Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:09, реферат
Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
В I квартале 2003 года отделом по защите прав потребителей совместно со специалистами структурных подразделений управления потребительского рынка товаров и услуг и при непосредственном участии уполномоченных были организованы и проведены учебные семинары с руководителями предприятий торговли и общественного питания на территории Борисовского сельского совета (с.Корсаковка, с.Борисовка).
Работа с жалобами и заявлениями
Одним из основных направлений в работе отдела по защите прав потребителей является рассмотрение жалоб и заявлений потребителей в защиту своих прав и проверки предприятий всех форм собственности по жалобам и заявлениям граждан.
За 2002 год отделом по защите прав потребителей рассмотрено 2208 жалоб и заявлений. Из них в досудебном порядке решены 80%.
Анализ информации о нарушении прав потребителей на рынке товаров, работ, услуг за 2002 год (исходя из обращений граждан) [Приложение 5] показывает, что основное количество жалоб приходится на неудовлетворительное качество товаров, особенно продовольственных (1012 жалоб).
Второе место по количеству жалоб и заявлений граждан занимает качество выполненных работ, услуг (1040 жалоб). Из них 72 жалобы приходится на качество выполнения жилищно-коммунальных услуг и 50 – на бытовые услуги.
Примеры:
1. В магазине
«Вега» с. Михайловка куплен
холодильник «LG» по цене 13 тыс.
рублей в феврале 2002 года. В
течение года гражданин
2. Семья пенсионеров Ткачук в июле 2002 года на рынке ООО «Рынок» у частного предпринимателя (с лотка ) приобрела краску масляную для покраски фасада дома ( 5 банок по цене 140 рублей ). Через 7 дней после окончания ремонтных работ, краска стала вздуваться и лопаться. Гражданин Ткачук обратился с претензией к продавцу, однако претензия не была удовлетворена, после чего он обратился в отдел по защите прав потребителей. Специалисты отдела совместно с представителями торгово-промышленной палаты проехали по указанному адресу и подтвердили, что данный факт имеет место. В этот же день была проведена проверка предпринимателя в части подтверждения качества товара. Документов, подтверждающих качество проданной гражданину Ткачук краски, не предъявлено. Продавец вынужден был удовлетворить претензию потребителя и вернуть ему деньги в сумме 700 рублей.
3. 17 апреля 2002 г.
в отдел по защите прав
Телефон отдела – «горячая линия» по защите потребительских прав. За 2002 год специалистами отдела дано более двух тысяч консультаций по телефону.[ Приложение 5].
Меры по усовершенствованию деятельности отдела
1. В соответствии с возложенными Законом РФ «О защите прав потребителей» на органы местного самоуправления обязанностями отдел защиты прав потребителей муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район проводит большую, целенаправленную работу.
Но статья 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» ограничивает действие органов местного самоуправления на рынке товаров и услуг. Законодательством предусмотрены только контролирующие функции. Статьёй 44 Закона не предусмотрено составление протоколов на правонарушителей и принятия соответствующих решений по ним, что значительно осложняет работу по искоренению правонарушений. В настоящее время органы местного самоуправления по защите прав потребителей вправе только приостановить продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в случаях выявления продажи товаров, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостановить продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг). Значительно быстрее, оперативнее действовать работники отдела могли бы, если бы данной статьёй было предусмотрено составление протоколов на правонарушителей и принятия решений по ним.
Целесообразно было бы предоставить право отделам по защите прав потребителей органов местного самоуправления составлять протоколы по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [7] :
Статья 14.1. Осуществление
предпринимательской
Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ, либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;
Статья 14.7. Обман потребителей;
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.
2. Усовершенствованию
деятельности отдела могло бы
послужить также создание на
территории муниципального
3. В отдельных
случаях можно прибегнуть к
комиссионному рассмотрению
а) невозможно добиться от хозяйствующего субъекта устранения нарушения в добровольном порядке;
б) хозяйствующий субъект неоднократно нарушает законодательство о защите прав потребителей;
в) выявленные нарушения не попадают под законодательство о защите прав потребителей;
г) действия по устранению выявленных нарушений выходят за рамки полномочий органов местного самоуправления о защите прав потребителей и другие.
В этих целях при организации по защите прав потребителей муниципального образования может быть образована комиссия по урегулированию указанных вопросов из представителей отдела защиты прав потребителей, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, общественного объединения по защите прав потребителей. Состав комиссии утверждается нормативным правовым актом местного самоуправления. Примерное положение о комиссии дано в Приложении 6 .
4. Общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района
4.1. Права общественных объединений потребителей
Помимо государственных органов на помощь потребителю приходят общественные объединения (ассоциации, союзы) потребителей, которые создаются в случае, когда необходимо объединить усилия людей для защиты нарушенных интересов, для проведения совместных мероприятий. Основная характеристика общественной организации – ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще.
Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В нашей стране движение потребителей возникло в крупных городах. В сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб потребителей, чуть позже – Московский союз потребителей. Затем стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Свердловске, Ростове, Челябинске. На сегодняшний день в России зарегистрировано более 200 региональных общественных объединений потребителей[1] . Для координации своей деятельности общественные объединения создают национальные организации. Большинство российских региональных организаций объединены в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). Кроме того, создаются объединения потребителей в различных сферах деятельности: Союз вкладчиков сбербанка, Союз потребителей автотехники России, Лига защиты прав путешествующих и т.д.[2] Движение потребителей существует не только в Российской Федерации, но и во многих странах СНГ. Для координации потребительского движения в этих странах была создана Международная конфедерация общества потребителей (КонфОП) – межгосударственная независимая организация. На сегодняшний день КонфОП объединяет 8 национальных и около 50 региональных организаций.[3]
Каждое общественное объединение потребителей (а также их ассоциации, союзы) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [10], другими законодательными актами и может пользоваться правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» (в ред. 17.05.97) общественное объединение граждан имеет право:
- свободно распространять
информацию о своей
- участвовать
в выработке решений органов
государственной власти и
- выступать с
инициативами по различным
- представлять
и защищать свои права,
В дополнение к этим полномочиям Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребительским организациям дополнительные полномочия. Рассмотрим некоторые из них.
Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг). Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договоры с уже действующими лабораториями. Многие потребительские организации активно используют это право и проводят испытании различных товаров, чтобы предоставить потребителям достоверную информацию о свойствах испытываемых товаров. Одно из достоинств потребительских испытаний – их независимость. Информируя о своём продукте, продавец или производитель старается предоставить лишь ту информацию, которая будет способствовать росту покупательского спроса. Задача же потребительских организаций – сравнить рекламируемый товар с аналогичными по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора.
Еще одно право
общественного объединения
Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей – независимость. От государства, от политики, от бизнеса. К примеру, глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей. В этом случае отдел при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это сделать и добиться отмены незаконного постановления.