Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:14, контрольная работа
Цель работы состоит в том, чтобы при изучении конституционных основ права человека и гражданина в Российской Федерации на доступ к информации, в ходе исследования проблем законодательного регулирования распространения информации, рассмотреть возможность защиты конституционного права человека и гражданина на доступ к информации.
Поставленная цель обеспечивается в ходе решения следующих задач:
- охарактеризовать основные права человека и гражданина Российской Федерации в области доступа к информации;
- определить возможность реализации права на поиск, получение и использование информации;
- рассмотреть возможность защиты права на доступ к информации.
Введение……………………………..………………………….…….……3
1. Конституционное закрепление права человека и гражданина на информацию……………………….………………………………….………….5
2. Реализация права на поиск, получение и использование информации………………………………………………………….…………...6
3. Защита права на доступ к информации……………..………….…16
Заключение………………..…………………………………...…………25
Список нормативных правовых актов и использованной литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Информационное право»
Тема № 1: «Защита конституционного права человека и гражданина на доступ к информации»
Дата сдачи контрольной работы: «__» _____________ 20 __ г.
Дата защиты: «__» _____________ 20__г.
Оценка: _______________
Новосибирск – 2012
Содержание
1. Конституционное закрепление права человека и гражданина на информацию……………………….…………………………
2. Реализация права на поиск, получение и использование информации……………………………………………………
3. Защита права на доступ к информации……………..………….…16
Заключение………………..………………………………
Список нормативных правовых актов и использованной литературы
Актуальность. Одно из фундаментальных конституционных прав человека, призванное обеспечить как его личные интересы, так и участие в делах общества и государства, - это право на информацию.
На основании ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать ... информацию любым законным способом...»[1] - это составляет право граждан на доступ к информации, в том числе к правовой информации и информации о деятельности органов государственной власти. Кроме того, право на доступ к информации тесно связано со свободой информации, закрепленной в ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации.
Конституционное право на информацию - важный аспект демократического режима осуществления государственной власти - относится к числу политических прав человека и гражданина и связано не с отношениями между гражданами, а с их отношениями с государственными органами. В деятельности этих органов праву на информацию соответствует принцип информационной открытости, призванный обеспечить доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан, а также систематическое информирование граждан о готовящихся и принятых решениях. Право на информацию - это также важный элемент статуса средств массовой информации (печать, телевидение, радио), без чего они не могут осуществлять свою функцию освещения деятельности государственных органов.
Таким образом, проблема доступа граждан Российской Федерации к информации является актуальной и практически значимой. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета интересов граждан при принятии решений различными органами власти, без обратной связи «гражданин - государство».
Право граждан Российской Федерации на доступ к информации было исследовано в трудах Ю.М.Батурина, И.Л.Бачило, А.Б. Венгерова, В.А. Копылова, А.А. Тадеева, Ю.А.Тихомирова, М.А.Федотова, С.М.Шахрая и др.
Цель работы состоит в том, чтобы при изучении конституционных основ права человека и гражданина в Российской Федерации на доступ к информации, в ходе исследования проблем законодательного регулирования распространения информации, рассмотреть возможность защиты конституционного права человека и гражданина на доступ к информации.
Поставленная цель обеспечивается в ходе решения следующих задач:
- охарактеризовать основные права человека и гражданина Российской Федерации в области доступа к информации;
- определить возможность реализации права на поиск, получение и использование информации;
- рассмотреть возможность защиты права на доступ к информации.
Объектом исследования являются правовые отношения, характеризующие систему связей, складывающихся в Российской Федерации по поводу защиты конституционного права человека и гражданина на доступ к информации.
Предметом исследования выступили нормы конституционного права Российской Федерации в сфере обеспечения политических прав человека и гражданина в Российской Федерации, а также основные тенденции, закономерности становления системы обеспечения права граждан Российской Федерации на доступ к информации.
Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
1. Конституционное закрепление права человека и гражданина на информацию
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.[2] в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. Из конституционных прав и свобод можно отнести к собственно информационным:
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
- свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
- свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
- право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);
- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
- право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
- свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);
- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
- право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);- право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)»[3].
Этот перечень можно дополнить следующим:
- право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;
- право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).
В указанном перечне основополагающей нормой, центральным, системообразующим звеном в регулировании права граждан на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. И как отмечает С.А. Авакьян, в ст. 29 Конституции РФ предусмотрена возможность широкой реализации права на информацию в обществе, государстве[4]. Статья 33 является одновременно и политическим правом, и условием реализации права на доступ к информации. Часть 3 ст. 41, ст. 42 являются продолжением сущности права на доступ к информации и его содержанием. Часть 1 ст. 44, ч. 2 ст. 44 являются содержанием права на информацию, поскольку закрепляют право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, доступ к культурным ценностям.
Принцип информационной открытости был закреплен в России Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»[5], п. 3 которого установлено, что этот принцип выражается в:
- доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
- систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
- осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
- создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[6] устанавливает в качестве одного из принципов регулирования открытый доступ к информации, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации (ст. 3).
Открытость органов государственной и муниципальной власти, а следовательно, и информированность общества обеспечиваются принятием законодательных актов о доступе к информации, предусматривающих механизмы подобного доступа. Россия прошла длительный путь, вырабатывая свою модель законодательного регулирования доступа к информации. Поиск модели правового регулирования доступа к информации начался в 90-е гг. прошлого века, но получил законодательное выражение только в настоящее время. После принятия Конституции РФ, которая закрепила право на информацию, и упомянутого Указа Президента РФ 1993 г. прошли годы до принятия законов, регулирующих доступ к информации о деятельности государственных органов. Однако еще до принятия этих законов отдельные нормы, направленные на обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, уже нашли свое закрепление как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Одним из первых федеральных законов, содержащих нормы о доступе к информации, стал Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[7], утративший силу в связи с принятием в 2006 г. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[8], который закрепил принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Непосредственно к доступу информации относятся установленные принципы свободы поиска, получения, передачи информации любым законным способом; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации.
Законы о доступе к информации о деятельности государственных органов были приняты в последние годы и в определенной степени стали этапом на пути выработки национальной модели защиты права доступа к информации. Речь идет о Федеральных законах от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Кроме классификации по степени доступа информация подразделяется в зависимости от порядка ее предоставления или распространения на[9]:
- информацию, свободно распространяемую;
- информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
- информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
- информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе[10]:
- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
- использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
- защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
- осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
- соблюдать права и законные интересы иных лиц;
- принимать меры по защите информации;
- ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Информация о работе Защита конституционного права человека и гражданина на доступ к информации