Виды обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятие, виды и под виды обязательств в Гражданском праве.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3
I. Понятие обязательств ........................................................................................ 4
II. Отдельные виды обязательств …………………………………………….….8
2.1 Купля-продажа………………………………………….…………….…….…8
2.2 Мена……………………………………………………………………………11
2.3 Дарение……………………………………………………….………………..12
2.4 Рента и пожизненное содержание с иждивением……………..…………...17
2.5 Аренда……………………………………………………...………………….17
2.6 Наем жилого помещения……………………………………..……………..20
2.7 Безвозмездное пользование …………………………………..…………….21
2.8 Подряд………………………………………………………..…………….....25
Заключение………………………………..……………………………………..32
Список литературы………………………………………………………….…..34

Работа содержит 1 файл

сурнин.docx

— 85.07 Кб (Скачать)

При подготовке проекта Гражданского Уложения, который, как известно, был внесен на рассмотрение Государственной Думы в 1913 г., нормы  о продаже были помещены в разд. II («Обязательства по договорам») кн. V («Обязательственное право») проекта, поскольку «продажа есть договор  двусторонний» и «входит непосредственно  в область договорных отношений». Под договором продажи понимался  договор, по которому продавец передает или обязуется передать недвижимое имущество в собственность покупателя («покупщика») за условленную денежную сумму. Причем правила о продаже  подлежали применению также к возмездной уступке прав. 
       Советский период развития гражданского права существенно ограничил сферу применения договора купли-продажи и свел ее к отношениям между гражданами, а также между гражданами и розничными торговыми предприятиями. Отношения, складывающиеся между «социалистическими» организациями в связи с реализацией производимых ими продукции и товаров, регулировались договорами поставки, контрактации, энергоснабжения, которые имели плановую основу и являлись самостоятельными договорами. В юридической литературе того периода данное обстоятельство объяснялось тем, что «при социализме закон стоимости утрачивает всеобщее значение, а потому ограничивается и сфера применения договора купли-продажи, используемого преимущественно для реализации предметов потребления и лишь в сравнительно небольших масштабах для реализации средств производства.12 
       Реализация экономических реформ, главный смысл которых заключался в отказе от неэффективной административно-командной системы управления экономикой, выявила насущную потребность в обновлении законодательства о купле-продаже. В условиях свободного рынка были неприемлемыми пришедшие из «планового» прошлого правила оборота товаров, содержавшиеся в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г., Положениях о поставках продукции и товаров 1988 г., а также многочисленных положениях, инструкциях и типовых договорах, принятых в свое время Госснабом, Минторгом и другими ведомствами Союза ССР. В новых условиях наметилась тенденция расширения сферы действия института купли-продажи, который стал охватывать отношения, связанные и с поставками товаров, и с контрактацией сельскохозяйственной продукции, и со снабжением энергетическими и иными ресурсами. Наиболее последовательно такой подход был отражен уже в Основах гражданского законодательства 1991 г. 13

