Защита жертв вооруженного конфликта

Автор: Диана Микулич, 29 Октября 2010 в 13:32, реферат

Описание работы

ООН и защита гражданских лиц в вооружённом конфликте

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

права человека.docx

— 44.32 Кб (Скачать)

          В связи с Днем прав человека Генеральный  секретарь отметил, что «выдающимся  наследием прошлого века стало развитие международно-правовой системы —  гуманитарного права, прав беженцев, уголовного права и прав человека. Взятые вместе, правильно понимаемые и эффективно используемые, эти области  права служат защите личности от несправедливости, предвзятого обращения и покушений  на основы безопасности». В связи  с этим вступление в силу Римского статута Международного уголовного суда, которое состоялось 1 июля 2002 г., положило конец безнаказанности  геноцида, военных преступлений и  преступлений против человечности. Впервые  такие действия как изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, причинение принудительной беременности, насильственная стерилизация и другие формы сексуального насилия, характеризуются как военные  преступления и преступления против человечности.

          Предпринимаемые действия по защите гражданского населения

          Недавно назначенный Верховным комиссаром ООН по правам человека Сержиу Виейра ди Меллу, в своем выступлении  на Третьем комитете в ноябре 2002 г. заявил: «Меня часто беспокоит то, что расстояние притупляет наши чувства по отношению к действительно ужасным, разрушительным последствиям, которые влекут за собой конфликты для тех, кто оказался в их водовороте. Мы не должны допускать этого. Убийства, разрушения, жестокость, изнасилования, изгнание, страх, голод и травмы — вот составные части конфликта, стоит им начаться — и остановить их будет очень нелегко. Если мы намерены продвигаться вперед в решении этой проблемы, важно чтобы все государства и вооруженные группировки полностью отказались от нападения на ни в чем не повинных мирных людей будь то по небрежности, неосторожности или же преднамеренно, независимо от ситуации».

          Международное сообщество продолжает напоминать странам  и их правительствам о том, что  основная ответственность за защиту гражданского населения лежит именно на них, а международные усилия могут  только дополнять действия правительств в этой области. Как заявил Верховный  комиссар по правам человека в своем  обращении по случаю Дня прав человека, нам «следует делать гораздо больше. Мы должны с новым пониманием неотложности решения этого вопроса искать новые пути и методы реального  продвижения и защиты прав человека в зонах конфликта. Давайте же придерживаться всеобъемлющей стратегии, которая сосредоточена в первую очередь на предотвращении конфликтов, и в то же время направлена на защиту гражданского населения, оказавшегося под перекрестным огнем конфликтов, на содействие достижению мира, помощь восстановлению измученных войной обществ  на твердой основе уважения прав человека».

          17 сентября 2008 года 17 государств согласовали  «Документ Монтрё», содержащий  правила и положения о передовых  практических методах в отношении  частных военных и охранных  компаний, действующих в зонах  вооруженных конфликтов. Документ  Монтрё, который стал итогом международного  процесса, инициированного в 2006 году  правительством Швейцарии и Международным  комитетом Красного Креста, призван  содействовать уважению международного  гуманитарного права и стандартов  в области прав человека.

          Защита  женщин и детей

          Древняя африканская поговорка гласит, что "человек сам по себе и хуже и лучше человека". Человек  способен и на добро, и на зло; он ведет войны и как это ни парадоксально, стремится на свое "право  убивать" распространить действие кодекса  чести.

          От  вооруженных конфликтов и терроризма страдают целые народы, однако женщины  и девочки в особой степени  испытывают на себе их последствия  в силу своего положения в обществе и пола. Участники конфликта зачастую безнаказанно насилуют женщин, причем иногда систематические изнасилования используются в качестве тактики войны и терроризма. Последствия насилия и нарушения прав в подобных ситуациях испытывают на себе женщины всех возрастов, которые страдают в результате перемещения, утраты жилья и собственности, потери или недобровольного исчезновения близких родственников, нищеты, распада и дезинтеграции семей, становятся жертвами убийств, терроризма, пыток, недобровольных исчезновений, сексуального рабства, изнасилования, полового принуждения и принудительной беременности в период вооруженных конфликтов, особенно в результате проведения политики этнической чистки и других форм насилия. Это усугубляется последствиями вооруженных конфликтов, а также иностранной оккупацией в социальной и экономической областях и психическими травмами, которые дают о себе знать на протяжении всей жизни.

          По  данным Организации Объединенных Наций, с 1987 г. в различных вооруженных  конфликтах погибли, в общей сложности 2 млн. женщин и детей, что составляет почти 90 % убитых и раненых в ходе современных вооруженных конфликтов, и около 6 млн. женщин и детей получили серьезные ранения или неизлечимые  увечья. Так, к примеру, в Первую мировую войну жертвы среди гражданского населения составляли порядка 5 % от общего числа жертв. Во Вторую мировую войну эта цифра увеличилась до 48 %. Сегодня 90 % жертв конфликтов во всем мире приходится на долю гражданского населения, значительную и все возрастающую часть которого составляют женщины и дети.

          В ходе современных гражданских войн, которые ведутся за власть и ресурсы, подвергается эксплуатации и гибнет большое число детей. Хотя дети меньше всех виноваты в возникновении вооруженных  конфликтов, они больше всех страдают от их последствий. В душах детей, которые сталкиваются с насилием и убийствами, перемещением, половыми надругательствами или утратой  любимых ими людей, страх и  ненависть оставляют глубокие следы.

          Новый этап в развитии правовой основы международных  отношений, в основу которого были положены принципы и нормы человеческого  измерения, наступил после создания Организации Объединенных Наций. С  момента своего создания Организации  Объединенных Наций была обеспокоена  нарушением прав человека в экстремальных  ситуациях военных конфликтов и  принимала различные меры, чтобы  обеспечить им международную защиту и материальную помощь.

