Защита авторских и смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Изучение проблемы защиты интеллектуальной собственности, в частности авторских и смежных с ними прав, начинается с определения понятия и перечисления авторских и смежных прав в соответствии с законодательством РФ. В этой же главе даётся краткая характеристика этих прав.
Вторая глава посвящена видам защиты авторских и смежных прав. Сначала рассматривается понятие защиты и её общая характеристика. Детального рассмотрения требуют способы защиты интеллектуальной собственности, особенно гражданско-правовые, так как имеют самое прямое отношение к изучаемому предмету, а их рассмотрение является собственно целью курсовой работы. Так же в этой главе говорится о самом распространённом нарушении авторских прав - о контрафакте, которое чрезвычайно распространено на сегодняшний день.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2

Глава I. Понятие авторских и смежных прав………………………………...….3

Глава II. Защита авторских и смежных прав………………………………..…..8

§1. Понятие защиты и её общая характеристика…………………………8

§2. Виды способов защиты авторских и смежных прав……………….11

§3. Проблемы реализации авторских и смежных прав. Контрафакт….21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы………………………………………...…24

Работа содержит 1 файл

курсовая 3курс.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………...…2 

Глава I. Понятие авторских и смежных прав………………………………...….3 

Глава II. Защита авторских и смежных прав………………………………..…..8 

     §1. Понятие защиты и её общая характеристика…………………………8 

     §2. Виды способов защиты авторских и смежных прав……………….11  

     §3. Проблемы реализации авторских и смежных прав. Контрафакт….21 

Заключение……………………………………………………………………….23 

Список использованной литературы………………………………………...…24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой. В этой работе речь пойдёт об авторских и смежных с ними правах.

     Однако  сегодня авторские и смежные  права часто нарушатся и нуждаются  в усиленной защите. Поэтому цель данной работы - рассмотреть главные  особенности авторских и смежных  прав, а также изучить конкретные способы их защиты.

     Изучение  проблемы защиты интеллектуальной собственности, в частности авторских и смежных с ними прав, начинается с определения понятия и перечисления авторских и смежных прав в соответствии с законодательством РФ. В этой же главе даётся краткая характеристика этих прав.

     Вторая глава посвящена видам защиты авторских и смежных прав. Сначала рассматривается понятие защиты и её общая характеристика. Детального рассмотрения требуют способы защиты интеллектуальной собственности, особенно гражданско-правовые, так как имеют самое прямое отношение к изучаемому предмету, а их рассмотрение является собственно целью курсовой работы. Так же в этой главе говорится о самом распространённом нарушении авторских прав - о контрафакте, которое чрезвычайно распространено на сегодняшний день.

     Таким образом, в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты.  

Глава I. Понятие авторских и смежных прав. 

     Авторские права - это интеллектуальные права  на произведение науки, литературы и  искусства.

     Под авторским правом понимаются права, возникающие у автора, а в некоторых случаях и у других лиц (соавторов), при создании им произведения. Впервые положения об авторском праве в России получили своё отражение в Цензурном уставе 1828 г. В главе «О сочинителях и издателях», а в 1877 нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи. Первый социальный закон в сфере авторского права был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени. 11 июня 1964 г. Был разработан и принят Гражданский кодекс РСФСР, в который были включены всего лишь отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. 3 августа 1993 г. он был признан недействующим. Именно с этого числа вступил в законную силу ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», который действует в настоящее время1.  

     В соответствии со статьёй 1255 Гражданского кодекса к авторским правам относятся:

     1. исключительное право на произведение - право на результат интеллектуальной деятельности;

     2. право авторства - право признаваться  автором произведения;

     3. право автора на имя - право  использовать или разрешать использование  произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно.

     4. право на неприкосновенность произведения - недопустимость внесения изменений в произведение без согласия автора;

     5. право на обнародование произведения - право сделать произведение  доступным для всеобщего сведения  путём опубликования, публичного  показа, исполнения и т.д.

     В некоторых случаях, также предусмотренных  Кодексом, к авторским правам также относятся право на вознаграждение, на отзыв, право следования, доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан этот результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада создание такого результата, в том числе оказавшие его автору техническое, консультативное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением таких работ. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно. Авторские права - это имущественные и личные неимущественные права.  