Сфера применения договора купли-продажи  значительно расширилась также  за счет того, что правила о нем  должны субсидиарно применяться к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, если иное не вытекает из содержания или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав. К продаже ценных бумаг и валютных ценностей положения о купле-продаже применяются, если законом не установлены специальные правила их продажи. 
Вместе с тем теперь закон не может и не должен регламентировать каждый шаг продавцов и покупателей. Условия продажи по общему правилу могут быть ими определены самостоятельно. И здесь возможны многостраничные тексты договоров, являющиеся результатом тщательного согласования. Ясно, однако, что миллионы продаж совершаются в расчете на обычные для всех правила. Именно таковые предусмотрены в законе на случай, если стороны не посчитают нужным установить для себя иные условия продажи. 
Договор купли-продажи является родовым понятием по отношению к некоторым другим договорам (отдельным видам договора купли-продажи), суть которых заключается в том, что одно лицо обязуется передать в собственность другого лица какое-либо имущество, а последнее обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). К числу договоров, признаваемых отдельными видами договора купли-продажи, относятся договоры: розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия. 
Выделение названных видов договора купли-продажи служит прежде всего целям наиболее простого и оптимального правого регулирования сходных правоотношений. Отсюда правило, согласно которому к указанным договорам подлежат субсидиарному применению общие положения ГК, регулирующие договор купли-продажи.14 Регулируя названные договоры в качестве отдельных видов договора купли-продажи, закон мог ограничиться лишь указанием на их квалифицирующие признаки и установлением применительно к этим договорам некоторых подлежащих приоритетному применению специальных правил, учитывающих специфику регулируемых правоотношений. Какой-либо единый критерий для разграничения отдельных видов договора купли-продажи отсутствует. 
  В юридической литературе предпринимались попытки выделить такие критерии. Например, по мнению Н.И. Клейн, «в ГК используются либо два, либо три признака: сторона договора, цель покупки, а в ряде договоров и объект покупки...» В ряде случаев законодатель допускает возможность субсидиарного применения к некоторым отдельным видам договора купли-продажи правил, регулирующих другие виды договора купли-продажи. Например, к отношениям по договору контрактации, не урегулированным нормами, содержащимися в § 5 гл. 30 ГК («Контрактация»), применяются правила о договоре поставки 15; правила, регулирующие продажу недвижимости, применяются к продаже предприятия постольку, поскольку иное не предусмотрено нормами о договоре продажи предприятия16. Данное обстоятельство иногда используется для аргументации вывода о том, что соответствующие договоры не являются отдельными видами договора купли-продажи, а представляют собой разновидности других видов договора купли-продажи (к примеру, контрактация – разновидность договора поставки; продажа предприятия – разновидность договора продажи недвижимости и т. п.). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что данная возможность является лишь приемом законодательной техники, который не может служить критерием для классификации договора купли-продажи по видам и разновидностям. По этим же причинам нормы, допускающие применение правил об отдельных видах договора купли-продажи к иным договорам, не могут служить основанием для расширения перечня видов договора купли-продажи. К примеру, нельзя рассматривать в качестве отдельных видов договора купли-продажи договоры снабжения газом, нефтью, нефтепродуктами, водой2 несмотря на то, что при определенных условиях они могут регулироваться правилами о договоре энергоснабжения 17. Критерием для применения норм о договоре энергоснабжения является способ исполнения обязательства, а именно передача соответствующих товаров через присоединенную сеть, да и то только в тех случаях, когда иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. 

2.2.Мена

Договор мены является одним из древнейших правовых институтов. Отношения мены возникли еще до появления денег. В юридической доктрине отмечается, что мена не только предшествовала купле-продаже, но и стала источником ее происхождения. Связано это с  тем, что даже после появления  денег сделки купли-продажи, совершавшиеся  способом манципации, представляли собой  именно обмен вещи на соответствующее  количество металла. Только после появления  чеканной монеты и развития товарно-денежных отношений купля-продажа была окончательно отграничена от мены. Необходимо отметить, что правовое закрепление отношения мены нашли в законодательстве гораздо позднее их фактического появления и позднее закрепления в законодательстве договора купли-продажи. Во многих странах Европы правовая регламентация мены произошла лишь в позднее Средневековье. При этом законодательные акты рассматривали договор мены хотя и в качестве самостоятельного, но, тем не менее, вспомогательного договора по отношению к договору купли-продажи.

Выделение договора мены в качестве самостоятельного вида договора исторически сложилось  и в российском праве. Оно существовало как в дореволюционном, так и  в советском законодательстве 18. Сохранена эта традиция и в современном гражданском законодательстве. В настоящее время правовое регулирование договора мены осуществляется специальной главой 31 Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Легальное определение договора мены содержится в пункте 1 статьи 567 ГК РФ главы 31 ГК РФ. Под договором мены понимается договор, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность  другой стороны один товар в обмен  на другой.

Сравнивая это определение с дореволюционным, предложенным Шершеневичем, который под меной понимал договор, в силу которого обе стороны обязываются взаимно передать друг другу определенные вещи в собственность, можно отметить, что правовое понимание сущности договора мены за столетие не изменилось.

Договор мены является самостоятельным гражданско-правовым договором, входящим в группу обязательств по передаче имущества в собственность. При этом договор мены наиболее близок к договору купли-продажи. Правовое регулирование договора мены не ограничивается только главой 31 ГК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 567 ГК РФ к договору мены субсидиарно применяются правила главы 30 ГК РФ, регулирующей договор купли-продажи, в части, не противоречащей правовым нормам о договоре мены. В таком случае каждая из сторон договора мены признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. 

     2.3. Дарение.

