Условно- досрочное освобождение от наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.
В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:
- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;
- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;
- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения
1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания
Глава 2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ
2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ
3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан
3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 166.14 Кб (Скачать)

  Методы  исследования: всеобщий диалектический метод, сравнительный, аналитический, исторический и логический методы, а также системно-структурный, системно-функциональный методы и метод обобщения

  Практической  базой написания  дипломной работы явились Конституция Республики Казахстан, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан и другие нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы, а также материалы судебных органов и органов уголовно-исполнительной системы.

  Научная новизна, практическое значение исследования

  исследования  заключается в том, что предположены основные мероприятия осужденных, направленные на содействие в исправлении для  условно-досрочного освобождения от отбывания  наказания.

  Структура работы. Работа состоит из ведения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.

  Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, научная  новизна и структура дипломной  работы.

  В первом разделе рассматривается основания  и условия применения условно-досрочного освобождения; исправление осужденных, представленных к условно-досрочному освобождению.

  Второй  раздел посвящён порядку представления  к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания; помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания  и контроль за ними.

  В третьем  разделе раскрывается право освобождаемых  на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи; обязанности, возлагаемые на лиц, отбывающих условно-досрочно.

  Результаты  исследования обобщены в заключении.

 

  1 ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО  ОСВОБОЖДЕНИЯ И  ЕГО ЮРИДИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА

 

  1.1 Исторические аспекты  развития института  условно-досрочного  освобождения

 

  Согласно  Закону Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. № 209-I с 1 января 1998 года введен в  действие Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. Следует отметить, что с момента обретения суверенитета и до 1998 г. в Казахстане действовал Исправительно-трудовой кодекс Казахской  ССР 1971 года, основу которого, в свою очередь, составляло Исправительно-трудовое законодательство Союза СССР и Союзных  республик. Одновременно с 1 января 1998 г. в республике был введен в действие Уголовный кодекс Республики Казахстан, которым был определен исчерпывающий  перечень видов наказаний.

  Таким образом, в 2008 г. исполнилось десять лет с  момента принятия нового уголовно-исполнительного  законодательства и фактически создания системы исполнения наказаний суверенного  Казахстана. Срок достаточно большой, чтобы проанализировать пройденный этап, эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в новых политических и экономических реалиях.[8]

  Вместе  с тем, развитие уголовно-исполнительной системы Казахстана невозможно рассматривать  вне общей стратегии развития правовой политики Республики Казахстан, ю угрозу национальной которая осуществляется посредством разработки и принятия программных документов и совершенствования  законодательства.

  Важнейшим документом, определившим развитие и  становление уголовно-исполнительной политики, является Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г. № 69 «О Государственной программе  правовой реформы в Республике Казахстан». Реализация положений программы  нашла свое отражение в Уголовном  и Уголовно-исполнительных кодексах Республики Казахстан, вступивших в  действие с 1 января 1998 года.[9]

  В Уголовном  кодексе Республики Казахстан претерпел  значительные изменения перечень видов  наказаний. Из него были исключены, как  это и предусматривалось Программой реформирования такие виды наказаний  как общественное порицание и  увольнение от должности, а также  условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду  на стройках народного хозяйства.

  В то же время  система наказаний была дополнена  такими видами, как привлечение к  общественным работам, ограничение  свободы, ограничение по воинской службе, арест. При этом, введение в действие наказаний в виде привлечения  к общественным работам, ограничения  свободы и ареста было отсрочено  до создания необходимых условий.

  В Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (далее  – УИК РК) была законодательно закреплена прогрессивная система отбывания  наказания. В исправительных колониях общего и строгого режимов создаются  согласно законодательству четыре вида условий отбывания наказания  – обычные, облегченные, льготные и  строгие, а в исправительных колониях особого режима - обычные, облегченные  и строгие. В зависимости от поведения  и отбытого срока наказания осужденные последовательно переводятся из одних условий отбывания наказания  в другие. Положительно характеризующиеся  могут постепенно быть переведены в  льготные условия отбывания наказания, где в целях успешной адаптации  к жизни на свободе им разрешается  по постановлению начальника исправительной колонии проживать в специальных  общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Они могут  свободно передвигаться в пределах границ территории, прилегающей к  исправительному учреждению, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками. Осужденные, не желающие подчиняться требованиям внутреннего распорядка, помещаются в строгие условия отбывания наказания, где проживают в запираемых помещениях.

  Дифференциация  условий отбывания наказания  внутри одного учреждения по позволила  сократить количество видов исправительных учреждений – в новом законодательстве не были предусмотрены колонии усиленного режима.

  Важным  достижением уголовно-исполнительного  законодательства является включение  в него раздела 2 «Правовое положение  осужденных». В ней детализированы права и обязанности лиц, отбывающих уголовные наказания, в том числе  в области личной безопасности и  обеспечения свободы совести. При  этом законодательство впервые ориентировано  на соблюдение международных норм и  стандартов, что подчеркивается пунктом 11 статьи 10 УИК РК, устанавливающей, что порядок реализации прав осужденных устанавливается Кодексом, законами Республики Казахстан и иными  нормативными правовыми актами, межгосударственными  договорами, ратифицированными Республикой  Казахстан.

  Следующим документом, определяющим дальнейшее направление развития уголовной  и уголовно-исполнительной политики, является Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан».

