Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 05:21, курсовая работа
На сегодняшний день в литературе нет единого мнения по многим проблемам территориального планирования на всех уровнях управления: федеральном, региональном и, тем более, муниципальном. Это относится и к основным понятиям планирования, которые должны обеспечивать единую методологическую и методическую платформу социально-экономического развития любой территори
Введение…………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретико-методологические основы планирования социально экономического развития
муниципальных образований…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и сущность планирования социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………5
1.2 Методические подходы к планированию социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………9
2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Спасском муниципальном районе……19
2.1 Общая характеристика муниципального образования «Спасский муниципальный
район»……………………………………………………………………………………………..19
2.2 Анализ итогов социально-экономического развития Спасского муниципального
района за 2011 год ……………………………………………………………………………….22
3 Осуществление планирования социально-экономического развития в Спасском муниципальном
районе …………………………………………………………………………………………………….32
Заключение ……………………………………
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ГМУ
Кандидат экономических наук
_____________М.Д. Кузьменко
КУРСОВАЯ РАБОТА
Система государственного управления
Анализ деятельности местных органов управления в сфере планирования социально-экономического развития
(на примере Спасского муниципального района)
Студент
гр. _______________________
Руководитель _______________________
Нормоконтролер _______________________
Владивосток 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретико-методологические основы планирования социально экономического развития
муниципальных образований…………………………………………………
1.1 Понятие и сущность планирования социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………5
1.2 Методические подходы к планированию социально-экономического развития
муниципального образования ……………………………………………………………………9
2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Спасском муниципальном районе……19
2.1 Общая характеристика муниципального образования «Спасский муниципальный
район»………………………………………………………………
2.2 Анализ итогов социально-экономического развития Спасского муниципального
района за 2011 год ………………………………………………………………………………
3 Осуществление планирования социально-экономического развития в Спасском муниципальном
районе ………………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………………………………...39
Приложение А Итоговые показатели за 2009-2011 годы и прогнозные показатели
социально-экономического развития Спасского муниципального района
на 2012-2014годы ……………………………………………………………………41
2
Введение
На сегодняшний день в литературе нет единого мнения по многим проблемам территориального планирования на всех уровнях управления: федеральном, региональном и, тем более, муниципальном. Это относится и к основным понятиям планирования, которые должны обеспечивать единую методологическую и методическую платформу социально-экономического развития любой территории [1].
Наибольшее количество споров вызывают собственно сами понятия «планирование» и «прогнозирование» социально-экономических процессов. Причем споры идут как на уровне целесообразности или нецелесообразности планирования территориальной экономики, так и на уровне смысловой нагрузки на эти понятия.
В действительности же анализ отечественной и зарубежной литературы по данным вопросам позволяет достаточно четко определить разницу между понятиями «планирование» и «прогнозирование». Очевидно, что прогнозирование не может и не должно заменять собой планирование, так как это неминуемо приведет к потере управляемости происходящих на территории социальных и экономических процессов. Так же, очевидно и то, что стадия планирования должна обязательно предшествовать стадии прогнозирования [2].
Главная особенность муниципального уровня в решении социальных и экономических вопросов заключается в том, что именно на этом уровне управления реализуются поставленные цели применительно к каждому человеку, что и является прерогативой муниципальных органов управления. Общей характеристикой всех функций муниципальных органов управления является то, что качество их выполнения сказывается непосредственно и сразу на самочувствии местного населения. Поэтому именно повышение качества и уровня жизнеобеспечения населения муниципального образования и поддержание тенденции их роста на современном этапе и в перспективе должны быть главными целями деятельности муниципальных органов власти.
В настоящее время проблема планирования социально-экономического развития муниципальных образований стала очень актуальной среди руководителей муниципальных образований.
Это связано с тем, что Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ[3] относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит разработку и утверждение генеральных планов развития поселений и схем территориального планирования муниципальных районов, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль использования земель, экологический контроль и другие действия органов местного самоуправления, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития. Бюджетный кодекс РФ 2004 года также предусматривает обязательную разработку перспективного финансового плана развития муниципального образования на трехлетний (среднесрочный) период [4].
В связи с вышесказанным актуальность темы курсовой работы неоспорима.
Цель курсовой работы: провести анализ деятельности администрации Спасского муниципального района в сфере планирования социально-экономического развития.
