Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:01, курсовая работа
Вещное право - имущественное абсолютное закрепленное законом право: 1) объектом которого является индивидуально-определенная вещь или вещные права, связанные с этой вещью; 2) выражающееся в наличии у правообладателя правомочий владения, пользования и распоряжения, всех вместе или по отдельности, в полном объеме или частично;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I Общие положения о вещном праве…………………………9
Понятие Вещного права…………………………………………….9
Признаки Вещного права…………………………………………..20
ГЛАВА II Виды Вещного права………………………………………30
Право землепользования…………………………………………..40
Право хозяйственного ведения……………………………………46
Право оперативного управления………………………………….54
Другие вещные права……………………………………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..79
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………..82
Согласно п.1 ст.206 ГК РК, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе. Как видно, это право потому и названо "самостоятельное распоряжение", что оно не укладывается в рамки оперативного управления и требует обозначения как особый вид вещных прав.
Государственному предприятию принадлежит субъективное гражданское право хозяйственного ведения. В соответствии со ст.195 ГК РК право хозяйственного ведения и право оперативного управления отнесены к категории вещных прав несобственников.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются однотипными вещными правами несобственников, имеют свои особенности.
Особенности данных правовых институтов проявляются в принадлежности в разным субъектам, в их правовой природе, в полномочиях собственников в отношении выделяемого имущества. Право хозяйственного ведения - вещное право государственных предприятий. Действующее законодательство РК праву хозяйственного ведения придает унитарный характер: его субъектом могут быть лишь предприятия, юридические лица, основанные на государственной собственности.
Кроме того право хозяйственного ведения - это право юридического лица заниматься коммерческой деятельностью.
Предприятие как участник правоотношения хозяйственного ведения имеет не только права, но несет обязанности перед государством в лице соответствующих государственных органов.
Уполномоченный орган вправе в свою очередь требовать использования выделяемого имущества по назначению. Следовательно между предприятием и вышестоящим органом существует охватываемая правом хозяйственного ведения отношения типа гражданско - правовых обязательств. Но по своей сущности оно не является гражданско - правовым поскольку его субъекты не равноправны.
Предприятие
является подчиненным, подконтрольным
уполномоченному
Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены предприятием в пределах уставной правоспособности. Осуществлением предприятием деятельности, а так же совершением им сделок, не отвечающих предмету и целям его деятельности, закрепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. Сделка совершенная предприятием в противоречии в целями деятельности, определены его уставом, могут быть установленном законодательством порядке признана недействительным по иску его учредителя.
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения не отвечает по обязательствам государства, административно - территориальной единицы, юридического лица и граждан, а указанные субъекты не отвечают по обязательствам государственного предприятия.
Объект хозяйственного ведения может быть любое имущество, если ионе не предусмотрено законодательством. Значит объектом права хозяйственного управления выступает, за некоторым исключением, то на имущество, что составляет объект права собственности.
Ст.199
ГК РК содержит права собственников
в отношении имущества
Право
хозяйственного ведения это вещное
право. Вещный характер имущественного
права юридического лица проявляется
при осуществлении им своих правомочий
в отношении материальных объектов,
переданных государством. Право хозяйственного
ведения не распространяется на безналичные
деньги, так как право предприятия на эти
безналичные денежные средства, находящиеся
в банках, - не вещное, а обязательственное
следовательно, правовым титулом на этот
вид имущества будет не право хозяйственного
ведения, а обязательного права
2.3
Право оперативного
управления
В
соответствии со статьей 202 ГК РК имуществом
на праве оперативного управления могут
обладать государственное казенное
предприятие, государственное учреждение
и негосударственное
Государственные казенное предприятие и учреждение могут быть образованы только государством в лице уполномоченных им на это органов.
Негосударственное учреждение учреждается по решению частного собственника — юридического лица или гражданина.
Казенные предприятия, в зависимости от того, кем они образованы, могут быть республиканскими казенными предприятиями или коммунальными казенными предприятиями. Соответственно права собственника в отношении их осуществляют разные государственные органы.
Право оперативного управления является вещным правом учреждения и казенного предприятия.
Право оперативного управления отличается от права хозяйственного ведения по следующим основным особенностям:
3)
казенное предприятие и
Казенное предприятие, в отличие от учреждения, является коммерческой организацией. Значит, казенное предприятие преследует (или может преследовать) в качестве основной цели своей деятельности извлечение доходов, а учреждение — нет.
В
то же время и казенное предприятие
нередко не полагается на самообеспечение
и постоянно финансируется
Казенное
предприятие и учреждение обладают
специальной правоспособностью.
Собственник может определять для казенного предприятия и учреждения правовой режим использования имущества и выдавать обязательные к исполнению задания.
Казенное предприятие и учреждение могут иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо им для обеспечения их уставной деятельности.
Казенное
предприятие и учреждение не отвечают
по обязательствам своего собственника,
государства, административно-
Собственник казенного предприятия (учреждения) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам созданного им казенного предприятия (учреждения) в части долга, не покрытого их денежными средствами.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за казенным предприятием (учреждением), возникает у этого казенного предприятия (учреждения) с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством или решением собственника. На практике факт закрепления имущества на балансе казенного предприятия (учреждения) признается передачей имущества.
Имущество
казенного предприятия и
Помимо
приращений и возмездных договорных
форм приобретения имущества оно
может поступить казенному
При изъятии имущества казенного предприятия и учреждения собственником право оперативного управления на такое имущество прекращается (ст. 205 ГК).
При приватизации казенного предприятия право оперативного управления прекращается вместе с правом государственной собственности.
Статья 204 ГК РК устанавливает дополнительные пределы осуществления казенным предприятием и учреждением права оперативного управления. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда казенное предприятие (учреждение) не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.
Собственник казенного предприятия и государственного учреждения обычно представлен уполномоченными государственными органами.
Органами государственного управления республиканскими казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы (уполномоченные органы).
Органами государственного управления коммунальными казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (уполномоченные органы).
Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных актах органам. Так, в соответствии с п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии реорганизация и ликвидация республиканского казенного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального казенного предприятия - по решению главы местной администрации. Осуществляют реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченные органы.
Республиканское казенное предприятие создается по решению Правительства РК, коммунальное казенное предприятие - по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством РК. Соответственно, учредителем казенного предприятия выступает уполномоченный орган.
Формулировка
статьи 205 ГК РК предусматривает возможность
изъятия имущества у
Из п. 1 статьи 206 ГК РК вытекает, что учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, за исключением случаев, когда такое право вытекает из его учредительных документов либо прямо разрешено собственником.
Учреждение, которому предоставлено право заниматься хозяйственной деятельностью, имеет на имущество, приобретенное за счет такой деятельности, особое вещное право, терминологически еще не обозначенное в законодательстве и аналогичное праву хозяйственного ведения. На распоряжение таким имуществом согласия собственника не требуется.
Из п. 2 статьи 206 ГК РК вытекает, что казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом в случае, если такое право вытекает из его учредительных документов либо прямо разрешено собственником.
Казенное предприятие не может создавать дочерние предприятия либо выступать учредителем других предприятий (учреждений), не получив согласия Правительства или Министерства финансов (его территориальных органов).