Защита жертв вооруженного конфликта

Автор: Диана Микулич, 29 Октября 2010 в 13:32, реферат

Описание работы

ООН и защита гражданских лиц в вооружённом конфликте

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

права человека.docx

— 44.32 Кб (Скачать)

          Помимо  нормативных документов, ООН на протяжении многих лет вырабатывает и реализует  конкретные программы, направленные на улучшение положения женщин.

          В 1995 г. в Пекине состоялась четвертая  по счету Всемирная конференция  по положению женщин, на которой  были приняты Пекинская декларация и Платформа действий. Пекинская  платформа действий по праву считается  программой для расширения возможностей женщин. Ее цель — ускорение осуществления  Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин, которые были приняты на Всемирной конференции в Найроби в 1980 г., и устранение всех препятствий на пути активного вовлечения женщин во все сферы общественной и частной жизни. В Платформе действий вновь подтверждаются основные принципы, которые были сформулированы в Венской декларации и Программе действий, а именно, что права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Платформа имеет своей целью поощрение и защиту полного осуществления всех прав человека и основных свобод всех женщин на протяжении всей их жизни.

          В Платформе определены 12 важнейших  проблемных областей, одна из которых  — "Женщины в период вооруженных  конфликтов". В данном международном  документе воздействие последствий  вооруженных конфликтов на женщин определяется в качестве важной области, которая  требует принятия действенных мер  со стороны международного сообщества и правительств. Кроме того, в  Платформе действий была подчеркнута  необходимость обеспечения равного  участия женщин в разрешении конфликтов на уровне принятия решений.

          В проблемной области "Женщины в  период вооруженных конфликтов" Пекинской платформы действий предусматриваются  конкретные меры со стороны правительств, международных и региональных организаций  и гражданского общества с целью  устранения последствий вооруженных  конфликтов для женщин, а именно: а) расширение участия женщин в разрешении конфликтов на уровне принятия решений  и защита женщин, находящихся в  зонах вооруженных конфликтов или  в условиях иностранной оккупации; б) сокращение чрезмерных военных расходов и контроль за наличием вооружений; в) пропаганда ненасильственных форм разрешения военного конфликта и сокращение числа случаев нарушения прав человека в ситуациях военных конфликтов; г) содействие увеличению вклада женщин в пропаганду культуры мира; д) предоставление защиты, помощи и профессиональной подготовки женщинам-беженцам, другим женщинам из числа перемещенных лиц, нуждающимся в международной защите, и перемещенным внутри страны женщинам; е) оказание помощи женщинам в колониях и несамоуправляющихся территориях.

          В 1998 г., на 42-й сессии Комиссии Организации  Объединенных Наций по положению  женщин, где обсуждалась проблема женщин в период вооруженных конфликтов, государствам — членам ООН и международному сообществу было предложено сделать  новые шаги по ускорению реализации стратегических целей Платформы  в этой области. В числе решений, принятых в ходе заседания, были меры по обеспечению ликвидации дискриминации по признаку пола при отправлении правосудия, решению конкретных проблем женщин-беженцев и перемещенных лиц, а также по увеличению участия женщин в мероприятиях по поддержанию и укреплению мира, в принятии решений до и после военного конфликта, а также в предотвращении конфликтов. 

          В настоящее время большинство  вооруженных конфликтов носят немеждународный  характер, но в ходе этих конфликтов совершаются многочисленные нарушения  международного гуманитарного права, которые по жестокости и массовому  грубейшему нарушению прав человека не уступают деяниям, квалифицируемым  как "серьезные нарушения", и  считаются военными преступлениями. Международное сообщество не может  мириться с их безнаказанностью. Поэтому  в международно-правовой доктрине формируется  признание необходимости распространения  механизма пресечения "серьезных  нарушений" на внутренние вооруженные конфликты.

          Важным  вкладом в решение проблемы насилия  в отношении женщин в контексте  вооруженного конфликта явилась  работа Международного трибунала по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде21. В  статутах Трибуналов, созданных для  рассмотрения преступлений, которые  были совершены в бывшей Югославии  и Руанде, изнасилование рассматривается  в качестве преступления против человечности. В Статуте Международного трибунала  по Руанде прямо признается, что  изнасилование, принуждение к проституции  и любая форма нападения являются нарушением статьи 3, общей для Женевских  конвенций, и Дополнительного протокола II к ним.

