Закон Республики Казахстан о лоббировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

Нужен ли Казахстану Закон "О лоббировании" ?
Лоббизм — деятельность нелегальная, скрытая, закамуфлированная, латентная, следовательно, незаконная. Не случайно, лоббизм в современном понимании означает «оказание давления» на парламент, правительство, на любое должностное лицо, от которого зависит принятие решения.

Работа содержит 1 файл

лобби.docx

— 24.05 Кб (Скачать)

11) иные права,  не противоречащие законодательству  Республики Казахстан.

2. Лоббист не вправе:

1) лоббировать корпоративные  интересы в ущерб интересам  общества и государства;

2) участвовать в  рассмотрении того или иного  законопроекта и подлежит отводу, если он является близким родственником  кого-либо из лиц, участвующих  в рассмотрении законопроекта;

3) лоббировать интересы  иностанных граждан или юридических лиц;

4) перечислять денежные  средства на счет лиц, занимаюшихся рассмотрением законопроекта;

5) осуществлять другие  виды предпринимательской деятельности, кроме научной и педагогической  деятельности.

3. Лоббист обязан:

1) называть и указывать  государственным органам свое  имя (наименование) и имя (наименование) своего клиента, а также характер  лоббируемых интересов;

2) по требованию  представителей государственных  органов при осуществлении лоббистской  деятельности представлять:

- лицензию на  право занятия лоббистской деятельностью;

- доверенность, выданную  от имени клиента на право  осуществления лоббистской деятельности  от его имени и в его интересах;

- достоверные факты  и информацию, связанные со своей  деятельностью по лоббированию;

3) не разглашать  сведения, относящиеся к государственным  секретам или иной, охраняемой  законом тайны, полученные при  осуществлении лоббистской деятельности. Доступ к сведениям, составляющим  государственные секреты, осуществляется  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан;

4) представлять в  уполномоченный орган отчеты  о своей деятельности;

5) предоставлять  клиенту информацию и материалы  по осуществлению лоббирования  его интересов;

6) иное, предусмотренное  законодательными актами Республики  Казахстан и соглашением сторон. 

Статья 11. Договор  о лоббировании

1. По договору  о лоббировании устанавливаются  обязательства по лоббированию  интересов одной стороны (клиента)  другой стороной (лоббистом), в порядке установленном гражданским законодательством.

 В договоре  о лоббировании стороны обязаны  также указать предмет лоббирования.

2. Договор о лоббировании  подлежит обязательной регистрации  в уполномоченном органе, в порядке установленном законодательством.

 При регистрации  договора о лоббировании уполномоченный  орган проводит экспертизу предмета  лоббирования, указанного в договоре  о лоббировании на предмет  соответствия положениям настоящего  Закона.

 В случае несоответствия  предмета лоббирования, указанного  в договоре о лоббировании, нормам  настоящего Закона, уполномоченный  орган вправе отказать в регистрации  контракта. 

Статья 13. Отчет лоббиста

1. Лоббист по итогам  своей деятельности ежегодно, а  также после прекращения лоббистской  деятельности, по основаниям, предусмотренным  подпунктами 1), 2), 5)-8) пункта 1 и пунктом  2 статьи 9 настоящего Закона, представляет  в уполномоченный орган отчет  о своей деятельности за соответствующий  период.

2. Отчеты об осуществленной  лоббистской деятельности должны  содержать следующие сведения:

1) о клиентах с  указанием их имени (наименования), местонахождения, в пользу которых  осуществлялась лоббистская деятельность;

2) суммы финансовых  и материальных средств, предоставленных  клиентами лоббистам;

3) законодательные  интересы клиентов, обратившихся  к ним;

4) достигнутые результаты  лоббирования.

3. Ежегодные отчеты  лоббистов подлежат опубликованию  в порядке, установленном уполномоченным  органом.  

Статья 14. Аккредитация лоббиста

1. Взаимодействие  лоббиста с Парламентом Республики  Казахстан и его представителями  осуществляется на основании  аккредитации лоббистов.

2. Лоббист, имеющий  намерение осуществлять лоббистскую  деятельность по конкретному  проекту закона, должен до начала  такой деятельности получить  аккредитацию в Парламенте Республики  Казахстан.

