Защита конституционного права человека и гражданина на доступ к информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы при изучении конституционных основ права человека и гражданина в Российской Федерации на доступ к информации, в ходе исследования проблем законодательного регулирования распространения информации, рассмотреть возможность защиты конституционного права человека и гражданина на доступ к информации.
Поставленная цель обеспечивается в ходе решения следующих задач:
- охарактеризовать основные права человека и гражданина Российской Федерации в области доступа к информации;
- определить возможность реализации права на поиск, получение и использование информации;
- рассмотреть возможность защиты права на доступ к информации.

Содержание

Введение……………………………..………………………….…….……3
1. Конституционное закрепление права человека и гражданина на информацию……………………….………………………………….………….5
2. Реализация права на поиск, получение и использование информации………………………………………………………….…………...6
3. Защита права на доступ к информации……………..………….…16
Заключение………………..…………………………………...…………25
Список нормативных правовых актов и использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная инф право - копия.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее месяца со дня получения решения. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

В случае, если нарушение государственным или муниципальным органом либо должностным лицом права на доступ к информации повлекло за собой нарушение их прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности, обжалование таких решений и действий (бездействия) осуществляется в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ[14]. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие)[15].

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Законом предусматривается возможность лиц, чьи права на доступ к информации были нарушены, не только обжаловать незаконные решения, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, но и требовать от них возмещения причиненных этими незаконными действиями убытков.

Статья 1069 ГК РФ[16] устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Возмещению в рассматриваемом случае подлежит вред, причиненный неправомерным отказом в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо несвоевременным ее предоставлением, либо предоставлением заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией.

Во всех случаях бремя доказывания в суде факта причинения убытков незаконными действиями возлагается на самого потерпевшего в силу общего принципа «каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений»[17].

Напротив, на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод[18]. Также в соответствии со ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие). В силу этого именно орган государственной власти (местного самоуправления) либо соответствующее должностное лицо обязано доказывать законность отказа в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо своевременность ее предоставления.

Сложнее обстоит дело с установлением «заведомости» предоставления недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией. Поскольку никаких специальных указаний на этот счет законодательство не содержит, по общим правилам доказывать ее должен будет пользователь информации. Особенно сложной выглядит задача доказывать факт предоставления заведомо недостоверной информации, так как в случае судебных разбирательств орган государственной власти или местного самоуправления власти в большинстве случаев смогут занять позицию, согласно которой недостоверная информация была предоставлена ошибочно (например, в силу того, что на момент ее предоставления сам этот орган не обладал верной информацией). Опровергнуть ее можно, например, доказав, что другим лицам в это же время была предоставлена верная информация, однако сделать это в большинстве случаев будет крайне сложно. Как представляется, более верным было бы закрепление в законе нормы, в соответствии с которой органы государственной власти или местного самоуправления, а также государственные и муниципальные должностные лица несли бы имущественную ответственность при причинении гражданам и организациям убытков в силу предоставления им недостоверной информации в любом случае, вне зависимости от причины предоставления такой информации.

В Федеральном законе от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» законодатель предусмотрел ответственность за отказ или введение ограничений со стороны должностных лиц в допуске к информации о деятельности судов[19].

Процедура применения ответственности обуславливается составом правонарушения или преступления, которое может совершить должностное лицо и, следовательно, должна рассматриваться уже в пределах действующего права.

Кроме того, редакция СМИ вправе обратиться в органы внутренних дел с просьбой о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с незаконными действиями должностного лица, связанными с нарушением права на получение информации либо уголовного дела. Например, статьей 140 УК РФ[20] предусмотрено наказание за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Указанное преступление отнесено к подведомственности мирового судьи.

Нарушение конституционного положения об обеспечении каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, так как в этом случае затруднена реализация прав граждан ввиду отказа в предоставлении информации или в случае предоставления ложной информации. В том случае, если должностное лицо представляет неполную информацию под предлогом отнесения ее к информации с ограниченным доступом при отсутствии законных оснований, его действия подлежат уголовно-правовой квалификации. Следует также обратить внимание, что предоставление заведомо ложной информации охватывается именно составом преступления. При этом под предоставлением заведомо ложной информации следует понимать сообщение гражданину в устной или письменной форме сведений, не соответствующих действительности.

 

 

 

Заключение

 

Право на получение информации занимает особое место среди других прав и свобод человека.  И поскольку мы живем в обществе, в социуме, где существуют определенные институты власти, аккумулирующие в своих банках данных большой объем общественно-значимой информации, то особо важно для каждого члена общества иметь возможность ознакомиться с этой информацией.  Причем в полном объеме и своевременно.

Важность права на доступ к информации состоит и в том, что оно одновременно является механизмом защиты других прав, так как прозрачность и открытость деятельности органов власти снижает уровень нарушений прав и свобод. Кроме того, без реализации этого права гражданам невозможно активно участвовать в управлении делами государства, общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления. Поэтому, гражданам необходимо получать информацию о деятельности государственных органов и по другим общественно важным вопросам. 

Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Закон предусматривает право лиц, которым необоснованно отказано в доступе к информации, и лиц, получивших недостоверную информацию, на возмещение понесенного ущерба. В судебном порядке рассматриваются также споры о необоснованном отнесении информации к конфиденциальной, по поводу других нарушений прав пользователей. Руководители организаций и должностные лица государственных органов за совершение указанных деяний привлекаются к гражданской, административной и уголовной ответственности.

 

 

 

 

Список нормативных правовых актов и использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1.     Конституция Российской Федерации. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря;

2.     Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 //Российская газета от 8 декабря 1994 г. N 238-239;

3.     Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ//Российская газета от 22 декабря 2006 г. N 289;

4.     Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532;

5.     Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012;

6.     Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954;

7.     Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448;

8.     Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"//"Российская газета" от 26 декабря 2008 г. N 265;

9.     Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"//Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 7 ст. 776;

Информация о работе Защита конституционного права человека и гражданина на доступ к информации