     Смежные права - это права на результаты исполнительской  деятельности. Смежные права не носят  самостоятельного и независимого характера, поскольку в большинстве случаев  они неотделимы от процесса создания и использования первоначального авторского произведения либо объекта смежных прав. Вместе с тем они могут существовать независимо от авторских прав, например, когда автор неизвестен или произведение вообще не охраняется авторским правом. Также возможен и пограничный случай, то есть когда исполнитель делает акцент на определённых сторонах авторского произведения, проигнорированных самим автором, придавая ему дополнительную ценность. Что же касается смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, то здесь безусловным критерием выделения их в отдельные виды смежных прав, по мнению большинства учёных-цивилистов, является технический, вспомогательный, посреднический характер деятельности указанных субъектов по доведению произведений до широкой публики2. То есть если авторская деятельность - это творческая деятельность, то смежные права имеют исполнители и распространители.

     К смежным правам относятся:

     1. право на исполнение - исключительное  право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;

     2. право на фонограмму - исключительное  право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;

     3. право организаций эфирного и  кабельного вещания - право использовать  сообщение в эфир любыми не  противоречащими закону способами;

     4. право изготовителя базы данных - право извлекать из базы данных  материалы и использовать их  в любой форме и любыми способами,  а также право на указание своего имени на экземплярах.

     5. право публикатора на произведение науки, литературы и искусства - исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах. 

     Исполнителям  в отношении их исполнений или  постановок принадлежат исключительные смежные права: личные неимущественные - право на имя, право на защиту исполнения или постановки; имущественные - право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются не переданными. Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю3.

     Права исполнителя, как и права вещательных  организаций, действуют в течение 50 лет после первого исполнения, постановки или передачи в эфир. Исключение составляют право на имя  и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

     Наряду  с обладателями таких прав, ими  могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники4.

     Соблюдение  правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 годы законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации5.

     Таким образом, критерием разграничения авторских и смежных прав служит характер деятельности соответствующих субъектов. Деятельность автора является творческой, так как она направлена на создание нового произведения, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания характеризуется оригинальностью, выраженной в уникальности способов и приёмов, мастерства тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для массового восприятия публикой6.

     Объекты авторского права и (или) смежных  прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной  правовой охраной со стороны государственных  органов.

     В связи с этим, к одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав.

Глава II. Защита авторских и смежных прав. 

§1. Понятие  защиты и его общая характеристика.

     В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией  понятием «защита авторских и  смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав7.

     Базой защиты исключительных прав как прав гражданских являются методы частного права. Использование методов публичного права - уголовного или административного - является дополнительным. Попытка их конструирования как самостоятельных обусловлена специальными интересами. Зашита методами гражданского права направлена, прежде всего, на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление, в то время как борьба с нарушениями методами публичного права, в основном, направлена на профилактику и предотвращение нарушений в будущем8.

     В отношении имущественных прав об их охране заботится, как правило, правообладатель. Особый случай - охрана неимущественных  прав. Автор произведения вправе в  том же порядке, в котором назначается  исполнитель завещания, указать  лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, право на имя и право на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо будет осуществлять свои полномочия пожизненно. Здесь важно заметить, что речь идёт именно об охране права, а не о правопреемстве, так как продолжительность права на охрану связывается с продолжительностью жизни назначенного лица, а не сроком действия авторского права. Если автор не воспользуется такой возможностью, то права на имя и на защиту его репутации после его смерти будут осуществляться его наследниками или специально уполномоченным органом РФ, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.

     Однако, к сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются  на практике. Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других гражданских дел, хотя в последние годы он неуклонно растёт. Конечно, многие дела так и не доходят до суда, а разрешаются ещё в процессе досудебного регулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомлённость авторов о своих правах, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов и т.д.

     Итак, ФЗ «Об авторском праве и смежных  правах» разъясняет, что на произведения науки, литературы, искусства авторское право возникает в силу факта его создания. Поэтому для возникновения и осуществления такого права не требуется его регистрации или другого специального оформления произведения. Автор или иное лицо, являющееся владельцем авторских прав, имеет право обратиться в суд за защитой авторских прав вне зависимости от того, связано ли нарушение с неисполнением обязательств по авторскому договору или является незаконным использованием авторских прав. Правом на обращение в суд обладают граждане, достигшее 18 лет, и юридические лица, которым авторские права принадлежат на законном основании. Гражданин имеет право представительства в суде. Для обращения в суд необходимо соблюсти надлежащую форму искового заявление, которое обязательно должно быть составлено в письменном виде и содержать все особенности спора, о котором будет идти речь в судебном заседании. Важное значение имеет указание требования истца к ответчику, а также показания свидетелей, если это необходимо, и просьба их вызова в суд с точным указанием этих лиц и их адресов. При подаче искового заявления истцу также необходимо представить копии искового заявления по числу ответчиков9.

Информация о работе Защита авторских и смежных прав