          Право на жизнь является основополагающим естественным правом человека. Исходя из этого, в международных документах о правах человека и в национальном законодательстве большинства стран мира право на жизнь и непосредственно связанные с ним права — на физическую неприкосновенность, запрет пыток, насилия, рабства, уважение человеческого достоинства, гарантию справедливого правосудия и ликвидацию дискриминации в отношении женщин — наделяются особым статусом и не подлежат приостановлению или ограничениям в условиях чрезвычайного положения или военных конфликтов (ч. 2 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.)3.

          В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. предусматривается, что "каждый человек имеет право искать убежища  от преследования в других странах  и пользоваться этим убежищем", и "это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического  преступления, или деяния, противоречащего  целям и принципам ООН"4.

          Нарушения прав человека в условиях вооруженных  конфликтов и военная оккупация  являются нарушениями основополагающих принципов международного права  в области прав человека и гуманитарного  права, закрепленных в международных  документах по правам человека, в Женевских  конвенциях 1949 г. о защите жертв вооруженных  конфликтов и Дополнительных протоколах к ним.

          С целью предотвращения этих нарушений  Организацией Объединенных Наций 20 августа 1948 г. была создана Международная  организация по делам беженцев. В преамбуле Устава Международной организации по делам беженцев принимающие Устав правительства признают, что "подлинным беженцам и перемещенным лицам следует оказывать содействие посредством мер международного характера для возвращения в страны, гражданами которых они являются, или на прежние привычные места жительства, или же для приискания новых жилищ в других местах на условиях, предусмотренных в настоящем уставе".

          С учетом "ответственности Организации  Объединенных Наций в деле международной  защиты беженцев и по прекращению  деятельности Международной организации  по делам беженцев" резолюцией 319 (IV) Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1949 г. было принято решение о создании Управления Верховного комиссара по делам беженцев7. Кроме того, были приняты международно-правовые документы, касающиеся различных аспектов защиты беженцев, включая Конвенцию о статусе беженцев от 28 июля 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев, принятый резолюцией 2198 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.8, и Декларацию о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г.

          В соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной  Ассамблеи от 14 декабря 1950 г. в Женеве в 1951 г. состоялась Конференция полномочных  представителей для рассмотрения проекта  Конвенции о статусе беженцев. Данная Конференция приняла Конвенцию  о статусе беженцев 28 июля 1951 г.9

          Резолюцией 2312 (XXII) от 14 декабря 1967 г. Генеральная  Ассамблея приняла Декларацию о  территориальном убежище. В Декларации излагается ряд основных принципов  в отношении территориального убежища. В ней говорится, что предоставление убежища "является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружелюбный акт" (преамбула Декларации)10.

          Кроме того, когда для какого-либо государства  оказывается затруднительным предоставление или дальнейшее предоставление убежища, другие государства "раздельно или  совместно, или через Организацию  Объединенных Наций должны рассматривать  в духе международной солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом государстве" (ст. 2)11. И наконец, в Декларации находит  выражение основной гуманный принцип  невысылки, согласно которому никакое лицо не должно высылаться или возвращаться в какую-либо страну, в которой оно может подвергнуться преследованию.

          В настоящее время мировым сообществом  все шире признается, что военные  конфликты и связанные с ними последствия вынужденного переселения  имеют различные негативные последствия  для женщин и мужчин и что применение международных норм в области  прав человека и гуманитарного права  с учетом гендерных аспектов имеет важное значение.

          В Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время  войны и в Дополнительных протоколах к ней 1977 г. говорится о том, что  женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь  и, в частности, от изнасилования, принуждения  к проституции или любой другой формы покушения на их нравственность12.

          Экономический и Социальный совет в резолюции 1687 (LII) от 2 июня 1972 г., приняв к сведению доклад Генерального секретаря ООН  о защите женщин и детей в период вооруженных конфликтов и в чрезвычайных обстоятельствах, предложил Генеральному секретарю и Комиссии ООН по положению  женщин рассмотреть целесообразность разработки проекта Декларации о  защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных  конфликтов, которая впоследствии была принята Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 3318 (XXIX) от 14 декабря 1974 г.13

          В статье 1 Декларации говорится, что  нападение на гражданское население  и бомбардировки его, причиняющие  неисчислимые страдания, особенно женщинам и детям, которые составляют наиболее уязвимую часть населения, запрещаются  и что такие действия подлежат осуждению14.

          Декларация  предусматривает, что "государства, участвующие в вооруженных конфликтах, должны принимать все усилия для  того, чтобы уберечь женщин и детей  от разрушительных последствий войны"15, и что должны быть предприняты "все необходимые шаги, с тем чтобы добиться запрещения таких мер, как преследование, пытки, карательные меры, унизительное обращение и насилие, в частности против той части населения, которую составляют женщины и дети"16.

          В силу того, что наиболее страдающими  в условиях военных конфликтов и  любых вооруженных конфликтов оказываются  женщины и дети, в повестку дня  Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в  Вене, был впервые включен в  качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека-женщины  как неотъемлемой, составной и  неделимой части всеобщих прав человека. В Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека, провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В этих документах также подчеркивается "важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или ускоренной в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом".

          В принятых Всемирной конференцией по правам человека в Вене документах говорится о том, что систематическое  изнасилование, сексуальное рабство  и принудительная беременность требуют  применения экстренных мер. Конференция  рекомендовала Генеральной Ассамблее  ООН принять Декларацию об искоренении  насилия в отношении женщин. Декларация об искоренении насилия в отношении  женщин 20 декабря 1993 г. была принята.

Информация о работе Защита жертв вооруженного конфликта