Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:28, курсовая работа
Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования. Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.
Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ1 и другие многочисленные законы.
В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.
Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу правового регулирования процедуры усыновления (удочерения) детей в Российской Федерации.
Предмет исследования - непосредственно усыновление (удочерение).
Цель исследования – проанализировать понятие, порядок и последствия усыновления.
Задачи исследования:
В качестве теоретической основы исследования в работе использованы труды ведущих отечественных ученых в области гражданского и семейного права, а именно: Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко, Л.М. Пчелинцевой В.А. Рясенцева, В.Г. Тихиня, Е.А. Чефрановой.
1. Правовая природа усыновления
Действующий закон позволяет говорить о внутреннем содержании усыновления, его правовой природе. Определение понятия «усыновление» и его правовая природа - взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Степень их взаимосвязи различна, и это отчетливо проявляется при анализе усыновления как правового института, как юридического факта, как системы правоотношений. Не представляет особых затруднений определение содержания понятий этих чисто правовых явлений. И напротив, в некоторых случаях безуспешными оказываются попытки однозначно определить правовую природу «формы воспитания» и «формы устройства». Оценка такого сложного феномена, как форма воспитания, не исчерпывается только выявлением его правовой природы и не должна отождествляться с «правом на воспитание». Право на воспитание понимается по-разному, а именно:
1) как сложное субъективное право родителей по воспитанию своих детей и одновременно как их юридическая обязанность, направленная на воспитание последних;
2) как элемент содержания субъективного права родителя на воспитание;
3) как правоотношение, возникающее между родителями и детьми в связи с воспитанием последних;
4) как система норм,
регулирующих отношения по
Главное отличие «права на воспитание» от «формы воспитания» состоит в том, что последняя - явление сложное, многогранное, включающее в себя ряд аспектов (психологические, социологические, медицинские, педагогические и др.). Этим обстоятельством обусловлены трудности в определении правовой природы данного понятия.
Усыновление является формой «максимальной правовой ассимиляции» несовершеннолетнего в чужой семье, отвечающей той бытовой, психологической, духовной близости, которая обычно устанавливается в жизни при этой форме принятия детей в семью2.
Бессрочный характер правоотношений, возникающих при усыновлении (наследственные права - ст. 1147 ГК РФ, право на взаимное алиментирование - п. 4 ст. 143 СК РФ), обусловливает и особый подход к избранию этой формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Так, усыновление не должно быть установлено, если предполагается, что родители будут осуществлять в дальнейшем воспитание своего ребенка. Как правило, усыновление устанавливается для обеспечения надлежащего воспитания ребенка, лишенного родительского попечения. Вместе с тем бывают ситуации, когда в целях защиты интересов ребенка целесообразно передать его в семью будущего усыновителя до вынесения решения об усыновлении.
Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отлична от иных форм устройства детей: 1) по основанию возникновения правоотношений; 2) по характеру правоотношений; 3) по содержанию прав и обязанностей субъектов.
Основанием возникновения правоотношений по поводу усыновления является волеизъявление лица и решение суда, вступившее в законную силу. В приемной семье, при патронатном воспитании основанием возникновения правоотношений является договор; при установлении опеки и попечительства - решение администрации.
Различия между указанными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются и в характере возникающих правоотношений. Для правоотношений усыновления характерно то, что они бессрочны, а все остальные правоотношения, возникающие в рамках других форм устройства ребенка, являются срочными3. Так, согласно п. 2 ст. 145 СК РФ, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с п. 2 ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним, в свою очередь, прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет (п. 3 ст. 40 ГК РФ).
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
2. Порядок и правовые последствия усыновления
В современном семейном законодательстве РФ обеспечение интересов детей является основной целью, осуществлению которой способствуют все нормы института усыновления. В их числе особое место занимают нормы, устанавливающие порядок усыновления. Соблюдение строго определенного порядка усыновления позволяет выяснить, будет ли усыновление соответствовать интересам ребенка, не нарушит ли оно чьих-либо прав. Устанавливая определенный порядок усыновления, включающий требования, предъявляемые к форме, месту и времени совершения семейно-правового акта, законодатель подчеркивает социальную значимость усыновления и юридические последствия, порождаемые им. Фактическое принятие в семью на воспитание не является усыновлением, предусмотренным законом.