  Концепция определяет, что реализация уголовной  политики Республики Казахстан должна развиваться в соответствии с  принципами законности, равенства граждан  перед законом и судом, справедливости, гуманизма и экономии уголовных  репрессий, неотвратимости уголовной  ответственности и наказания, защиты прав потерпевших, в том числе  и государства, и включать в себя принятие комплекса законодательных  мер, направленных на:

  продолжение курса на постепенное сужение  сферы применения смертной казни, а  также рассмотрение возможности  объявления моратория на смертную казнь;

  дальнейшую  декриминализацию правонарушений, относящихся  к преступлениям небольшой тяжести, в том числе и посредством  перевода их в сферу административной и гражданско-правовой ответственности;

  расширение  применения имущественных санкций  за отдельные виды экономических  преступлений, а также расширение применения наказаний, не связанных  с лишением свободы, в отношении  лиц, совершивших преступления небольшой  и средней тяжести;

  более широкое  применение мер поощрительного характера  при деятельном раскаянии лиц, совершивших  преступления;

  исключение  применения наказания в виде лишения  свободы в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой  тяжести, и сужение сферы применения лишения свободы в отношении  несовершеннолетних, совершивших преступления средней тяжести;

  создание  необходимых условий введения в  действие уголовно-правовых норм, предусматривающих  такие новые виды наказания, как  ограничение свободы, арест, пожизненное  лишение свободы.

  Основными направлениями развития уголовно-исполнительной системы определены: совершенствование  законодательной базы с целью  приведения ее в соответствие с основными  положениями международных актов  о правах человека и международных  соглашений, определяющих основные принципы и порядок обращения с осужденными, а также дальнейшее улучшение  ее материально-технической базы, продолжение  политики гуманизации.

  В целях  профилактики рецидивной преступности необходимо создание системы условий  и разработка нормативных правовых актов, направленных на социальную адаптацию  лиц, освобождаемых из мест лишения  свободы, функционирование соответствующих  центров по социальной адаптации. Поскольку  реализация указанных направлений  развития уголовной и уголовно-исполнительной политики осуществляется посредством  принятия законодательных актов, ее результаты будут рассмотрены в  главе «Законодательные изменения  и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан».

  Решение стратегических задач развития правовой политики Республики Казахстан в  сфере назначения и исполнения уголовных  наказаний осуществлялось поэтапно, путем реализации межведомственных программ, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.

  Первой  в ряду этих программ стоит Правительственная  Программа по материально-техническому и социально-правовому обеспечению  уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел и мест предварительного заключения под стражу Государственного следственного комитета Республики Казахстан на период до 2000 года, одобренная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 октября 1996 года N 1199 «О мерах по стабилизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы  и мест предварительного заключения под стражу в Республике Казахстан».[10]

  Следует особо отметить, что данная Программа  предусматривала не только мероприятия  по улучшению материально-технического оснащения учреждений уголовно-исполнительной системы, но и в ее рамках была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан. Концепцией предусматривался переход к дифференцированным условиям содержания, имплементация  в законодательство международных  норм и стандартов обращения с  осужденными, введение новых видов  наказания и методов исправления  осужденных. Так, планом мероприятий  предусматривалось строительство  арестных домов, введение в штаты  исправительных учреждений психологов, укрепление связей с общественными  и религиозными организациями, создание медико-реабилитационных центров для  сотрудников уголовно-исполнительной системы.

  К сожалению, Программа не была в достаточной  степени подкреплена ресурсами  и не все мероприятия удалось  реализовать в полном объеме. Тем  не менее, было разработано новое  уголовно-исполнительное законодательство, начато строительство новых исправительных учреждений на базе военных городков, заложены новые принципы исправления  осужденных, в которых приоритет  отдавался не труду, а психолого-педагогическим методам. С этой точки зрения значение первой Программы трудно переоценить.

  Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 22 января 2001 года № 92 была утверждена Программа улучшения материально-технической  базы исправительных учреждений и следственных изоляторов Республики Казахстан на 2001-2003 годы.[]

  Целью Программы  являлось укрепление материально-технической  базы исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы  МВД Республики Казахстан, обновление инженерно-технических средств охраны, приведение коммунально-бытовых условий  содержания осужденных и лиц, подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений, а также их перевозки в соответствие с требованиями действующего уголовно-исполнительного  законодательства.

  Для этого  предстояло решить следующие задачи:

  1) снижение  плотности содержания осужденных  в исправительных учреждениях  и следственных изоляторах путем  строительства новых и реконструкции  действующих исправительных учреждений  и следственных изоляторов;

  2) создание  условий для отбывания наказания  всех категорий осужденных в  пределах того региона, где  они были осуждены или проживали  до ареста;

  3) уменьшение  количества перевозок осужденных  по республике;

  4) повышение  безопасности содержания осужденных  в исправительных учреждениях  при отбывании наказания;

  5) снижение  количества преступлений среди  осужденных, количества их побегов  из охраняемых исправительных  учреждений и следственных изоляторов.

  Для решения  этих задач предполагалось выделение  из Республиканского бюджета 4135 млн. тг.

  Следует отметить, что Программа была направлена именно на укрепление материально-технической  базы исправительных учреждений и следственных изоляторов, так как их состояние  было довольно плачевным, численность  содержащихся в учреждениях превышала  установленные лимиты наполнения, улучшение  условий содержания осужденных в  этих условиях было проблематичным. Эта  Программа была успешно реализована, что создало условия для решения  других задач.

Информация о работе Условно- досрочное освобождение от наказания