Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:45, курсовая работа
Целью курсовой работы: изучить особенности защиты прав ребенка, исследовать основные права ребенка в РФ, проанализировать способы защиты прав ребенка.
Объект исследования – возникновение и развитие нормативно-правовых актов о защите прав ребенка.
Предмет исследования – теоретические и практические проблемы, связанные с защитой прав ребенка.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РФ……………..6
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………….….10
III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РФ ……………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 34
В
соответствии с действующим
Однако, если несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению суда взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ прекращается.
Многие
дети по разным причинам становятся сиротами.
Такие дети всегда волновали общество.
Действующее семейное законодательство
предусматривает возможность
Приемная семья – это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.
Родители-воспитатели,
желающие взять детей в свою семью
должны заключить договор с органами
опеки и попечительства. Этот договор
должен предусматривать срок, на который
ребенок помещается в приемную семью,
условие содержания этого ребенка,
условия воспитания и образования
ребенка, права и обязанности
родителей, обязанности по отношению
к приемной семье органа опеки
и попечительства, а также основание
и последствия прекращения
Приемные
родители обязаны воспитывать ребенка,
заботиться о его здоровье, нравственном
и физическом развитии, создавать
необходимые условия для
Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее могут передаваться дети (ребенок), оставшиеся без попечения родителей:
Важно, что при передаче ребенка в приемную семью на воспитание орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка. Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в приемную семью, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие.
Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.
Право
гражданина на образование, закрепленное
в ст. 43 Конституции РФ, является
универсальным. Государство гарантирует
общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования
в государственных или
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяет соответствующим документом.
Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании, а такие же законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования».
Закон
предписывает правило, в соответствии
с которым при приеме гражданина
в образовательное учреждение последнее
обязано ознакомить его и (или) его
родителей (законных представителей) с
уставом этого учреждения и другими
документами, которыми регулируется образовательный
процесс в данном учебном учреждении.
Другими словами, если родители (один
из них) пришли с ребенком в школу,
с тем, чтобы записать в нее
ребенка, их знакомство со школой должно
начинаться с ознакомления с уставом
и другими документами, а обязанность
ознакомить - лежит на администрации
школы. Те же действия администрация
должна осуществлять и в случае,
когда в школу для решения
вопроса о получении
Ознакомление
с уставом школы родителей
и несовершеннолетних имеет большое
значение еще и потому, что в
соответствии с действующим
Государство
гарантирует гражданам
Основное
общее образование и
Говоря
о возможности исключения за совершение
противоправных действий, закон имеет
в виду, прежде всего, совершение учащимся
преступлений. По общему правилу, уголовной
ответственности подлежит лицо, достигшее
к моменту совершения преступления
шестнадцатилетнего возраста. Вместе
с тем уголовный закон
Очевидно,
что под противоправным действием,
можно рассматривать и
В
последние годы в юридической
науке стали активно
Таким образом, с учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, страна совершенствует национальное законодательство, осуществляет деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР; 15 сентября 1990 года вступила в силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН, взяло на себя обязательства принимать соответствующие этим документам – акты, а также поощрять различные действия неправительственных организаций по деятельности в области детства.
Соответственно со стороны РФ были приняты ряд документов, а также была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей».
В содержание программы также входят акты, направленные на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию криминалистических тенденций в среде несовершеннолетних. Именно через региональные и территориальные программы реализуются принципы адресности и целенаправленности в социальной работе.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским Кодексом РФ и Семейным Кодексом РФ.
Это права на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав, на семейное благополучие, на свободное развитие личности ребенка, на обеспечение здоровья детей, на образование детей и их культурное развитие.
Также Закон «Об образовании» регулирует общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования.
III.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РФ
В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ предусматривается защита прав детей в судебном и административном порядке.
Судебная защита прав ребенка осуществляется прямо и косвенно.
В первом случае речь идет о делах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего (определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей; обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно; обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками; лишение родительских прав и восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав и его отмена).
Перечень дел, по которым суд осуществляет прямую защиту прав ребенка является исчерпывающим.
Ее
характерная особенность
Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим не является. Мало того, косвенная защита права ребенка в семье может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.).
В настоящее время широко обсуждается вопрос ювенальной юстиции в России.
В
период реформы советского уголовного
и уголовно-процессуального