Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

Сложившиеся социально – экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В современных условиях распространёнными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жесткое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Содержание

Глава 1. Правовые аспекты института устройства детей, оставшихся без попечения родителей
§1.1 Правовое регулирование института устройства детей, оставшихся без попечения родителей
§1.2 Формы устройства детей на воспитание
Глава 2. Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей
§2.1 Правовой статус компетентного органа, выявляющего детей, оставшихся без попечения родителей
§2.2 Формирование банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
§2.3 Определение порядка передачи детей на воспитание
Глава 3. Общая характеристика проблем передачи детей на воспитание
§3.1 Правовые проблемы передачи детей на воспитание
§3.2 Способы преодоления проблем передачи детей на воспитание
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

В соответствии со ст.125 СК РФ, усыновление детей производится в судебном порядке. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом в порядке особого производства, по правилам, предусмотренных ГПК, с обязательным участием органов опеки и попечительства, а также прокурора (п.1 ст.125 СК РФ).

Волеизъявление лиц (лица), желающих усыновить ребенка, должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое согласно ст.263 ГПК подается гражданами Российской Федерации, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, то есть подсудность дел об установлении усыновления определяется исходя из интересов усыновляемого ребенка.

В заявлении об установлении усыновления ребенка обязательно должны быть указаны[47]:

- фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;

- фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения);

- сведения о родителях усыновляемого ребенка;

- наличие у него братьев и сестер;

- обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

- просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения усыновляемого ребенка, о записи усыновителей (усыновителя) в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителей (родителя) – при желании усыновителей (усыновителя).

Усыновление ребенка гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами закон допускает при соблюдении ряда требований, направленных на выявление возможности заявителей (заявителя), быть усыновителями (усыновителем). Поэтому к заявлению об установлении усыновления лица, желающие усыновить ребенка, должны приложить документы, подтверждающие их право быть усыновителями ребенка и необходимые для правильного решения судом дела[48]:

- копия свидетельства о рождения усыновителя – при усыновлении ребенка лицом, состоящим в браке;

- копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) – при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

- при усыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты);

- медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

- справка с места работы о занимаемой должности и зарплате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение (ст.2632 ГПК).

При усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами или лицами без гражданства, требуется представление в суд таких же документов, а также дополнительно:

- заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства – государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства). Об условиях их жизни и возможности быть усыновителями;

- разрешение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории (п.7 ч.2 ст.2632 ГПК).

В соответствии с ч.2 ст.263 ГПК РФ граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории России, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об установлении усыновления ребенка в Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.

Документы, выданные за границей и представленные заявителями в суд, требуют консульской легализации, если только иное не предусмотрено международным договором, участницей которого является Российская Федерация. Документы должны быть переведены на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в стране проживания лица, желающего усыновить ребенка, либо нотариусом на территории Российской Федерации.

При подаче в суд заявлений об установлении усыновления ребенка граждане освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства[49].

После принятия заявления об установлении усыновления ребенка судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка (ст.2633 ГПК). Такое заключение дается по результатам проведенного органом опеки и попечительства обследования с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. К заключению должны быть приложены:

- согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется);

- согласие родителей ребенка на его усыновление (при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, - также согласие их законных представителей, а при их отсутствии – согласия органа опеки и попечительства, или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии со ст.130 СК усыновление ребенка допускается без согласия его родителей);

- согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.

При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, к заключению органа опеки и попечительства прилагается дополнительно документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность его передачи на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. При необходимости суд может затребовать и иные сведения как от органа опеки и попечительства, так и от заявителей (ст.263 ГПК).

Дела об установлении усыновления ребенка рассматриваются единолично судьей в закрытом судебном заседании с обязательным личным участием самих усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора (ст.2634 ГПК). Невыполнение судом этих требований закона может явиться основанием к отмене решения, если это нарушение привело либо могло привести к неправильному разрешению вопроса об усыновлении.

Согласно п.3 ст.126 СК обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого устанавливаются гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика (ст.182 ГК; ст43-48 ГПК).

Для того чтобы вопрос об усыновлении был решен максимально с учетом интересов ребенка, суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, и других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, достигшего возраста десяти лет. Решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего, судье целесообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.

Суд, рассмотрев заявление об установлении усыновления ребенка по существу, выносит решение об удовлетворении заявления или отказе в его удовлетворении полностью или только в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей в актовой записи о его рождения, а также об изменении даты и места рождения ребенка. При удовлетворении судом заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (п.3 ст.125 СК).

Копия решения суда, которым установлено усыновление ребенка, направляется судом в течении трех рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган загса по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка (п.3 ст.125 СК), которая является обязательной и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.

Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется гл.V (ст.39-47) Закона об актах гражданского состояния. Орган загса обязан зарегистрировать усыновление ребенка. По результатам государственной регистрации усыновления ребенка составляется запись акта об усыновлении, усыновителям выдается свидетельство об усыновлении ребенка[50].

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

По нашему мнению, анализируемое правоотношение имеет гражданско-правовую природу[51]. Налицо обязательство, возникающее из договора возмездного оказания услуг, заключаемого на определенный срок (в частности, до достижения ребенком совершеннолетия). В силу данного договора исполнитель обязан осуществлять присмотр за ребенком, его воспитание и прочее, причем эти обязанности должны исполняться в любое время суток. Функции исполнителя сходны с функциями няни, воспитателя или гувернантки с той только разницей, что они осуществляются круглосуточно. Следствием такого вывода является применение к обязательствам сторон норм гражданского права о договорах, например, о договоре возмездного оказания услуг (гл.39 ГК РФ), однако лишь в субсидиарном порядке, после применения норм СК РФ и Правил о приемной семье, как это предписывают положения ст.4 и 5 СК РФ. Рассматриваемый договор следует считать договором в пользу третьего лица[52].

Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

Таким образом, в соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов опеки и попечительства. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению таких детей, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, могут осуществлять также: образовательные организации; медицинские организации; организации, оказывающие социальные услуги; иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Глава 3. Общая характеристика проблем передачи детей на воспитание

§3.1 Правовые проблемы передачи детей на воспитание

Приемная семья предусмотрена СК РФ как одна из трех форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем на практике такая форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний день приемных семей. Этому можно найти много причин, в том числе экономических. Но препятствием для последовательной реализации положений о приемной семье на практике служат и некоторые недостатки правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации отношений, складывающихся в рамках приемной семьи.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2001г. №195 «О детском доме семейного типа»[53] предусматривается создание детских домов семейного типа, имеющих организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного типа с приемной семьей состоит в самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается в организации обстановки, максимально приближенной к обычной семье. Представляется, однако, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непоследовательность в ее нормативном закреплении.

Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей