Защита прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране1.

Работа содержит 1 файл

Защита прав человека.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Договорным  наблюдательным органам следует  включать вопросы, касающиеся положения  и прав человека женщин, в свою работу и выводы, используя данные с разбивкой  по полу. Следует призывать государства  представлять в их докладах договорным наблюдательным органам информацию о положении женщин де-юре и де-факто. Всемирная конференция по правам человека с удовлетворением отмечает, что Комиссия по правам человека на своей сорок девятой сессии приняла Резолюцию 1993/46 от 8 марта 1993 года о том, что докладчикам и рабочим группам в области прав человека также следует проводить вышеуказанную работу. Отделу по улучшению положения женщин в сотрудничестве с другими органами Организации Объединенных Наций, в частности с Центром Организации Объединенных Наций по правам человека, также надлежит принимать меры по обеспечению регулярного рассмотрения органами Организации Объединенных Наций по правам человека нарушений прав человека женщин, включая нарушения, обусловленные половой принадлежностью. Необходимо поощрять подготовку сотрудников Организации Объединенных Наций по вопросам прав человека и персонала по оказанию гуманитарной помощи, с тем чтобы помочь им распознавать особые нарушения прав человека применительно к женщинам и противодействовать таким нарушениям, а также не допускать предвзятости в отношении полов в своей работе.

Государств  должно обеспечивать, чтобы лица, принадлежащие  к меньшинствам, могли в полной мере и эффективно осуществлять все  права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право пользоваться плодами своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой родной язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или какой-либо дискриминации.

Государства должны признавать присущее коренным народам  достоинство и их уникальный вклад  в развитие общества и обеспечение  плюрализма и решительно подтверждает приверженность международного сообщества их экономическому, социальному и  культурному благосостоянию и обеспечению для них возможности пользоваться плодами устойчивого развития. Государствам следует обеспечивать полное и беспрепятственное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в частности в вопросах, затрагивающих их интересы. Учитывая важность поощрения и защиты прав коренных народов и вклад такого поощрения и защиты в политическую и социальную стабильность государств, в которых такие народы проживают, государствам следует, в соответствии с международным правом, принимать согласованные позитивные шаги по обеспечению уважения всех прав человека и основных свобод коренных народов на основе равенства и недискриминации и признавать значение и многообразие их самобытности, культуры и общественной организации.

Всемирная конференция  по правам человека, приветствуя быструю ратификацию Конвенции о правах ребенка большим числом государств и отмечая признание прав человека детей во Всемирной декларации о выживании, защите и развитии детей и Плане действий, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, настоятельно призывает к универсальной ратификации этой Конвенции к 1995 году и ее эффективному осуществлению государствами-участниками путем принятия всех необходимых законодательных, административных и других мер и максимального выделения для этого имеющихся ресурсов. Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание следует уделять недискриминации и наилучшему обеспечению интересов ребенка, при этом надлежащее внимание должно уделяться взглядам ребенка. Следует укрепить национальные и международные механизмы и программы защиты и охраны детей, в частности девочек, детей, оставленных без надзора, беспризорных детей, детей, подвергающихся экономической и сексуальной эксплуатации, включая детскую порнографию, детскую проституцию или продажу органов, детей, страдающих болезнями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев и перемещенных лиц, детей, находящихся в тюремном заключении, детей в вооруженных конфликтах, а также детей-жертв голода и засухи и других критических ситуаций8. Следует развивать международное сотрудничество и солидарность в поддержку осуществления Конвенции, и права ребенка должны стать одной из приоритетных целей действий в области прав человека в рамках всей системы Организации Объединенных Наций9.

Для полного  и гармоничного развития личности ребенок  должен расти в условиях семьи, которая  в этой связи заслуживает большей  защиты.

Государства, при  поддержке международного сотрудничества, должны решать острую проблему детей, находящихся в особо сложных условиях. Необходимо активно бороться с эксплуатацией детей и жестоким обращением с ними, в том числе путем устранения коренных причин этих явлений. Требуются действенные меры по пресечению женского инфантицида, использования детей на вредных работах, торговли детьми и органами, детской проституции, детской порнографии, а также других форм сексуального надругательства.

Большое значение необходимо придавать поощрению  и защите прав человека лиц, принадлежащих  к уязвимым группам населения, включая трудящихся-мигрантов, ликвидации всех форм их дискриминации, а также укреплению и более эффективному осуществлению действующих договоров о правах человека. Государства обязаны разработать и применять адекватные меры на национальном уровне, в частности в областях образования, здравоохранения и социальной поддержки, в интересах поощрения и защиты прав лиц в уязвимых группах их населения и обеспечения участия тех из них, кто заинтересован в отыскании решения своих проблем.

Государство должно гарантировать защиту прав человека всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Всемирная конференция  по правам человека придает особое значение созданию условий, способствующих развитию большей гармонии и терпимости в отношениях между трудящимися-мигрантами и остальными членами общества того государства, в котором они проживают.

Всемирная конференция  по правам человека предлагает государствам рассмотреть возможность подписания и ратификации в возможно более  короткие сроки Международной конвенции  о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев также  имеет международный характер. Актуальна  она и для Российской Федерации. В международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин "вынужденный переселенец" не применяется - это чисто российское определение. Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например "перемещенные лица", "внутренние беженцы" и т.п. Кто же такие беженцы и вынужденные переселенцы? В основном, это люди, вынужденные в силу каких-либо обстоятельств политического, военного, религиозного характера покидать место постоянного жительства и искать приют на территории другого государства либо на территории своего государства, но в иной его части.

Сегодня в мире насчитывается свыше 20 млн. беженцев. Это почти в восемь раз больше, чем 20 лет назад, и почти на 5 млн. больше, чем в 1991 году. Характер причин появления такой категории людей, как беженцы, в последние годы изменился. Основным мотивом, побуждающим жителей в массовом порядке покидать родные места, стали внутренние конфликты, т.е. доминирующим фактором в движении беженцев по всему миру явилась фактически национальная, этническая и общинная напряженность. Кроме того, значительно возросло и число "внутренних беженцев" - людей, вынужденно покинувших родные дома, но оставшихся на территории своих стран (в российском законодательстве этому понятию соответствует термин "вынужденные переселенцы"). К настоящему времени их число достигает 24 млн. человек.

Поиском решения  проблем данных категорий людей занимается специальное ведомство ООН - Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ). По просьбе российских властей, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1992 г. "О развитии сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев" в октябре 1992 г. было создано региональное представительство УВКБ в Москве, а также заключен ряд соглашений по вопросам сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Управление  Верховного комиссара ООН по делам  беженцев оказывает им существенную помощь в различных формах. Например, в чрезвычайных условиях в сжатые сроки организует доставку продовольствия и оказание медицинской помощи.

Управление  Верховного комиссара ООН по делам  беженцев оказывает также содействие в занятости беженцев и перемещенных лиц в стране проживания или стране первого убежища. Это осуществляется различными путями, например посредством  предоставления беженцам займов или безвозмездных ссуд для приобретения профессии, оказания им помощи в профессионально - техническом обучении.

В случае добровольной репатриации (возвращения на родину) вынужденные мигранты также могут  рассчитывать на определенное содействие со стороны УВКБ. Например, им могут быть предоставлены материальные и иные необходимые средства. Кроме того, Верховный комиссар контролирует последствия такого возвращения, особенно если государство, в которое намерен возвратиться беженец, объявило о каких-либо гарантиях, например провозгласило амнистию для данной категории лиц.

Верховный комиссар активно содействует расселению беженцев на территории государств, в  которые они прибыли. Это осуществляется в тесном сотрудничестве с заинтересованными  правительствами, Международной организацией по миграции и добровольными учреждениями, занимающимися расселением беженцев. Основная задача Верховного комиссара в этой области заключается в ведении переговоров с правительствами с целью обеспечения беженцам соответствующих условий для переселения и обустройства.

Немаловажное  значение в деле интеграции беженцев и их адаптации к новым условиям имеет проблема образования и  преодоления языкового барьера.

Помощь в  получении начального и среднего образования оказывается в рамках Общих программ Верховного комиссара. Верховный комиссар тесно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), а также некоторыми другими правительственными и неправительственными организациями, оказывающими помощь в области образования, например путем предоставления стипендий.

Правовая помощь заключается в оказании отдельным  беженцам помощи в соблюдении административных формальностей в стране проживания. Ее получают также беженцы, являющиеся стороной в судебном процессе, который может неблагоприятно повлиять на их статус. Этот вид помощи заключается в основном в предоставлении беженцам услуг опытных юристов. Наряду с правовой помощью беженцам и перемещенным лицам предоставляются различные консультации по каким-либо конкретным вопросам, имеющим особо важное значение в решении их проблем и в использовании имеющихся возможностей.

Помимо УВКБ в реализации программ оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам участвуют и другие учреждения Организации Объединенных Наций - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др.

В целом правовое положение беженцев и перемещенных лиц в мире регулируется рядом  международно - правовых актов, как  общих, так и специальных. Среди  общих актов, связанных с защитой прав человека, следует указать Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г.; документы Коппенгагенской встречи СБСЕ и некоторые другие. Помимо этих актов, затрагивающих права человека, в том числе и право на убежище, существуют специальные акты, непосредственно закрепляющие правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Речь идет о Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г., принятой Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.; Протоколе, касающемся статуса беженцев, вступившем в силу 4 октября 1967г., и Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г., расширяющих категорию лиц, на которых распространяется статус беженцев. Существует также статутный акт - Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1950 г., в котором регулируются полномочия Верховного комиссара по вопросам оказания помощи беженцам от имени Организации Объединенных Наций. Кроме того, в международном праве приняты и некоторые региональные акты по вопросам защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, в частности Конвенция ОАЕ, регулирующая специфические аспекты проблемы беженцев в Африке, принятая на шестой сессии Ассамблеи глав государств и правительств Организации Африканского Единства 10 сентября 1969 г. и вступившая в силу 20 июня 1974 г.10

Нормы международного права в отношении беженцев и  вынужденных переселенцев нашли  применение в национальном законодательстве многих зарубежных стран.

 

 

Заключение 

Федеральные нормативные  акты, регулирующие разные аспекты  статуса иностранных граждан  в Российской Федерации, исходят  из принципа равенства иностранных, российских граждан, лиц без гражданства перед законом. Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности — запрещаются.

Информация о работе Защита прав человека