Автор: Диана Микулич, 29 Октября 2010 в 13:32, реферат
ООН и защита гражданских лиц в вооружённом конфликте
нет
Помимо нормативных документов, ООН на протяжении многих лет вырабатывает и реализует конкретные программы, направленные на улучшение положения женщин.
В 1995 г. в Пекине состоялась четвертая по счету Всемирная конференция по положению женщин, на которой были приняты Пекинская декларация и Платформа действий. Пекинская платформа действий по праву считается программой для расширения возможностей женщин. Ее цель — ускорение осуществления Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин, которые были приняты на Всемирной конференции в Найроби в 1980 г., и устранение всех препятствий на пути активного вовлечения женщин во все сферы общественной и частной жизни. В Платформе действий вновь подтверждаются основные принципы, которые были сформулированы в Венской декларации и Программе действий, а именно, что права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Платформа имеет своей целью поощрение и защиту полного осуществления всех прав человека и основных свобод всех женщин на протяжении всей их жизни.
В
Платформе определены 12 важнейших
проблемных областей, одна из которых
— "Женщины в период вооруженных
конфликтов". В данном международном
документе воздействие
В проблемной области "Женщины в период вооруженных конфликтов" Пекинской платформы действий предусматриваются конкретные меры со стороны правительств, международных и региональных организаций и гражданского общества с целью устранения последствий вооруженных конфликтов для женщин, а именно: а) расширение участия женщин в разрешении конфликтов на уровне принятия решений и защита женщин, находящихся в зонах вооруженных конфликтов или в условиях иностранной оккупации; б) сокращение чрезмерных военных расходов и контроль за наличием вооружений; в) пропаганда ненасильственных форм разрешения военного конфликта и сокращение числа случаев нарушения прав человека в ситуациях военных конфликтов; г) содействие увеличению вклада женщин в пропаганду культуры мира; д) предоставление защиты, помощи и профессиональной подготовки женщинам-беженцам, другим женщинам из числа перемещенных лиц, нуждающимся в международной защите, и перемещенным внутри страны женщинам; е) оказание помощи женщинам в колониях и несамоуправляющихся территориях.
В
1998 г., на 42-й сессии Комиссии Организации
Объединенных Наций по положению
женщин, где обсуждалась проблема
женщин в период вооруженных конфликтов,
государствам — членам ООН и международному
сообществу было предложено сделать
новые шаги по ускорению реализации
стратегических целей Платформы
в этой области. В числе решений, принятых
в ходе заседания, были меры по обеспечению
ликвидации дискриминации по признаку
пола при отправлении правосудия, решению
конкретных проблем женщин-беженцев и
перемещенных лиц, а также по увеличению
участия женщин в мероприятиях по поддержанию
и укреплению мира, в принятии решений
до и после военного конфликта, а также
в предотвращении конфликтов.
В
настоящее время большинство
вооруженных конфликтов носят немеждународный
характер, но в ходе этих конфликтов
совершаются многочисленные нарушения
международного гуманитарного права,
которые по жестокости и массовому
грубейшему нарушению прав человека
не уступают деяниям, квалифицируемым
как "серьезные нарушения", и
считаются военными преступлениями.
Международное сообщество не может
мириться с их безнаказанностью. Поэтому
в международно-правовой доктрине формируется
признание необходимости
Важным
вкладом в решение проблемы насилия
в отношении женщин в контексте
вооруженного конфликта явилась
работа Международного трибунала по
бывшей Югославии и Международного
уголовного трибунала по Руанде21. В
статутах Трибуналов, созданных для
рассмотрения преступлений, которые
были совершены в бывшей Югославии
и Руанде, изнасилование рассматривается
в качестве преступления против человечности.
В Статуте Международного трибунала
по Руанде прямо признается, что
изнасилование, принуждение к проституции
и любая форма нападения
В результате политики, проводимой с учетом гендерного фактора, обвинение в сексуальном насилии квалифицируется в рамках Статута Международного трибунала по бывшей Югославии как серьезное нарушение IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, а также как порабощение, пытки и преступления против человечности.
В
июне 1998 г. Дипломатическая конференция
полномочных представителей, состоявшаяся
под эгидой ООН в Риме, приняла
Статут Международного уголовного суда,
под юрисдикцию которого подпадают
лица, совершившие самые серьезные
международные преступления. При
регламентации преступлений, рассматривающихся
в Международном уголовном
Согласно
положениям устава Международного уголовного
суда, изнасилование, сексуальное рабство,
принудительная проституция и другие
формы сексуального насилия представляют
собой военные преступления, когда они
совершаются во время вооруженного конфликта,
а также составляют при определенных обстоятельствах
преступления против человечества и являются
грубыми нарушениями Женевских конвенций.
Важным
вкладом в защиту интересов детей
в период вооруженных конфликтов
было принятие Генеральной Ассамблеей
25 мая 2001 г. (резолюция 54/263) Факультативного
протокола к Конвенции о правах
ребенка, касающегося участия детей
в военных действиях, согласно которому
минимальный возраст для
Республика
Беларусь, последовательно выполняя
обязательства, принятые на Всемирной
встрече в интересах детей, в
рамках Конвенции ООН о правах
ребенка, в настоящее время проводит
всю необходимую работу по подписанию
Факультативного протокола к
Конвенции о правах ребенка, касающегося
участия детей в вооруженных
конфликтах, и Факультативного протокола,
касающегося торговли детьми, детской
проституции и детской
Последствия,
которые имеют войны для судеб
женщин и детей, очевидны. Так, например,
свыше 1 млн детей стали сиротами, свыше
6 млн детей были серьезно ранены или навсегда
стали инвалидами и по крайней мере 10 млн
детей получили глубокие и долговременные
психологические травмы. Более 20 млн детей
оказались в роли перемещенных лиц в пределах
и за пределами своих стран. 300 тыс. детей
в настоящее время используются в качестве
солдат и почти 800 детей каждый месяц погибают
или получают увечья в результате взрывов
наземных мин27.
