Защита прав предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов предпринимателя в сфере хозяйственных правоотношений может осуществляться любыми, предусмотренными законодательством, способами. Некоторые способы защиты прав осуществляются только судом (признание сделки или акта государственного органа недействительными и т.д.), другие могут быть осуществлены как в судебном порядке, так и самостоятельно (возмещение убытков, взыскание неустойки и т.д.), третьи происходят в порядке самозащиты гражданских прав без участия суда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности…………………………………………..4
2. Правовая охрана и способы защиты прав…………………………………..7
3. Виды механизмов защиты…………………………………………………..11
4. Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)……………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованных источников и литературы………………………….28

Работа содержит 1 файл

Защита прав предпринимателей.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                                 18

при совершении данного  нотариального действия не проверяет основания возникновения прав кредитора и обязанностей должника.

Третейское  разбирательство заключается в том, что два субъекта гражданских правоотношений, между которыми возник спор, заключают третейское соглашение, обращаются за помощью не к государству, а к третьему лицу, которое они считают компетентным для решения их спора и которому они доверяют. Третейский суд может состоять из одного человека или из коллегии (закон устанавливает требование о нечетности судей в коллегии третейского суда). Перед обращением в третейский суд, субъекты гражданских правоотношений могут обратиться к так называемым медиаторам, которые не разрешают спор, а содействуют в устранении разногласий сторон. Принципиальной особенностью третейского разбирательства является то, что третейские судьи не только разрешают спор, но и пытаются его устранить, не просто решая, кто виноват, но и рассматривая как его решить, не прибегая к принудительным мерам.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда, лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ). Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452). Обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, федеральными законами «О связи», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О почтовой связи» и др. Право на обращение в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (право на предъявление иска) возникает лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.

                                                                                                                                 19

Предъявляя  претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные акты и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии. Если предприятие добровольно удовлетворяет заявленную претензию, нет необходимости обращаться в суд.

Непосредственными задачами претензионной работы являются:

1. восстановление нарушенных прав и защита законных интересов предпринимателей;

2. выявление  причин и условий, влекущих  невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров  ненадлежащего качества и др. нарушения;

3. предупреждение  нарушений договорной дисциплины, действующего законодательства;

4. улучшение  экономических показателей хозяйственной  деятельности организаций;

5. возмещение  за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю.

Претензионная работа, главной целью которой  является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств, предприниматель защищает свои законные права, требует

 

                                                                                                                                 20

восстановления  нарушенных прав, ограждения своих  имущественных и неимущественных  интересов.

Однако практика применения претензионного порядка урегулирования споров в условиях становления рыночных отношений, нестабильного финансового положения в стране выявила и негативные последствия существовавшего порядка. Претензионный порядок рассмотрения заявленных требований задерживал начало арбитражного процесса на установленный Положением о претензионном порядке урегулирования споров срок (1-3 месяца). Это затягивало восстановление нарушенных прав предпринимателей и давало возможность виновной стороне незаконно пользоваться имуществом или денежными средствами кредитора. Нередко предъявление обоснованной претензии служило своеобразным сигналом недобросовестным предпринимателям к самому важному действию в их деятельности: либо ликвидироваться, либо снять имеющиеся денежные средства со своего счета в банке и предстать перед судом и своим кредитором неимущим, неспособным отвечать по своим же долгам. Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка. Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ). В случае несоблюдения досудебного

                                                                                                                                 21

(претензионного) порядка урегулирования спора  с ответчиком, определенного законом  или договором, иск оставляется  без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ). Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 22

Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Действия  контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" . В соответствии со статьей 13 Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в  процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако, если Ваша деятельность ведется в сфере здравоохранения, образования, социальной

                                                                                                                                 23

сфере плановые проверки могут проводиться 2 и более раз в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При проведении мероприятий по контролю должностные  лица органов государственного контроля (надзора) не вправе :

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Ростехнадзора;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
  • Согласно статьи 21 Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

                                                                                                                                      24

1) непосредственно присутствовать  при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

3) знакомиться с результатами  проверки и указывать в акте  проверки о своем ознакомлении  с результатами проверки, согласии  или несогласии с ними, а также  с отдельными действиями должностных  лиц органа государственного  контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю  вследствие действий (бездействия) должностных  лиц органов государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом - в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном порядке.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 25

Заключение

 

Таким образом, существующие в настоящее время  способы защиты прав и интересов  предпринимателей достаточно разнообразны. Они находят отражение в конкретном механизме защиты, т.е. процессе применения правовых норм, который завершается признанием права и восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, либо пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Насколько разнообразны способы защиты гражданских прав, настолько гибким должен быть механизм защиты. В ст. 12 ГК РФ названы способы защиты гражданских прав, которые все без исключения полностью распространяются на сферу предпринимательской деятельности. Анализ этих способов защиты показывает, что их роль и значение не одинаковы. Для предоставления судебной зашиты организациям и гражданам осуществляющим предпринимательскую деятельность, в стране создана система арбитражных судов. Арбитражный процесс во многом аналогичен структуре и порядку разбирательства арбитражных дел в суде общей юрисдикции. Но специфика экономических споров и, главным образом, участие в них юридических лиц и граждан-предпринимателей обусловливают определенные отличия арбитражного процесса от гражданского процесса в суде общей юрисдикции. Предприниматели - как граждане, так и коммерческие организации вправе обращаться в Конституционный Суд за защитой своих прав и интересов. Видную роль в разрешении споров, возникающих в сфере экономических отношений, играют третейские суды. Созданные в различных странах институциональные третейские суды для разрешения внешнеэкономических споров включают в свой состав известных юристов из разных государств, что обспечивает им авторитет и необходимое доверие со стороны участников внешнеэкономичесой деятельности. В процессе своей деятельности

Информация о работе Защита прав предпринимателей