Защита прав детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: изучить особенности защиты прав ребенка, исследовать основные права ребенка в РФ, проанализировать способы защиты прав ребенка.
Объект исследования – возникновение и развитие нормативно-правовых актов о защите прав ребенка.
Предмет исследования – теоретические и практические проблемы, связанные с защитой прав ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РФ……………..6

II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………….….10

III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РФ ……………….. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

Курсач Семейное право.docx

— 64.85 Кб (Скачать)

     В соответствии с действующим законодательством  средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей  в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия.

     Однако, если несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению  суда взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ прекращается.

     Многие  дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать  муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без  попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется и бездетным  родителям. Вместе с тем семьи, в  которых отсутствует один из родителей (неполные) не могут создавать приемную семью.

     Приемная  семья – это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

     Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью  должны заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор  должен предусматривать срок, на который  ребенок помещается в приемную семью, условие содержания этого ребенка, условия воспитания и образования  ребенка, права и обязанности  родителей, обязанности по отношению  к приемной семье органа опеки  и попечительства, а также основание  и последствия прекращения такого договора.

     Приемные  родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать  необходимые условия для получения  им образования, готовить ребенка к  самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность  перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного  ребенка, защищают его права и  интересы.

     Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о  приемной семье в нее могут  передаваться дети (ребенок), оставшиеся без попечения родителей:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

     Важно, что при передаче ребенка в  приемную семью на воспитание орган  опеки и попечительства должен руководствоваться  интересами ребенка. Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в  приемную семью, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие.

     Пока  в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться  по мере создания государством условий  для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие  определенных льгот, предоставляемых  государством, местными органами власти таким семьям.

     Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях и на предприятиях.

     Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

     Под получением гражданином образования  понимается достижение и подтверждение  им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяет соответствующим документом.

     Общественные  отношения, связанные с организацией образования и получением образования  регулируются законодательством об образовании. Основными источниками  этого законодательства являются Закон  Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации «Об образовании, а такие же законы и иные нормативные  акты субъектов Российской Федерации  в области образования».

     Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее  обязано ознакомить его и (или) его  родителей (законных представителей) с  уставом этого учреждения и другими  документами, которыми регулируется образовательный  процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее  ребенка, их знакомство со школой должно начинаться с ознакомления с уставом  и другими документами, а обязанность  ознакомить - лежит на администрации  школы. Те же действия администрация  должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения  вопроса о получении образования  приходит несовершеннолетний без родителей.

     Ознакомление  с уставом школы родителей  и несовершеннолетних имеет большое  значение еще и потому, что в  соответствии с действующим законодательством  об образовании такие вопросы, как  возраст, с которого то или иное образовательное  учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

     Государство гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Что  же касается среднего профессионального, высшего профессионального и  послевузовского профессионального  образования, которые можно получить в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, то их также можно получить бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия  конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и  обеспечивать зачисление наиболее способных  и подготовленных. Вне конкурса в  соответствии с действующим законом, при успешной сдаче экзаменов  принимаются дети-сироты, а также  инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

     Основное  общее образование и государственная  аттестация (итоговая) являются обязательными  для всех учащихся. Однако, действующее  законодательство об образовании требование обязательности основного общего образования  применительно к каждому конкретному  обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким  образом, что оно – требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения – 18 лет.

     Говоря  о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон имеет  в виду, прежде всего, совершение учащимся преступлений. По общему правилу, уголовной  ответственности подлежит лицо, достигшее  к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с тем уголовный закон предусматривает  случаи, когда уголовная ответственность  наступает с 14-летнего возраста. Например, лица, достигшие 14 лет, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда  здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ. Важно отметить, что за совершение любого преступления учащегося могут исключить из образовательного учреждения.

     Очевидно, что под противоправным действием, можно рассматривать и совершенное  учащимся образовательного учреждения административного правонарушения. Административной ответственности  подлежат лица, достигшие к моменту  совершения административного правонарушения возраста шестнадцать лет. Административное законодательно определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых  наступает с 16-летнего возраста.

     В последние годы в юридической  науке стали активно исследоваться  проблемы ювенальной юстиции. В российской правовой печати появился ряд работ  с подробной информацией о  международных стандартах в области  отправления правосудия в отношении  несовершеннолетних.

     Таким образом, с учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, страна совершенствует национальное законодательство, осуществляет деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом  СССР; 15 сентября 1990 года вступила в  силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные  документы ООН, взяло на себя обязательства  принимать соответствующие этим документам – акты, а также поощрять различные действия неправительственных  организаций по деятельности в области  детства.

     Соответственно  со стороны РФ были приняты ряд документов, а также была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей».

     В содержание программы также входят акты, направленные на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие  развитию криминалистических тенденций  в среде несовершеннолетних. Именно через региональные и территориальные  программы реализуются принципы адресности и целенаправленности в  социальной работе.

     Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским  Кодексом РФ и Семейным Кодексом РФ.

     Это права на жизнь, на имя, на равенство  в осуществлении других прав, на семейное благополучие, на свободное  развитие личности ребенка, на обеспечение  здоровья детей, на образование детей  и их культурное развитие.

     Также Закон «Об образовании» регулирует общественные отношения, связанные  с организацией образования и  получением образования.

     III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РФ 

     В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ предусматривается  защита прав детей в судебном и  административном порядке.

     Судебная  защита прав ребенка осуществляется прямо и косвенно.

     В первом случае речь идет о делах, непосредственно  связанных с семейным воспитанием  несовершеннолетнего (определение  места жительства детей при раздельном проживании их родителей; обеспечение  права ребенка на общение с  родителем, проживающим от него отдельно; обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками; лишение родительских прав и восстановление в родительских правах; ограничение  родительских прав и его отмена).

     Перечень  дел, по которым суд осуществляет прямую защиту прав ребенка является исчерпывающим.

     Ее  характерная особенность заключается  в том, что здесь налицо спор о  праве на семейное воспитание.

     Косвенная судебная защита осуществляется с помощью  семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим  не является. Мало того, косвенная защита права ребенка в семье может  осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.).

     В настоящее время широко обсуждается  вопрос ювенальной юстиции в России.

     В период реформы советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства (1959-1961) уже делались попытки создать  модель правосудия, отражающую его  специфику по отношению к несовершеннолетним. В первые годы после реформы этот замысел удавался (дополнительные гарантии прав личности, специализация судей, прокуроров, следователей). Однако дальнейшие изменения законодательства оказались не в пользу несовершеннолетних, и начавшая было возникать модель ювенальной юстиции довольно быстро превратилась в обычное общеуголовное правосудие. Современное российское уголовное законодательство сохраняет следы "средневекового" подхода, так как допуская определенные послабления для несовершеннолетних (например, недопустимость возложения на них более тяжелого наказания, нежели лишение свободы на десятилетний срок, возможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия и др.), не рассматривает судопроизводство для несовершеннолетних как процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и формам от разбирательства уголовных дел взрослых обвиняемых.

Информация о работе Защита прав детей