 Аккредитация  лоббиста осуществляется в уведомительном  порядке и является бесплатной.

3. Запрос на аккредитацию  направляется лоббистом в Парламент  Республики Казахстан, с приложение  следующих документов:

1) лицензия;

2) договор о лоббировании, зарегистрированный в уполномоченном  органе;

3) пояснительная  записка о предмете лоббируемого  вопроса.

4. Запрос на аккредитацию  должно быть рассмотрен в течение  5 рабочих дней с момента его  поступления. Положительное решение  об аккредитации оформляется  в виде аккредитационного удостоверения.

 Отказ в аккредитации  оформляется в письменной форме  с указанием оснований такого  отказа. Отказ в аккредитации  может быть обжалован в судебном  порядке.

5. В аккредитации  может быть отказано в случаях:

1) предоставление  неполной либо недостоверной  информации, указанной в пункте 3 настоящей статьи;

2) систематического (два и более раз) нарушения  порядка работы лоббистов в  структурных подразделениях Парламента  Республики Казахстан, а также  порядка получения информации, пользования  документами и материалами служебного  характера.

6. Порядок аккредитации  и работы лоббистов в структурных  подразделениях Парламента Республики  Казахстан, а также порядок  получения информации, пользования  документами и материалами служебного  характера определяется в соответствии  с Регламентом Парламента Республики  Казахстан. 

Глава III. Заключительные положения 

Статья 15. Ответственность  за нарушения законодательства о  лоббировании

 Лица, виновные  в нарушении законодательства  о лоббировании, несут ответственность  в соответствие с законами  Республики Казахстан.  

Статья 14. Порядок  введения в действие настоящего Закона

 Настоящий Закон  вводится в действие с 1 января 2010 года.  

  

Президент

Республики Казахстан

Нурсултан Абишевич Назарбаев 
 
 

Миндагулов А. Х. Проректор по науке Казахского гуманитарно-юридического унивверситета, доктор юридических наук, профессор 

Нужен ли Казахстану Закон "О лоббировании" ? 

Лоббизм — деятельность нелегальная, скрытая, закамуфлированная, латентная, следовательно, незаконная. Не случайно, лоббизм в современном  понимании означает «оказание давления»  на парламент, правительство, на любое  должностное лицо, от которого зависит  принятие решения. 

В США пытаются, и, кажется, небезуспешно, легализовать лоббизм. И в этом случае лоббизм обретает характер адвокатской практики с  элементами консультационной, посреднической деятельности. Но чувство беспокойства, видимо, остается. Иначе, чем объяснить, что при регистрации лоббиста надо представлять огромное число бумаг: данные о нем, его прошлой деятельности, отчеты полугодовые, список вопросов, по которым он собирается или уже проводил лоббирование и др. К тому же настораживает то, что законодательство США рассматривает лоббирование в тесной связи с коррупционным законодательством, в том числе контроль за подношением подарков высокопоставленным лицам, поездки за рубеж, финансирование компаний и т. д. 

Беда даже не в  этих перечисленных бюрократических  издержках, а в том, что все  равно скрытый лоббизм остается. В самом деле, можно ли как-то запретить  кулуарные встречи и договоренности, которые почему-то называются деловыми контактами? Они основываются на доверительных  началах, взаимных услугах, часто в  обход закона. 

Легализованный лоббизм  обретает характер адвокатской деятельности. Например, в Канаде законом о регистрации  лоббистов выделили три категории  лоббистов: 1) лоббист-консультант; 2) внутренний лоббист корпорации; 3) внутренний лоббист  организации. Если мы в этой классификации  слово «лоббист» заменим словами  «адвокат», что-нибудь изменится? Ничего! Суть та же: поддержание интересов  своих клиентов, фирм, корпораций и  т. д. 

Не случайно в  таких странах, как Франция, Италия, Германия вообще нет законодательства о лоббизме. А в Индии лоббизм  преследуется по закону как одна из разновидностей коррупции. 

В России лоббизм  находится вне сферы правового  регулирования. Там с 1992 г. делаются попытки узаконить лоббизм, но пока безуспешно. 