          В результате политики, проводимой с  учетом гендерного фактора, обвинение в сексуальном насилии квалифицируется в рамках Статута Международного трибунала по бывшей Югославии как серьезное нарушение IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, а также как порабощение, пытки и преступления против человечности.

          В июне 1998 г. Дипломатическая конференция  полномочных представителей, состоявшаяся под эгидой ООН в Риме, приняла  Статут Международного уголовного суда, под юрисдикцию которого подпадают  лица, совершившие самые серьезные  международные преступления. При  регламентации преступлений, рассматривающихся  в Международном уголовном суде, гендерный аспект был также принят во внимание.

          Согласно  положениям устава Международного уголовного суда, изнасилование, сексуальное рабство, принудительная проституция и другие формы сексуального насилия представляют собой военные преступления, когда они совершаются во время вооруженного конфликта, а также составляют при определенных обстоятельствах преступления против человечества и являются грубыми нарушениями Женевских конвенций.  

          Важным  вкладом в защиту интересов детей  в период вооруженных конфликтов было принятие Генеральной Ассамблеей 25 мая 2001 г. (резолюция 54/263) Факультативного  протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей  в военных действиях, согласно которому минимальный возраст для участия  детей в военных действиях  увеличивается с 15 до 18 лет. Этот Протокол 5 июня 2000 г. был открыт для подписания и ратификации всеми государствами, подписавшими или ратифицировавшими  Конвенцию26. 

          Республика  Беларусь, последовательно выполняя обязательства, принятые на Всемирной  встрече в интересах детей, в  рамках Конвенции ООН о правах ребенка, в настоящее время проводит всю необходимую работу по подписанию Факультативного протокола к  Конвенции о правах ребенка, касающегося  участия детей в вооруженных  конфликтах, и Факультативного протокола, касающегося торговли детьми, детской  проституции и детской порнографии. 

          Последствия, которые имеют войны для судеб  женщин и детей, очевидны. Так, например, свыше 1 млн детей стали сиротами, свыше 6 млн детей были серьезно ранены или навсегда стали инвалидами и по крайней мере 10 млн детей получили глубокие и долговременные психологические травмы. Более 20 млн детей оказались в роли перемещенных лиц в пределах и за пределами своих стран. 300 тыс. детей в настоящее время используются в качестве солдат и почти 800 детей каждый месяц погибают или получают увечья в результате взрывов наземных мин27. 

          В 1992 г. Спецдокладчиком ООН в Хорватии было проведено обследование 5825 детей в возрасте 6—15 лет, среди которых были дети из районов, незначительно подвергшихся кризису, дети — свидетели ожесточенных боев, перемещенные дети и дети-беженцы. По данным Спецдокладчика ООН, в среднем перемещенные дети и дети-беженцы чаще, чем другие, оказывались в травмирующих ситуациях, даже по сравнению с детьми, проживающими в зонах повышенного риска. Перемещенные дети и дети-беженцы гораздо чаще испытывали состояние эмоционального дистресса, при этом каждый четвертый ребенок среди перемещенных детей и каждый третий — среди детей-беженцев были отнесены к числу детей, страдающих от глубокого эмоционального стресса28.  

          По  данным УВКБ ООН, с начала военных  конфликтов число беженцев и вынужденных  переселенцев в Закавказье составляет 1 418 600 человек (женщины и дети составляют 1 134 880 человек), а в бывшей Югославии  — 1 996 400 человек (женщины и дети составляют 1 597 120 человек). Кроме того, ожесточенные межэтнические столкновения в Косово привели к дальнейшему пополнению рядов беженцев примерно на 600 тыс. человек  и перемещенных внутри страны лиц  — на 500 тыс. человек. Беженцы и  перемещенные лица, по данным УВКБ ООН, составляют 8 % общей численности  населения в Закавказье и 9 % —  в бывшей Югославии29. 