  Дарением называется безвозмездный договор, направленный непосредственно на увеличение имущества одаряемого в соответствии с уменьшением имущества дарителя.

  Дарение представляет собой сделку, основанную на взаимном соглашении, а не на воле одного дарителя. До принятия предлагаемого дара лицом одаряемым дарение не имеет силы. Поэтому-то дарение признается договором. Между тем, другие отводят дарению иное место в системе гражданского права. Исходя из того взгляда, что в болышшстве случаев дарение направлено к перенесению права собственности с одного лица на другое и что переход этот совершается одновременно с моментом соглашения, - причисляют дарение к способам приобретения собственности . Однако, тот факт, что дарение чаще всего направлено к перенесению права собственности, еще не дает основания игнорировать те случаи дарения, когда оно чуждо этой цели. Во-вторых, даже в дарении, направленном на перенесение права собственности, момент перехода последнего не всегда совпадает с моментом соглашения, и тогда между дарителем и одаряемым устанавливается обязательное отношение. Иные, принимая в соображение, что посредством дарения возможно установление всех видов прав, отводят место дарению в общей части гражданского права .

Но с  педагогической точки зрения едва ли это удобно, потому что по поводу дарения пришлось бы излагать положения, которым место только в особенной  части. Наше законодательство признает, что дар почитается недействительным , когда от него отречется тот, кому он назначен 19. После этого следовало ожидать, что законодатель причислит дарение к договорам, а между тем он поместил его в отделе «о порядке приобретения и укрепления прав на имущества в особенности». Тем не менее, совокупность постановлений нашего закона о дарении характеризует его именно, как договорное отношение.

   В числе признаков дарения находится безвозмездность сделки. С юридической точки зрения под безвозмездностью следует понимать только то, что передаваемой ценности не соответствует эквивалент. Нельзя, например, считать возмездным дарение потому, что за подаренные нож или ружье одаряемый вручает дарителю монету, руководствуясь народным предрассудком, что железо и сталь дарить опасно. Безвозмездный характер не устранится от того обстоятельства, что одаряемый оказал дарителю какие-нибудь личные услуги, например, спас жизнь, устроил дело, дал место и т. п. Мотивы при дарении, может быть, очень далекие от чувства бескорыстия, не имеют никакого значения для юридической стороны вопроса. Даритель может иметь в виду своими подарками расположить к себе известное лицо и заставить его из благодарности оставить ему наследство. Безвозмездный характер дарения влияет на степень ответственности дарителя за отчуждаемое право на вещи и за недостатки вещей.

  Дарение направлено к увеличению имущества одаряемого. Это составляет непосредственную цель, а потому не подходит под понятие дарения такая меновая сделка, в которой одна сторона выигрывает больше другой, потому что такое обогащение составляет случайный элемент и не является прямой целью соглашения.

  Увеличению имущества лица одаряемого соответствует уменьшение имущества дарителя. Этим признаком дарение отличается от завещания.

  Договорное соглашение, в силу которого состоялось на одной стороне обогащение, на другой уменьшение имущества, не составит дарения. Требуется еще намерение одарить, т. е. произвести описанный результат. Если лицо, желая помочь другому в деликатной форме, сознательно покупает у него дом по несообразно высокой цене - дарения нет, потому что нет намерения одарить.

  По взаимному соглашению получивший дар может возвратить его. С точки зрения юридической, на подобную сделку следует смотреть, как на новое дарение.

  По общему правилу смерть одаренного не имеет никакого влияния на дальнейшие отношения между ним и дарителем, и дар переходит, вместе с прочим имуществом, к его наследникам20. Однако, когда родители или усыновители при жизни подарили сыну или дочери, ими усыновленным, то в случае бездетной смерти одаренного при жизни дарителей, подаренное имущество возвращается к последним, не в виде наследства, говорит закон, а «яко дар»21. Выражение закона следует признать неточным, - в виде дара подаренная вещь не может возвратиться к дарителю, потому что с дарением соединен переход права собственности и поступление подаренной вещи в состав имущества одаренного. А так как при этом право дарителя на известную вещь одаренного возникает только после смерти последнего, то оно должно быть отнесено к наследованию восходящих родственников.

