система
Б) макрорегиональная
В) межрегиональная
Г) региональная
Ответ: А
6. Наименьшим звеном в структуре муниципального образования, является:
А) Связь
Б) Элемент системы
В) Структура
Ответ: Б
7. Сознательная организация целенаправленного функционирования муниципального образования и его элементов называется:
А) целостностью
Б) целенаправленностью