          С начала военных конфликтов увеличилось  число самоубийств среди женщин и детей-беженцев и вынужденных переселенцев, причем все чаще с применением огнестрельного оружия. Рост числа самоубийств обусловлен военными конфликтами, а также чувством безнадежности и беспомощности, которые испытывают женщины и дети в период вооруженного конфликта и после него. Долговременные последствия могут сказываться даже спустя десятилетия после прекращения вооруженного конфликта. Травмы, которые пережили дети и взрослые, могут вызвать у них серьезные психические расстройства. 

          Мировое сообщество не остается в стороне  и принимает меры по защите женщин и детей-беженцев и оказанию им гуманитарной помощи. К примеру, правительство  США рассматривает пострадавших от войн и конфликтов детей как  важный объект своих усилий в области  гуманитарной помощи. В рамках поддержки, оказываемой Колумбии, Соединенные  Штаты недавно выделили 2,5 млн дол. США специально для реабилитации детей-солдат. Агентство США по международному развитию (АМР) имеет ряд программ и фондов, оказывающих помощь пострадавшим от войн детям, в том числе Фонд для детей-беженцев и сирот (расходы которого за последнее десятилетие составили 74 млн дол. США) и Фонд Патрика Дж. Лехи для жертв войны (расходы которого с 1989 г. составили 60 млн дол. США)30. Помощь пострадавшим от войн детям оказывается и в рамках целого ряда других программ АМР США в таких сферах, как воссоединение семей, образование и психологическая реабилитация. Государственный департамент США через свое бюро по вопросам народонаселения, беженцев и миграции в течение 2000 г. направил почти 10 млн дол. США на программы для детей-беженцев, большинство из которых являются жертвами военных конфликтов31. 

          Наряду  с действиями по защите и оказанию помощи женщинам и детям-беженцам, осуществляемыми  мировым сообществом на уровне правительств, Управление Верховного комиссара Организации  Объединенных Наций по делам беженцев опубликовало руководящие принципы защиты прав женщин-беженцев, а также  более конкретные указания о предупреждении сексуального насилия в отношении  женщин-беженцев и принятии ответных мер в этих случаях и предложило меры по предупреждению такого насилия32. 

          Серьезным препятствием к решению проблемы достижения прочного мира является отсутствие женщин на всех уровнях, где принимаются  решения о восстановлении и поддержании  мира, примирении сторон после конфликта  и восстановлении разрушений. 

          Женщины в период вооруженных и другого  вида конфликтов, как правило, проводят работу по сохранению социального порядка. Они вносят важный, но зачастую не получающий признания вклад, выступая в роли пропагандистов мира как в семье, так и в обществе в целом.  

          Роль  женщин в разрешении конфликтов, наличие  у них особых навыков и способностей, которые можно и необходимо использовать в процессе принятия решений, огромна. Учитывая это, в Нидерландах начата реализация программы под названием "Внесение гендерного аспекта в мирный процесс", которая призывает правительства Палестины и Израиля включить большее число женщин в группы, ведущие переговоры, а также вовлечь их в процесс принятия политических решений в деле мирного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке33. 

          В настоящий момент назрела необходимость  поиска путей расширения прав и возможностей женщин для того, чтобы они могли  выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях. В процессе урегулирования вооруженных или иных конфликтов следует поощрять проведение активной и заметной политики учета гендерной проблематики в рамках любых программ, с тем чтобы до принятия решений проводился анализ их последствий соответственно для женщин и мужчин.  

          Международному  сообществу, Организации Объединенных Наций и неправительственным  национальным организациям требуется  принять меры к тому, чтобы женщины  участвовали в принятии решений  на всех уровнях, в том числе в  качестве специальных посланников  и специальных представителей, особенно когда речь идет о военных конфликтах, как на этапе до возникновения  конфликта и во время враждебных действий, так и в процессе поддержания  мира, миростроительства, примирения и восстановления.  

          1 Современные войны: гуманитарные  проблемы: Доклад Независимой комиссии  по международным гуманитарным  вопросам, М., 1988. С. 2.

          2 Дорогой уважения, защиты и реализации  прав человека: Материалы Международной  научно-практической конференции  "Права человека: ООНовское измерение и их реализация на рубеже XXI века". Брестский государственный университет. 17 декабря 1998 года. Брест: Издательство С. Лаврова, 1999. С. 191.

Информация о работе Защита жертв вооруженного конфликта