 еще  одним  основанием возвращения дара является несостоятельность дарителя, признанная в судебном порядке. Естественно предубеждение против дарений, совершаемых лицом несостоятельным, когда дела его были уже в затруднительном положении, потому что в этом случае невольно возникает сомнение в добросовестности таких сделок. К сожалению, слишком известно, как часто лицо, накануне объявления его несостоятельным, передает свое имущество жене, детям, а потом с наглой откровенностью предлагает кредиторам по гривеннику за рубль. Ввиду этого заинтересованные лица, а во главе конкурсное управление, вправе опровергать безмездные акты несостоятельного. Основанием опровержимости дарственной сделки является не выставляемое нашим законом соображение, что ввиду долгов имущество несостоятельного принадлежало в существе своем кредиторам , потому что это юридически неверно. Таким основанием может быть признана удостоверенная или предполагаемая недобросовестность несостоятельного должника в отношении своих кредиторов. Для опровержения дарственных отчуждений, под которыми закон понимает передачу вещей на основании дарения, требуются следующие условия: а) отчуждение должно быть совершено в течение последних 10 лет перед объявлением несостоятельности; b) отчуждение должно быть произведено в пользу супруга несостоятельного, а по делам торговой несостоятельности также в пользу детей и родственников его; с) отчуждение в пользу детей и родственников может быть опровергаемо только при доказательстве, что во время отчуждения долги несостоятельного не превышали уже в половину его имущество. В рассматриваемом случае имеет место настоящее возвращение дара, потому что самое дарение признается недействительным и стороны должны быть поставлены в прежнее состояние. Поэтому иск о возвращении дара имеет вещный характер, конкурсное управление вправе требовать от одаренного выдачи ему самой вещи, а не ценности, а если эта вещь перешла по новой сделке к третьему лицу, то и это последнее обязано возвратить ее по требованию управления, так как оно не могло приобрести права собственности, которого не имел одаренный.

Помимо  указанных случаев возвращения  дара, если дарение состоит в обязательстве  передать вещь, то гибель вещи или изъятие  ее из обращения являются достаточным основанием для прекращения обязательственного отношения. Ответственность дарителя за сохранение подаренной вещи до передачи может возникнуть только в случае злого умысла или грубой неосторожности, близкой к первому. Хотя от воли самого дарителя зависело установить обязательственное отношение, но, если оно установлено, оно должно быть выполнено тем более, что одаренный, ввиду своего права мог сделать соответствующие распоряжения и вступить в сделки. Но, с другой стороны, ответственность его и не может быть чрезмерной, ввиду безвозмездного характера сделки, ввиду оказываемого им благодеяния.

  Также  дарение является и пожертвование. Добровольное приношение на пользу общую называется пожертвованием 22. Ввиду такого определения и назначения места среди постановлений о дарении, пожертвование должно быть признано, видом дарения. Признаками, квалифицирующими этот вид дарения, являются: а) частное лицо, как даритель, и Ь) общая польза, как назначение дара. Ассигнование земством или городом некоторой суммы на нужды военные не будет пожертвованием, потому что здесь нет частного лица. Общая польза предполагает неопределенное количество лиц, которые могут пользоваться пожертвованными вещами. Поэтому дарение в пользу государства, земства, города, учебных заведений, ученых обществ и т. п. будет пожертвованием. Но дарение в пользу совокупности лиц, представляющих лишь свои частные интересы, как, например, товарищество, родственный союз, не будет пожертвованием. Хотя приношения на пользу общую возможны как при жизни, так и по смерти дарителя, посредством завещании, однако из всех постановлений закона обнаруживается, что под пожертвованием он понимает только приношение при жизни, т. е. дарение.

Жертвовать  может всякий, если только он дееспособен. Однако, закон, ввиду высокой цели дарения, обращает внимание на личность дарителя и советует принимать в  соображение поведение и прежний  образ жизни жертвователя. Так  как порочные люди могут делать приношения с целью получить награду от правительства, чтобы, прикрыв тем прежние свои поступки, сравниться с отличными  в обществе людьми, то воспрещается принимать пожертвования от таких лиц 23. Очевидно, закон этот носит характер инструкции административным учреждениям. Жертвуемо может быть всякое имущество, которым лицо может свободно распоряжаться. Поэтому нельзя жертвовать родовые, заповедные, майоратные имения, недвижимости и капиталы, находящиеся в пожизненном пользовании.

Информация о работе Виды обязательств