Нет конкретных нормативных  актов, регламентирующих лоббистскую  деятельность, и в Европейском  союзе. Там поступили разумно, приняв так называемый «Кодекс поведения  консультантов», который определяет этические правила взаимоотношений  учреждений Европейского Союза с  заинтересованными организациями, фирмами, корпорациями и их представителями. 

Какие доводы приводятся в пользу разработки закона «О лоббировании»  в Казахстане? Первый аргумент: надо лоббированию придать характер цивилизованной законодательной деятельности. Второй аргумент: практика лоббирования будет  способствовать реализации прав граждан  на участие в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей (ст. 33 Конституции  РК). Третий аргумент: правомерность  лоббизма, принятие закона «О лоббировании»  подтверждается конституционным положением о праве граждан на свободу  объединений (ст. 23 Конституции РК). 

Однако на проверку оказывается, что приведенные доводы в значительной степени надуманы. Лоббированию нельзя придать цивилизованный характер. Даже если будет принят закон  « О лоббировании», тайные встречи, договоренности в обход закона, взаимные услуги во имя ложных интересов все  равно будут иметь место. Закон  лишь придаст видимость легитимности любым неправомерным сделкам. Обратимся к примеру из области так называемых «договорных» матчей в футболе. Покупка матча и есть деятельность лоббистов в мире спорта. Агенты, оказывающие давление на законодателей и чиновников в правительстве в пользу того или иного решения, по своей сути ничем не отличаются от лоббистов в спорте. Вся коррупционная деятельность строится на отношениях «ты мне — я тебе» через посредников-лоббистов. 

Ссылки на положения  Конституции РК, которые якобы  оправдывают лоббизм, придают им законность, не более, чем лукавство. Все как раз наоборот. Лоббистская деятельность идет в разрез с правами граждан на участие в делах государства, на свободу объединений, ибо участие в делах государства, создание различных общественных объединений носит открытый, гласный, публичный характер, а лоббистская деятельность проходит в тени, кулуарно, за закрытыми дверьми. 

Сторонники лоббизма говорят, что закон «О лоббизме»  будет способствовать созданию легальных  каналов взаимодействия лоббистов  и государственных структур, что  особенно важно для тех групп  в обществе, которые пока не имеют  других возможностей для представления  своих интересов в органах  власти. Закон якобы позволит минимизировать негативные последствия лоббирования для процесса принятия решений, будет  способствовать выработке этических  норм поведения лоббистов. 

В приведенных утверждениях много неясного. Хотелось бы знать, что это за «группы в обществе», которые только через лоббистов  могут представлять свои интересы в  органах власти? Что значит «минимизировать  негативные последствия лоббирования»…? А это значит лишь то, что лоббизм  — это незаконная деятельность. Не лучше ли такую деятельность запретить, нежели ее минимизировать? Нельзя немножко разрешить заниматься преступным промыслом. 

Лоббизм — явление  тщательно скрываемое, трудно узнаваемое, но в то же время всегда сопутствующее  некоторым процессам, где сталкиваются экономически, политические интересы различных групп, партий, движений, фирм, корпораций. Всегда находятся  люди, обладающие профессиональными  навыками, хорошо налаженными связями, готовые за вознаграждение добиться принятия какого-либо решения в обход  закона. В этом и заключается суть лоббистской деятельности. Узаконение такой деятельности — самообман. Как только лоббизм укладывается в рамки закона, он перестает быть таковым, и превращается в обычную  юридическую службу по оказанию различных  услуг. Но если легальная деятельность не приносит успеха, что нередко  случается, а интересы какой-либо корпорации, фирмы, объединения настоятельно требуют  принятия искомого закона, на авансцене  появляется фигура лоббиста, предлагающего  свои услуги за большое вознаграждение. Скрытость, латентность дает возможность  выживать этому негативному явлению. Лоббизм постоянно мимикрирует под различного рода легальные формы деятельности. Если лоббисты под видом защиты законных интересов своих клиентов организовали поток публикаций в средствах массой информации с разоблачительными и клеветническими измышлениями в адрес своих оппонентов, письменных обращений, массовых петиций с призывами принятия какого-либо закона либо отмены уже принятого и этими акциями достигли своих целей, доказать незаконность подобных акций очень трудно. 

Информация о работе Закон Республики Казахстан о лоббировании