Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Государственное регулирование банковской системы как фактора макроэкономической стабилизации российской экономики является предметом оживленной дискуссии. Как показывает мировой опыт, осуществление банковской системой присущих ей макроэкономических функций немыслимо без ее эффективного взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Роль и значение регулирования банковской сферы, а также полномасштабной реструктуризации банковской системы в трансформационный период значительно возрастают. Необходимость реализации мер государственного регулирования обусловлена как с точки зрения стабильности денежно-кредитной системы и экономического роста, так и с позиции национальной экономической безопасности.
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические вопросы государственного регулирования банковской системы в условиях трансформационной экономики.
1.1.Сущностная характеристика государственного регулирования банковской системы в трансформационной экономике.
1.2.Методы и формы государственного регулирования банковской системы в современных условиях.
1.3.Противоречия в развитии банковской системы России и их влияние на макроэкономическую стабилизацию.
Глава П. Взаимовлияние государственного регулирования банковской системы и макроэкономической стабилизации.
2.1.Специфика государственного регулирования устойчивости функционирования банковской системы.
2.2.Влияние стабильности функционирования банковской системы на экономический рост.
2.3.Особенности государственного регулирования региональных банковских систем в целях макроэкономической стабилизации.
Артикул: 148517
Год:
2002
Автор:
Кирсанова, Елена Владиславна
Ученая cтепень:
кандидат экономических наук
Место защиты диссертации:
Казань
Код cпециальности ВАК:
08.00.01
Специальность:
Экономическая теория
Количество cтраниц:
205
Оглавление:
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические вопросы государственного регулирования банковской системы в условиях трансформационной экономики.
1.1.Сущностная
характеристика
1.2.Методы и формы государственного регулирования банковской системы в современных условиях.
1.3.Противоречия
в развитии банковской системы
России и их влияние на
Глава П. Взаимовлияние государственного регулирования банковской системы и макроэкономической стабилизации.
2.1.Специфика
государственного
2.2.Влияние стабильности
функционирования банковской
2.3.Особенности
государственного
Введение:
Актуальность темы исследования. Государственное регулирование банковской системы как фактора макроэкономической стабилизации российской экономики является предметом оживленной дискуссии. Как показывает мировой опыт, осуществление банковской системой присущих ей макроэкономических функций немыслимо без ее эффективного взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Роль и значение регулирования банковской сферы, а также полномасштабной реструктуризации банковской системы в трансформационный период значительно возрастают. Необходимость реализации мер государственного регулирования обусловлена как с точки зрения стабильности денежно-кредитной системы и экономического роста, так и с позиции национальной экономической безопасности.
Посредством регулирования банковской системы государство реализует свою денежно-кредитную политику. С этой точки зрения банковская система - уникальный "передаточный" механизм для направленного воздействия на экономику, ее роль в экономике сравнима с ролью кровеносной системы в живом организме. Это связано как с характером самой банковской деятельности, так и с функциональными и структурными особенностями банковской системы.
Вместе с тем, методы и формы регулирования в трансформационный период претерпевают существенные изменения. Без кардинальных преобразований банковская система Российской Федерации может стать фактором, реально препятствующим реализации экономической программы правительства, направленной на поступательное развитие всей экономической системы и ее стабильное функционирование. С другой стороны, без помощи государства решение проблем, существующих в российской банковской системе, может существенно растянуться по времени.
Основной целью государственной политики в отношении банковской системы, финансового сектора экономики в целом является обеспечение их системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Это требует более жесткого и, одновременно, более эффективного, по сравнению с другими отраслями экономики, государственного регулирования и контроля в банковской сфере, что позволит преодолеть противоречие между частной формой собственности и общественным характером деятельности коммерческих банков.
Таким образом, избранная для исследования тема является актуальной и требует дальнейшей разработки концептуальных основ эффективного государственного регулирования банковской системы в целях макроэкономической стабилизации и экономического роста.
Степень разработанности
проблемы. Научные разработки российских
и зарубежных исследователей государственного
регулирования
Переход к рыночной экономике способствовал росту интереса российских ученых к исследованию проблем государственного регулирования банковской системы.
