Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:05, реферат
При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом2, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых, однако, не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.
Введение
1. Понятие юридического лица 3
2. Виды юридических лиц и их классификация 4
Хозяйственные товарищества и общества 5
Производственные кооперативы 9
Государственные и муниципальные предприятия 10
Некоммерческие организации 12
3. Образование (создание) юридического лица 13
4. Правосубъектность юридического лица 18
5. Филиалы и представительства юридических лиц 22
6. Реорганизация юридических лиц. 25
Понятие и формы реорганизации юридических лиц. 25
Проблемы возникающие при реорганизации
юридических лиц 28
7. Ликвидация юридических лиц 35
Понятие и основания ликвидации юридических лиц 35
Порядок ликвидации юридических лиц 36
Банкротство как способ ликвидации юридических лиц. 37
Заключение 39
Список использованной литературы и источников.42
Учитывая, что в соответствии с принципом состязательности, закрепленным в ст. 7 АПК РФ, обязанность доказывания в арбитражном процессе возложена на стороны (в п. 1 ст. 53 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений). При обращении в суд с требованиями, основанными на правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, бремя доказывания обстоятельств, обосновывающих заявленные требования, возлагается на истца.
Разрешая вопрос о том, какие доказательства необходимо исследовать по делу, суд, наряду с выполнением других требований арбитражного процессуального законодательства, должен руководствоваться правилом о допустимости доказательств. В арбитражном процессе правило о допустимости доказательств заключается в том, что обстоятельства дела, которые согласно закону или иным нормативным правовым актам должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами (ст. 57 АПК РФ).33
Исходя из того, что в
силу ст. 59 ГК РФ, документами, устанавливающими
правопреемство реорганизованного
юридического лица в отношении всех
его кредиторов и должников, служат
только передаточный акт и разделительный
баланс, по нашему мнению, в процессе
разрешения подобных споров никакие
другие доказательства, кроме указанных
документов, использованы быть не могут,
так как это противоречит правилу
допустимости доказательств. Поэтому,
если в ходе судебного разбирательства
по иску (в котором заявленные требования
основываются на правопреемстве, возникшем
вследствие реорганизации юридического
лица) выяснится, что в представленном
истцом разделительном балансе отсутствует
указание на то, как распределяются
между вновь созданными юридическими
лицами права требования по обязательствам
реорганизованного юридического лица,
то в удовлетворении иска должно быть
отказано по причине его
Данная позиция подкрепляется
еще и тем, что в соответствии
с требованиями п. 1 ст. 385 ГК РФ должник
вправе не исполнять обязательства
новому кредитору до представления
последним доказательств
Помимо выполнения общих требований законодательства, предъявляемых к содержанию передаточного акта и разделительного баланса, при их подготовке также должны быть соблюдены специальные правила, определяющие форму такого рода документов.
Согласно приказу Министерства
финансов Российской Федерации от 28
июля 1995 г. № 81 "О порядке отражения
в бухгалтерском учете
По логике указанного предписания, во всех случаях реорганизации (независимо от формы ее проведения) в состав передаточного акта и разделительного баланса должна включаться годовая бухгалтерская отчетность по каждому юридическому лицу, участвующему в реорганизации.
Поскольку ( в отличие
от слияния, присоединения и
Анализируя требования к оформлению правопреемства при реорганизации, нужно заострить внимание еще на одном важном требовании законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 г. №170, при реорганизации любого предприятия или организации в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация его имущества и денежных обязательств4. Основными целями инвентаризации являются:
а) выявление фактического наличия имущества;
б) сопоставление фактического
имущества с данными
в) проверка полноты отражения в учете обязательств (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств);
г) установление действительности обязательств, права и обязанности по которым в процессе реорганизации перешли к правопреемнику.36
Для успешного выполнения
указанных задач необходимо, чтобы
к разделительному балансу
В итоге использование
механизма реорганизации
Использованный термин "превращение" вполне уместен и при характеристике такого вида реорганизации, как преобразование объединения коммерческих организаций (ассоциации или союза) в хозяйственное общество или товарищество (ст. 121 ГК). Эта процедура интересна тем, что участники реорганизуемой ассоциации (союза), не имеющие в отношении ее имущественных прав (п. 3 ст. 48 ГК), вновь приобретают их после преобразования данного юридического лица в коммерческую организацию - правопреемника.
Итак, реорганизация - процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, субъектного состава участников либо организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное правопреемство.
С другой стороны, реорганизация юридических лиц может быть представлена как их прекращение. Однако это определение не является всеобъемлющим и не включает такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта права.
К юридически значимым признакам реорганизации можно отнести следующие:
Анализ правовой природы реорганизации выявил тесную связь этого процесса с элементами учреждения и ликвидации юридических лиц. К учредительским признакам следует отнести формирование уставного капитала, утверждение учредительных документов и регистрацию вновь возникающего субъекта, а к ликвидационным - закрытие счета реорганизуемых предприятий, снятие их с учета в налоговых органах, исключение из государственного регистра.
Данное обстоятельство заставило обратить внимание на роль участников юридического лица в процессе реорганизации. В результате обозначились две специфические сферы правоотношений по поводу реорганизации: "внутренняя", охватывающая лишь круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешняя", отражающая связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом точкой соприкосновения данных сфер, определяющей характер юридической зависимости подвергшихся реорганизации лиц от их участников, служит обязательственно-правовая связь указанных субъектов". 37
7. Ликвидация юридических лиц
Ликвидация юридического
лица является другой формой прекращения
юридических лиц. Проблема ликвидации
стала наиболее актуальна именно
в последнее время. Особенно это
связано с таким видом
Ликвидация юридического
лица – это его прекращение, не
влекущее возникновение новых
Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:
К добровольной ликвидации мы относим:
а) решение участников либо
органа юридического лица, уполномоченного
на то учредительными документами, в
случаях, предусмотренных в
б) по достижении цели, ради которой организация создана;
в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.
К принудительной ликвидации относятся:
а) решение суда в случаях
осуществления юридическим
б) другое грубое нарушение действующего законодательства;
в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);
г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора.39
Участники юридического лица
или его орган, принявший решение
о его ликвидации, обязаны немедленно
и в письменной форме сообщить
об этом органу, зарегистрировавшему
его, который вносит в единый государственный
реестр юридических лиц сведения
о том, что юридическое лицо находится
в стадии ликвидации (п.2 ст.62 ГК). Лица,
принявшие решение о ликвидации
юридического лица, по согласованию с
органом, зарегистрировавшем его, назначает
ликвидационную комиссию и устанавливает
порядок и сроки ликвидации. С
этого момента ликвидационной комиссии
переходят полномочия по управлению
делами юридического лица. Ее основная
цель – завершить все юридические
связи, которые ликвидируемая
Чтобы выявить эти связи ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (которые не могут быть менее двух месяцев с момента такого объявления). Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия обязана сама принять меры к выявлению кредиторов, письменно их уведомить о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и получить с них долг.