Установление порядка усыновления необходимо для того, чтобы не были нарушены права заинтересованных лиц и, главное, интересы ребенка, чтобы были обеспечены гарантии законности при производстве усыновления.
Одним из нововведений СК РФ явились нормы о судебном порядке усыновления (ст. 125). В период принятия СК РФ в литературе рассматривались причины перехода от административного порядка усыновления к судебному. Обусловлено это было тем, что работники администрации городов, районов, с одной стороны, не были профессионалами в области права, с другой - халатно относились к своим обязанностям. Именно серьезность правовых последствий усыновления требует тщательного подхода к усыновлению, закреплению таких правовых условий усыновления и порядка его производства, которые свели бы к минимуму возможный риск для ребенка. Иначе говоря, публичное рассмотрение заявления об усыновлении в максимальной степени обеспечивает интересы ребенка. Суд является наиболее авторитетным органом, который в соответствии со своим статусом и предназначением служит гарантом обеспечения законности и справедливости при производстве усыновления. Кроме того, судебный порядок усыновления не только призван обеспечить защиту прав и интересов детей, но и является правовым фактором, препятствующим их незаконному усыновлению.
Преимущества судебного порядка усыновления очевидны: суд независим и подчиняется только закону, он не связан никакими узковедомственными интересами, судья - специалист в области права.
По таким делам, как известно, нет спора о праве, а речь идет об установлении факта, касающегося статуса физических лиц (усыновляемого ребенка и усыновителя), поэтому названные дела представляют собой одну из новых категорий дел особого производства.
В настоящее время с принятием нового ГПК РФ5 дела об усыновлении рассматриваются также в рамках особого производства (ст. 262 ГПК РФ). В ГПК РФ (ст. 263) фактически предусмотрен порядок досудебной подготовки по делам об усыновлении. Дела особого производства об усыновлении рассматриваются судом по правилам искового производства за изъятиями, установленными гл. 28 - 38 ГПК РФ (п. 1 ст. 263). А эти главы, соответственно, не содержат каких-либо исключений для порядка рассмотрения дел об усыновлении.
Порядок подготовительных мероприятий к производству об установлении усыновления выглядит следующим образом. Лица, желающие усыновить ребенка, должны обратиться в орган опеки и попечительства (к специалистам по охране прав детства отделов опеки территориальных управлений образования) по месту жительства с письменной просьбой дать им заключение о возможности быть усыновителями. Для получения такого заключения необходимы следующие документы: паспорт, справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах, копия финансового лицевого счета либо иной документ, подтверждающий наличие жилого помещения, копия свидетельства о браке, медицинская справка о состоянии здоровья, справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. В свою очередь специалист по охране детства обязан давать разъяснения гражданам по всем вопросам, связанным с усыновлением.
В литературе постоянно отмечается необходимость доводить до сознания всю степень ответственности будущего усыновителя за судьбу усыновляемого ребенка6.
Специалист по охране детства в личной беседе с кандидатами в усыновители (до получения от них необходимых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие возможности обеспечения ими должного содержания и воспитания ребенка, отсутствие противопоказаний для усыновления. Выясняются также данные, которые учитываются при подготовке заключения: возраст усыновителей (особенно в тех случаях, когда усыновить ребенка раннего возраста изъявляют желание лица предпенсионного или пенсионного возраста), наличие членов семьи, страдающих заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка. Специалист по охране детства обязательно посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования условий их жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка. Целью данного обследования является изучение обстановки, в которой будет воспитываться ребенок, а также анализ и оценка всего собранного материала с точки зрения целесообразности усыновления.
К сожалению, практика показала,
что все вышеперечисленные
На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган управления образования в течение 15 дней со дня подачи такими лицами заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности данных лиц быть усыновителями. Указанный срок для подготовки заключения, с одной стороны, способствует более оперативному устройству ребенка в семью, а с другой - устраняет опасность поверхностного обследования условий жизни кандидатов в усыновители и рассмотрения соответствующих документов. Поэтому в судебном заседании при рассмотрении дел об установлении усыновления целесообразно запрашивать у органов опеки и попечительства подтверждение обоснования вынесения заключения о возможности быть усыновителями.