Значительный вклад в разработку теоретических и методологических проблем государственного регулирования как фактора макроэкономической стабилизации внесли JI. Абалкин, И. Албегова, Г. Белоглазова, А. Бузгалин, Е. Гайдар, А. Грязнова, С. Глазьев, А. Илларионов, JI. Кроливецкая, О. Лаврушин, В. May, С. Мокичев, И. Павлова, Г. Панова, О. Соколова, Ю. Степанов, А. Тумашев, В. Усов, В. Усоскин, Б. Федоров, А. Хасанова, JI.
Ходов и другие. В ряду исследователей и практиков следует также назвать С. Алексашенко, Е. Богачева, В. Геращенко, С. Дубинина, В. Захарова, Л. Макаревича, Т. Парамонову, Г. Тосуняна, А. Хандруева, которые внесли значительный вклад в поиск путей бескризисного развития банковской системы. Среди зарубежных ученых этими проблемами занимались такие известные экономисты, как Дж. Кейнс, М. Фридмен, А. Маршалл, И. Фишер, А. Пигу, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, Дж. Сакс, Т. Кох и другие.
Однако, несмотря на значительное количество появившихся в последнее время публикаций, вопросы государственного регулирования банковской системы как условия макроэкономической стабилизации в экономической теории остаются недостаточно изученными. Требуют дальнейшего исследования проблемы, связанные с конкурентным развитием банковской сферы и его влиянием на макроэкономическую стабильность. Кроме того, исследователи банковского дела не дают однозначных ответов на вопросы о роли банковской системы в условиях трансформационной экономики в воспроизводственном процессе, а также о взаимовлиянии устойчивого функционирования банковской системы и макроэкономической стабилизации. Эти и ряд других вопросов, имеющих значение для развития банковской системы, не получили достаточно полного и системного решения, остаются дискуссионными, требуя их дальнейшего теоретического и практического исследования. Это определило выбор темы диссертации, цель исследования, его логику и структуру.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является разработка теоретических вопросов государственного регулирования банковской системы как условия макроэкономической стабилизации, а также выявление и анализ эффективных форм и методов регулирования, их особенностей в трансформационный период.
Для достижения этой цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- обосновать
роль регулирования банковской
системы как части
- выявить место, роль и функции банков в макроэкономической системе в совокупности взаимосвязей и отношений с другими секторами экономики;
- исследовать сущностные процессы и отношения, обусловливающие развитие и устойчивое функционирование банковской системы в условиях трансформационной экономики;
- систематизировать
формы и методы
- выявить противоречия
в развитии банковской системы
России и их влияние на
- определить экономическую эффективность влияния государственного регулирования банковской системы на макроэкономическую стабилизацию и условия ее повышения; выявить особенности функционирования региональных банковских систем и методов их регулирования со стороны государства с целью повышения уровня экономического развития региона.
Предметом исследования
явились экономические
Объектом исследования являются формы и методы государственного регулирования российской банковской системы в трансформационный период.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, монографии и научные статьи, материалы научных и научно-практических конференций, публикации периодической печати по проблематике государственного регулирования банковской системы, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, инструкции и нормативные документы Центрального банка РФ.
Основополагающий принцип подхода к изучаемой проблеме -признание объективного многообразия и противоречивости процессов становления и развития банковской системы и ее государственного регулирования в условиях трансформационной экономики России -предполагает использование ряда общих и специфических методов. Прежде всего, это многоаспектный анализ механизма государственного регулирования банковской системы с целью макроэкономической стабилизации в его диалектическом развитии, структурно-функциональный анализ банковской системы как элемента экономики во взаимодействии внешних и внутренних связей, системный подход. Исследование велось с применением общенаучных категорий диалектики, обще- и частнонаучных методов познания: обобщения, группировки, сравнения, экономико-статистического. Обобщение эмпирического материала, использование метода восхождения от абстрактного к конкретному позволили изучить предмет исследования в единстве теории и практики.
Информационной
базой исследования послужили справочные
материалы Государственных
Научная новизна диссертации:
1) определена
взаимосвязь государственного
2) выявлены основные
факторы, препятствующие
3) показано влияние
комплекса противоречий в
4) разработаны
функции и принципы
5) дана классификация
методов государственного