В
1992 г. Спецдокладчиком ООН в Хорватии было
проведено обследование 5825 детей в возрасте
6—15 лет, среди которых были дети из районов,
незначительно подвергшихся кризису,
дети — свидетели ожесточенных боев, перемещенные
дети и дети-беженцы. По данным Спецдокладчика
ООН, в среднем перемещенные дети и дети-беженцы
чаще, чем другие, оказывались в травмирующих
ситуациях, даже по сравнению с детьми,
проживающими в зонах повышенного риска.
Перемещенные дети и дети-беженцы гораздо
чаще испытывали состояние эмоционального
дистресса, при этом каждый четвертый
ребенок среди перемещенных детей и каждый
третий — среди детей-беженцев были отнесены
к числу детей, страдающих от глубокого
эмоционального стресса28.
По
данным УВКБ ООН, с начала военных
конфликтов число беженцев и вынужденных
переселенцев в Закавказье составляет
1 418 600 человек (женщины и дети составляют
1 134 880 человек), а в бывшей Югославии
— 1 996 400 человек (женщины и дети составляют
1 597 120 человек). Кроме того, ожесточенные
межэтнические столкновения в Косово
привели к дальнейшему
С
начала военных конфликтов увеличилось
число самоубийств среди женщин и детей-беженцев
и вынужденных переселенцев, причем все
чаще с применением огнестрельного оружия.
Рост числа самоубийств обусловлен военными
конфликтами, а также чувством безнадежности
и беспомощности, которые испытывают женщины
и дети в период вооруженного конфликта
и после него. Долговременные последствия
могут сказываться даже спустя десятилетия
после прекращения вооруженного конфликта.
Травмы, которые пережили дети и взрослые,
могут вызвать у них серьезные психические
расстройства.
Мировое
сообщество не остается в стороне
и принимает меры по защите женщин
и детей-беженцев и оказанию им гуманитарной
помощи. К примеру, правительство
США рассматривает пострадавших
от войн и конфликтов детей как
важный объект своих усилий в области
гуманитарной помощи. В рамках поддержки,
оказываемой Колумбии, Соединенные
Штаты недавно выделили 2,5 млн дол.
США специально для реабилитации детей-солдат.
Агентство США по международному развитию
(АМР) имеет ряд программ и фондов, оказывающих
помощь пострадавшим от войн детям, в том
числе Фонд для детей-беженцев и сирот
(расходы которого за последнее десятилетие
составили 74 млн дол. США) и Фонд Патрика
Дж. Лехи для жертв войны (расходы которого
с 1989 г. составили 60 млн дол. США)30. Помощь
пострадавшим от войн детям оказывается
и в рамках целого ряда других программ
АМР США в таких сферах, как воссоединение
семей, образование и психологическая
реабилитация. Государственный департамент
США через свое бюро по вопросам народонаселения,
беженцев и миграции в течение 2000 г. направил
почти 10 млн дол. США на программы для детей-беженцев,
большинство из которых являются жертвами
военных конфликтов31.
Наряду
с действиями по защите и оказанию
помощи женщинам и детям-беженцам, осуществляемыми
мировым сообществом на уровне правительств,
Управление Верховного комиссара Организации
Объединенных Наций по делам беженцев
опубликовало руководящие принципы
защиты прав женщин-беженцев, а также
более конкретные указания о предупреждении
сексуального насилия в отношении
женщин-беженцев и принятии ответных
мер в этих случаях и предложило
меры по предупреждению такого насилия32.
Серьезным
препятствием к решению проблемы
достижения прочного мира является отсутствие
женщин на всех уровнях, где принимаются
решения о восстановлении и поддержании
мира, примирении сторон после конфликта
и восстановлении разрушений.
Женщины
в период вооруженных и другого
вида конфликтов, как правило, проводят
работу по сохранению социального порядка.
Они вносят важный, но зачастую не получающий
признания вклад, выступая в роли
пропагандистов мира как в семье, так и
в обществе в целом.
Роль
женщин в разрешении конфликтов, наличие
у них особых навыков и способностей,
которые можно и необходимо использовать
в процессе принятия решений, огромна.
Учитывая это, в Нидерландах начата
реализация программы под названием
"Внесение гендерного аспекта в мирный
процесс", которая призывает правительства
Палестины и Израиля включить большее
число женщин в группы, ведущие переговоры,
а также вовлечь их в процесс принятия
политических решений в деле мирного урегулирования
конфликта на Ближнем Востоке33.
В
настоящий момент назрела необходимость
поиска путей расширения прав и возможностей
женщин для того, чтобы они могли
выдвинуть свои собственные приоритеты
и ценности в качестве равноправных
партнеров мужчин в процессе принятия
решений на всех уровнях. В процессе
урегулирования вооруженных или иных
конфликтов следует поощрять проведение
активной и заметной политики учета гендерной
проблематики в рамках любых программ,
с тем чтобы до принятия решений проводился
анализ их последствий соответственно
для женщин и мужчин.
Международному
сообществу, Организации Объединенных
Наций и неправительственным
национальным организациям требуется
принять меры к тому, чтобы женщины
участвовали в принятии решений
на всех уровнях, в том числе в
качестве специальных посланников
и специальных представителей, особенно
когда речь идет о военных конфликтах,
как на этапе до возникновения
конфликта и во время враждебных
действий, так и в процессе поддержания
мира, миростроительства, примирения и
восстановления.
1
Современные войны:
2
Дорогой уважения, защиты и реализации
прав человека: Материалы Международной
научно-практической