Цели правового регулирования туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение правовой основы туристической деятельности.
Задачи:
1.изучить основные нормативно- правовые акты туристической деятельности;
2. рассмотреть принцип правовых отношений в современном туризме;
3. рассмотреть источники регулирования туристической деятельности;
4. ознакомиться с основами международного правового регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность в Российской Федерации……………………………………….... 6
1. Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" и законопроект «О туризме и туристской индустрии в РФ». …………………...6
2. Законодательные акты общего значения………………………………….9
3. Федеральные законы специального законодательства туриндустрии…11
II. Принцип правовых отношений в сфере туризма, основные понятия…..14
1. Туристский договор, основные требования…………………………...14
2. Турист и туроператор. Права и обязанности сторон……………….…17
III. Международно- правовое регулирование туристской деятельности……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     В процессе совершения туристской поездки  граждане могут реализовывать своё право на охрану здоровья (статья 41 Конституции), на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также право на доступ к культурным ценностям (статья 44 Конституции)

     Неотъемлемым  условием туризма является качество окружающей среды, а также достоверная информация о её состоянии (статья 42 Конституции).

     «Право  на туризм» не может быть обеспечено и без гарантий статьи 61 Конституции. Она определяет, что Российская Федерация  гарантирует своим гражданам  защиту и покровительство за её пределами.

     В тексте Конституции Российской Федерации не содержится понятие «туризм», но она формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства в области туризма.

     Законом «О туристской деятельности» на туриста  возлагаются  определённые обязанности: соблюдение законодательства страны временного пребывания; уважительное отношение к ее социальному устройству, обычаям, традициям и религиозным верованиям.

     Закон обязывает туриста сохранять  окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры. Особенно важно соблюдать правила въезда в страну временного пребывания и выезда из нее, а также правила передвижения в странах транзитного проезда. Турист обязан соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

     Итак, государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

  • определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  • разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  • содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  • содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • развития научных исследований в сфере туризма;
  • стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
  • формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;
  • информационного обеспечения туризма;
  • создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  • оказания государственных услуг в сфере туризма;
  • взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации16.

     Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный  орган исполнительной власти, на который  возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма17.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Международно-правовое регулирование туризма.

  Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций.

  Можно выделить следующие многосторонние международные договора:

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;
  • Варшавская конвенция о воздушном транспорте от 12 октября 1929 года;
  • Чикагская международная конвенция о гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, а также принятые в связи с ней Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции;
  • Конвенция о таможенных льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол к ней (Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.));
  • Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года;
  • Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Подписан в Хельсинки 1 августа 1975 г.;
  • Конвенция о правах ребенка от 26 января 1990 года;
  • Генеральное соглашение по торговле и услугам от 15 апреля 1994 года;
  • Конвенция по биологическому разнообразию от 6 января 1995 года;
  • Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда в области коллективных договоров, запрещения принудительного и детского труда, защиты прав коренных народов, равноправия и недопущения дискриминации на рабочих местах.

  Следующий источник международного туристского  права – это международные  двухсторонние договора. С участием Российской Федерации в настоящее  время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом.

  Широкое развитие туристских связей обусловило объективную необходимость создания специализированных международных организаций.

  В юридической литературе такие организации  подразделяют на два основных вида:

  - всемирные организации;

  - региональные организации.

  К всемирным организациям относятся  Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО).

  ООН была создана в 1945г. и функционирует  на основании Устава ООН, принятого  в том же году странами – участницами  Сан-Францисской конференции. Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий.

  Именно  в рамках ООН были разработаны  и приняты основные международные  конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма. ООН явилась организатором ряда международных семинаров и коллоквиумов по вопросам подготовки кадров специалистов для туризма, разработки методики статистического учета в области международного туризма. Флагманом международного туризма - является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 года ЮНВТО).

     Всемирная туристская организация была создана  впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), и ее штаб-квартира была переведена в г. Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией, в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 Ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы18.

     Следующий орган - Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). В разветвленной системе разнообразных комитетов и других вспомогательных органов ЕЭК обсуждаются конкретные вопросы туристской деятельности, в том числе развития и совершенствования сферы туристских услуг; организации текущего контроля операций, специальных исследований и анализа изменений, происходящих на различных рынках туризма; обеспечения финансовых стимулов для развития туризма; контроля операций и формулирования политики авиакомпаний, судоходных и автодорожных компаний и агентств, занимающихся обслуживанием туристов; таможенных формальностей в отношении туристов как въезжающих в данную страну из-за границы, так и выезжающих из нее. ЕЭК также занимается разработкой вопросов статистики туризма.

     В развитии социального туризма важное место, кроме ВТО, занимает Международное  бюро социального туризма (IBST), созданное в Брюсселе в 1963г. Оно объединяет национальные туристские организации, вовлеченные в социальный туризм. Хартия этой организации, принятая на Генеральной ассамблее в Вене в 1972 г., провозгласила фундаментальные принципы социального туризма. Эти принципы в дальнейшем были отражены в Манильской декларации ВТО и Акапульской хартии ВТО, принятых соответственно в 1980 и 1982 гг. Принципы вышеназванных декларации и хартии применимы также и к оздоровительному туризму.

     В целом следует отметить в качестве современной тенденции, выделяемой специалистами в области международного права, что на фоне межгосударственного нормотворческого взаимодействия усиливаются позиции негосударственных структур. Это касается и вопросов стандартизации в сфере туризма, регулирования международного рынка туристических услуг и т.п. С одной стороны, это отражает нынешний общий процесс расширения понятия «норма», а с другой стороны – убедительно показывает, что зачастую так называемые «квалифицированные рекомендации» оказываются не только наиболее эффективным, но и единственно приемлемым способом регулирования в отдельных сферах рыночных отношений.

     Таким образом, сегодня международные  отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую. 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 

     Заключение 

     Многие  годы сфера туризма, туристская деятельность не имела надежного правового обеспечения. Такое положение порождало стихийное нормотворчество, вело к нецивилизованному развитию туристского рынка.

     Целью государственной политики в сфере  туризма является создание в Российской Федерации современной высокоэффективной  и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей, с одной  стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой -значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

     Конституция РФ определила, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»19.

  К числу условий обеспечивающих достойную  жизнь граждан относится и  развитие сферы досуга, частью которого является социальный туризм. Население  страны вынуждено адаптироваться к  перегрузкам современного интенсивного производства в условиях рыночной экономики, и нуждается в восстановлении физических и психологических сил. Положение осложняется тем, что часть населения почти полностью выпала из туристского обслуживания в связи с трудным материальным положением. Оздоровительный, лечебный и познавательный туризм исключен из образа жизни многих, что, безусловно, сказывается на здоровье нации, производительности труда. Социальный же туризм предусматривает предоставление услуг школьникам, студентам, пенсионерам, инвалидам за счет финансирования из бюджета государства.

  Основными задачами правотворческих органов  на современном этапе должно являться:

  • разработка современного законодательства, соответствующего принципам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, нормам и принципам Европейского Союза, рекомендациям Всемирной туристской организации;
  • создание правовой среды, обеспечивающей развитие внутреннего и въездного туризма, как прибыльной отрасли российской экономики;
  • обеспечение гарантий качества предоставляемых услуг в сфере туризма;
  • защита прав и интересов туристов и организаций туристской индустрии;
  • создание нормативно-правовой базы, способствующей устойчивому развитию туризма20.

     Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

     Основными целями государственного регулирования  туристской деятельности являются:

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Информация о работе Цели правового регулирования туристской деятельности