Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:34, контрольная работа
В работе рассматривается понятие, структура законодательства об охране прав потребителей и представлено решение двух задач
Понятие, структура и условия применения законодательства о ЗПП
Задачи
Список использованной литературы
Содержание
Понятие, структура и условия применения законодательства о ЗПП 3
Задачи 10
Список использованной
литературы 16
Понятие,
структура и условия
применения законодательства
о ЗПП
Чтобы победить в противостоянии: «продавец – потребитель», чтобы защитить свои права, мы должны опираться на букву закона. На какие нормативные акты должен опираться потребитель?1 Прежде всего – на Закон «О защите прав потребителей»2 (это «библия» потребителя) и Гражданский кодекс РФ3 (далее – ГК РФ).
В
настоящее время действует
В соответствии с Законом о защите прав потребителей под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и иное могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.
Под работами законодательство понимает деятельность (работу) исполнителя, осуществляемую за плату по заданию потребителя, имеющую материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд.
Под услугами понимаются совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуг по перевозке, связи, консультационных, образовательных и т.п.). Еще один, ключевой нюанс в определении статуса потребителя: приобретаемый товар или услуга должны быть направлены на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
Например, если частный предприниматель (физическое лицо) приобретает картофель для личного (семейного) потребления – это потребительские отношения, если же картофель приобретается для дальнейшей реализации – это предпринимательские отношения. Когда речь идет о личном потреблении, человек является потребителем, когда же продукт (услуга) приобретаются в предпринимательских целях, человек-покупатель – такой же «хищник», что и продавец, он равен с ним в правах.
Какое это имеет значение для нас, потребителей? Данный критерий позволяет сделать вывод о содержании отношений, складывающихся между продавцом и покупателем. Отношения между акулами рынка регулируются прежде всего договором между сторонами. И та и другая стороны таких отношений ставит своей целью получение прибыли. В отношениях с простыми гражданами у предпринимателя все та же цель – извлечение прибыли, тогда как у гражданина – удовлетворение личных бытовых потребностей4.
Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).
Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.). Однако потребителем является гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услугой по перевозке, по проживанию в гостинице во время командировки).
Законодательством
в отдельных случаях
Различия значения целей (нужд) можно показать на следующем примере. Одна девушка-студентка (платного отделения) из города N подала иск о защите прав потребителя к учебному заведению, в котором обучалась. Она считала, что ее некачественно обучают и тем самым нарушают ее права как потребителя. Иск был принят судом, начался процесс. Однако на процессе истице был задан вопрос, поставивший ее в тупик: «С какой целью Вы обучаетесь в вузе?» Истица, недолго думая, ответила, что хотела бы устроиться на престижную работу, получать высокую зарплату. Это был роковой ответ. Судью склонили к мнению, что истица не могла подать иск о защите прав потребителя, т.к. целью получения образовательных услуг были не бытовые нужды, как того требует действующее законодательство о защите прав потребителей, а получение высокой заработной платы. В удовлетворении требований истицы было отказано5.
Законодательство о защите прав потребителей распространяется не на все отношения, связанные с потреблением гражданами товаров, работ и услуг. В случае, когда один гражданин продает другому какую-либо вещь, например автомобиль, законодательство о защите прав потребителей не действует (в таком случае применяются общие нормы гражданского законодательства). Когда же автомобиль приобретается у компании-продавца, поставляющей автомобили, покупатель приобретает статус потребителя, и на такие отношения распространяется законодательство о защите прав потребителей6.
Суды
не вправе руководствоваться
Если переходить к конкретным видам сделок, то следует заметить, что отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Отношения,
вытекающие из безвозмездных гражданско-
Предметом договора государственного займа являются деньги, которые одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со ст. 817 ГК РФ по договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ. Приобретая государственные облигации или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в лице соответствующих органов) заем в виде денежных средств. Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона о защите прав потребителей.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ДСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Не
регулируются законодательством о защите
прав потребителей отношения между гражданами
и органами, выполняющими в соответствии
с законодательством возложенные на них
государственно-властные или административно-
Задачи
1.
Гражданка Петрова в июне приобрела в магазине микроволновую печь. Через неделю печь была подарена Петровой своему совершеннолетнему сыну Петрову на день рождения. После нескольких дней эксплуатации микроволновой печи – 14 июня – в квартире Петрова произошёл пожар. Причиной пожара, как было затем установлено, явилось нарушение правил пользования микроволновой печью.
20 июня продавцу (магазину, ООО) была заявлена претензия о возмещении причинённого ущерба. В претензии продавцу было указано, в частности, и на отсутствие у потребителя инструкции на русском языке.
24
июня между магазином и
Решение
Кто является потребителем в данном случае?
Потребителем является сын Петровой, т.к. согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. По условиям задачи Петрова подарила своему сыну микроволновую печь, значит ее сын стал собственником этой вещи и использовал ее для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Какое право потребителя нарушено?
Было нарушено право потребителя на информацию о товаре, которое предусмотрено ст.8 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Тогда как по условиям задачи у потребителя инструкции на русском языке не было.
Информация о работе Законодательство об охране прав потребителей