Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:09, реферат
Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связывают никакие инструкции и бюрократические согласования. Если сотрудник отдела в течение дня столкнулся с каким-то нарушением потребительских прав (одного человека или целого города), то уже вечером общество может начать их защищать. В последние годы деятельность независимых организаций потребителей осуществляется в информационном и правозащитном направлениях. Это легко объяснимо: чем больше людей через газеты, радио, телевидение узнают о своих правах, тем труднее будет их обманывать, продавать им некачественные товары и оказывать «медвежьи услуги».
Практически при всех обществах работают юристы, которые готовы помочь гражданам по широкому кругу вопросов, связанных с ущемлением их прав как потребителей.
4.2. Деятельность общественной организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района
Общественная
организация по защите прав потребителей
г. Уссурийска и Уссурийского района
(далее Организация) создана в 1997
году и в своих действиях
Общественная организация защиты прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района является полноправным членом и представителем интересов Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края (далее Ассоциация), в которую входят общественные организации по защите прав потребителей городов Владивостока, Артёма, Лесозаводска, Уссурийска. В соответствии с сертификатом, выданным Ассоциацией [Приложение 8], организация готова вносить посильный вклад в развитие данной организации путём создания наиболее благоприятных условий для деятельности её членов, содействия органам власти, общественным организациям и иным организациям в осуществлении мер по защите прав потребителей, а также проведения исследований, участия в проектах и программах, связанных с развитием рынка товаров, работ и услуг для населения.
Организация оказывает помощь не только жителям г. Уссурийска и Уссурийского района в защите потребительских прав. В Уссурийскую организацию обращаются за помощью, консультациями жители Михайловского, Надеждинского, Пограничного, Октябрьского районов. В настоящее время Организация работает над проектом создания в г.Уссурийске базового филиала Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края.
Штатные сотрудники организации – активные участники потребительского движения, их на сегодняшний день 10 человек. Всего в организации более 100 членов. Они приглашаются для участия в деятельности общественной организации (проведения рейдов, участия в качестве представителя истца в суде, участия в независимой экспертизе) по мере необходимости. Внештатные сотрудники общественной организации по защите прав потребителей уплачивают членские взносы, имеют удостоверения общества и активно участвуют в пропаганде Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района имеет право:
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных правонарушениях и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
- вносить в
органы прокуратуры и
- обращаться
в органы прокуратуры с
За время деятельности организации проделана большая работа по защите потребительских прав, пропаганде законодательства о защите прав потребителей. Только в 2002 году общественной организацией:
- в досудебном
порядке было рассмотрено
жилищно-коммунальными службами -18 обращений (ремонт кровель, залив квартир, некачественные услуги домоуправлений, службы заказчика, отсутствие горячей воды, тепла, энергоснабжения, вышедшее из строя бытовое оборудование из-за перенапряжения в электрических сетях);
медицинские услуги – 6 обращений (незаконное требование оплаты за лекарства при стационарном лечении, некачественная услуга зубопротезного кабинета и др.);
продажа некачественного товара (продовольственных товаров, промышленных товаров / в основном, обуви /, мебели, сложно-бытовой техники, дискет и пр.) [В Приложении 8 представлено исковое заявление в Уссурийский городской суд по факту продажи некачественной обуви];
оказание образовательных услуг – 2 обращения (незаконное требование внесения спонсорских взносов в учебных заведениях);
услуги туристических фирм – 1обращение (нарушение требований предоставления услуг визы);
бытовое обслуживание – 4 обращения (парикмахерские услуги, ремонт обуви, услуги химчистки);
услуги общественного питания -5 обращений.
- По распоряжению
главы администрации
- Работа в
суде по защите прав
- Организация
ведёт активную работу по
На базе центральной городской библиотеки с 1999 года работает «Клуб потребителей». Проводятся встречи с жителями города, где члены организации дают консультации по вопросам защиты потребительских прав. Совместно с работниками библиотеки проводятся книжные выставки, обзоры журнала «Спрос».
Председатель общественной организации Глазунов Ю.Б. выступает на страницах газет «Уссурийские новости», «Новая», «Жемчужина Приморья» с отчетами о работе организации, консультациями, отвечает на письма, вопросы, поступившие в адрес организации.