Задачи, обусловлены поставленной целью:
изучить теоретико-методологические основы планирования социально экономического развития муниципальных образований;
провести анализ исходной социально-экономической ситуации в Спасском муниципальном районе;
дать оценку осуществление планирования социально-экономического развития в Спасском муниципальном районе.
Объект исследования: Спасский муниципальный район.
Предмет исследования: деятельность администрации Спасского муниципального района в сфере планирования социально-экономического развития.
При исследовании аспектов, касающихся планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований, как важной и обязательной части общей системы территориального управления, наиболее целесообразен комплексный подход.
Теоретическую основу при написании курсовой работы составили труда авторов: Е.Г. Анимицы, С.В. Бочко, А.Г. Высокинского, В.И. Псарёва, Н.В. Сушенцевой и др.
Структура курсовой работы: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и приложение.
2
1 Теоретико-методологические основы планирования социально-
экономического развития муниципальных образований
Прогнозирование – это представление о том, как будут развиваться социальные и экономические процессы в рассматриваемой территории под воздействием внутренних и внешних факторов в тот или иной период времени [4].
Планирование – это четкое представление того, что и в какой период времени необходимо сделать субъектам территории для достижения намеченных целей и задач в условиях меняющегося взаимодействия внутренних и внешних факторов.
План социально-экономического развития муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения – плановый документ, определяющий индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого из плановых этапов, их конкретных участников и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.
Различают три вида подобных планов, являющихся взаимосвязанными разделами комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований:
– краткосрочный (текущий, годовой) план, совпадающий по срокам с бюджетным годом;
– среднесрочный план – на 5 лет;
– долгосрочный план – на 10 лет [5].
Стратегический план социально-экономического развития муниципального района, городского округа – краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя:
– стратегические цели и задачи по обеспечению конкурентоспособности муниципального образования в основных областях и сферах экономической и социальной жизни на прогнозируемый период;
– соглашения, формализующие общественное согласие и стратегическое партнерство гражданского сообщества, бизнеса и власти в части реализации приоритетных функций муниципального образования на весь плановый период независимо от процессов ротации во властных структурах муниципального образования;
– систему мер, проектов, выполнение которых должно обеспечить создание благоприятных условий для реализации приоритетных функций муниципального образования;
– сценарии развития инвестиционных и инновационных проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необходимые для достижения сформулированных в концепции стратегических целей и задач [6].
Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования (КП СЭР МО) – документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов [2].
Иными словами, это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что:
а) концепция развития муниципального образования должна носить комплексный характер и включать в себя в качестве составных частей как основные стратегические приоритеты, обеспечивающие конкурентоспособность муниципальных образований в выбранных секторах рынка на долговременную основу, так и пути развития прочих областей и сфер экономической и социальной жизни муниципального образования;
б) стратегический план развития муниципального образования должен носить характер краткого документа, содержащего план основных шагов органов власти, бизнес – сообщества и гражданского сообщества по достижению намеченных в концепции стратегических целей и задач. Он может быть как отдельным разделом комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, так и заключительным разделом концепции;
в) комплексная программа социально-экономического развития должна носить развернутый характер, интегрирующий в качестве составных частей:
– перечень стратегических приоритетов, стратегических и иных целей и задач, реализация которых обеспечивает устойчивое развитие муниципального образования;
– план основных согласованных шагов реализации стратегических приоритетов и текущих задач жизнеобеспечения муниципального образования;
– план накопления и использования собственных и привлеченных ресурсов муниципального образования в целях реализации плановых целей и задач;
– мероприятия, обеспечивающие реализацию и актуализацию долгосрочных, среднесрочных и годовых разделов программы.
Принятие комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в качестве основного планово-прогнозного документа решает ряд методологических и практических проблем.
Во-первых, происходит четкое понятийное разграничение между стратегическим и долгосрочным планированием.
Во-вторых, ликвидируется имеющий в настоящее время место теоретический и практический разрыв между частным («концепция», «стратегия», «план») и целым («комплексная программа»), предплановым и плановым этапом территориального планирования.
В-третьих, так как Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» приняты основные понятия «концепция» и «программа», устраняются понятийные различия между одноименными документами административно-хозяйственных единиц на всех иерархических уровнях.
В-четвертых, создаются предпосылки интеграции отдельных разделов комплексных программ муниципальных образований в виде подпрограмм в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и федеральные целевые программы.
Таким образом, с точки зрения организации функционирования любого муниципального образования как выделенной административно-