Члены общественной организации принимали участие
в семинаре-совещании с заведующими отделами и специалистами по защите прав потребителей муниципальных образований края, руководителями общественных объединений потребителей;
в конференции Гражданского форума в г. Владивостоке.
Как уже говорилось выше, главное отличие и преимущество общественных потребительских организаций - их независимость от государства, политики и, в том числе, от местной власти.
В качестве примера можно привести тот факт, что в 2001 году общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района обратилась в суд о признании недействительным Постановления главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.01.2002 г. № 81 о повышении тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Отдельные положения постановления противоречили требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а именно:
- в тексте
отсутствовала информация о
Уссурийская организация по защите прав потребителей обратилась в Приморское территориальное управление МАП России с жалобой на незаконное принятие постановления, в прокуратуру г. Уссурийска и Уссурийского района. Обращение было рассмотрено в вышеуказанных инстанциях. Было признано, что представленное постановление подпадает под действие Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг [Приложение 9]. Постановление главы МО было признано недействительным, действие его приостановлено, тарифы пересмотрены в соответствии с экспертной оценкой.
В 2002 году в общественную организацию по защите прав потребителей обратился профсоюзный комитет угольщиков п. Новошахтинский Михайловского района с вопросом о помощи (консультации) при решении возникшего аналогичного прецедента, когда главой муниципального образования Михайловский район было принято постановление о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, тепловое снабжение, водоснабжение и водоотведение. В результате совместной деятельности общественной организации, профсоюза угольщиков, прокуратуры Михайловского района выяснилось, что комиссия по проведению экономической экспертизы, созданная по распоряжению главы администрации не являлась независимой. В неё вошли заместитель главы района, заведующий финансовым отделом, специалисты управления экономики и планирования администрации района. Такой состав нельзя признать независимым, отвечающим требованиям постановления Госстроя РФ от 21.05.1999 . Решением Михайловского районного суда постановление главы администрации было признано незаконным и отменено.
Более того, администрация Михайловского района была вынуждена вернуть жителям района деньги, уплаченные за время выхода незаконного постановления до его отмены [Приложение 10 ].
Как видим, гражданский контроль общественных объединений за нарушениями прав потребителей эффективен и результативен. Количество правонарушений на потребительском рынке весьма значительно, а службы по защите прав муниципальных образований малочисленны, поэтому необходимо использовать потенциальные возможности общественных объединений потребителей. В статье 44 Закона права органов местного самоуправления перечислены в 5-ти абзацах одного пункта, а права общественных объединений потребителей в статье 45 перечисляются в двух пунктах и 8-ми абзацах. Законодатель в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей предоставил общественным объединениям именно права контролера.
4.3. Меры по усовершенствованию деятельности общественной организации
При обществе защиты
прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского
района работают юристы, оказывающие
помощь населению в решении
1. Наибольшее количество жалоб населения приходится на сферу жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время оплата жилищно-коммунальных услуг явно не соответствует качеству их предоставления. Уровень осведомлённости потребителей этих услуг о своих правах и обязанностях можно назвать недостаточно высоким. По инициативе Ассоциации общественных объединений потребителей, при содействии Приморского краевого фонда защиты прав потребителей и Администрации Приморского края было проведено анкетирование потребителей по вопросам удовлетворённости уровнем и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [Приложение 11]. У половины опрошенных потребителей квартплата и оплата коммунальных услуг занимает более 20% семейного бюджета. Тот факт, что 94% из всех опрошенных знают, какая жилищно-эксплуатационная организация обслуживает их дом, не радует, поскольку говорит о том, что потребителю приходится обращаться в ЖЭО с проблемами. Наиболее часто потребителям приходится обращаться по вопросам водоснабжения, отопления, не проведения ремонта мест общего пользования.
За последние три года 65% опрошенных обратились в ЖЭУ в связи с недостатками предоставляемых услуг. 42% опрошенных обращались в ЖЭУ с требованиями о составлении актов по причине отсутствия либо некачественного предоставления услуг. 30% обратившихся получили отказ в составлении актов. 60% не знают, какие работы должны проводиться за счет средств, полученных от населения за «содержание и ремонт мест общего пользования».