Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:03, курсовая работа
В условиях административно-плановых методов управления экономикой управление в жилищной сфере, осуществлялось преимущественно одним лицом - социалистическим государством, выступающим в качестве единого собственника. Однако как показала история, такое управление не являлось эффективным, поскольку государство и созданные для этого специальные организации не могли качественно и эффективно управлять имуществом в виде каждого отдельно взятого многоквартирного дома.
Введение
1. Зарубежный опыт управления многоквартирным домом
2. Развитие управления многоквартирным домом
3. Проблемы управления многоквартирным домом
Заключение
Список используемых источников
3) решения вопросов
пользования общим имуществом
в многоквартирном доме;
4) предоставления
коммунальных услуг гражданам, проживающим
в многоквартирном доме.
В современной
юридической литературе определение
управления многоквартирным домом
иногда дается только на основе приведенных
целей. Например, авторами одного из Комментариев
к Жилищному кодексу РФ указывается:
"Часть 1 ст.161 ЖК РФ впервые определяет
управление многоквартирным домом как
деятельность, обеспечивающую благоприятные
и безопасные условия проживания граждан,
надлежащее содержание общего имущества
в многоквартирном доме, решение вопросов
пользования указанным имуществом, а также
предоставление коммунальных услуг всем
гражданам, проживающим в таком доме".
При описании управления
как экономической категории
учеными тоже выделяется ее целенаправленный
характер. "Управление - …сознательное
целенаправленное воздействие со стороны
субъектов, руководящих органов на людей
и экономические объекты, осуществляемое
с целью направить их действия и получить
желаемые результаты".
Таким образом,
приведенные определения
В ЖК РФ и в
ряде научных работ указывается
на целенаправленный характер управления
многоквартирными домами, а также перечислены
способы управления. Статья 161 ЖК РФ закрепляет
четыре цели, на достижение которых должна
быть направлена деятельность управляющего.
В подзаконных
нормативных правовых актах зачастую
предусматриваются основные направления
деятельности по управлению многоквартирным
домом. Пункт 1.8 Правил и норм технической
эксплуатации жилищного фонда, утвержденных
постановлением Госстроя России от 27.09.2003
№ 170, рассматривает управление жилищным
фондом как часть технической эксплуатации
жилищного фонда, которая помимо собственно
управления включает в себя также техническое
обслуживание и ремонт строительных конструкций
и инженерных систем зданий и санитарное
содержание. Витрянский В.В. Пути совершенствования
законодательства о недвижимом имуществе
// Хозяйство и право. - № 6; - 2003.с. 39.Управление
жилищным фондом согласно указанному
постановлению Госстроя России включает
в себя организацию эксплуатации, взаимоотношение
со смежными организациями и поставщиками,
все виды работы с нанимателями и арендаторами.
В экономической
литературе также выделяется круг лиц,
с которыми осуществляется взаимодействие,
- это собственники и пользователи
объекта управления, а также подрядные
организации.
Анализ основных
целей доверительного управления имуществом,
выделяемых В.В. Витрянским, Там же с.
43показал, что ряд направлений
доверительного управления совпадают
с целями управления многоквартирным
домом (обеспечение сохранности имущества,
реализации отдельных правомочий собственника,
исполнения обязательств собственника
перед третьими лицами - подрядными организациями
и др.).
Управление многоквартирным
домом схоже с доверительным
управлением и в том, что управляющему
передаются определенные правомочия собственника.
Так, для достижения всех целей управления
многоквартирным домом управляющий имеет
доступ к общему имуществу многоквартирного
дома (чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию),
может распоряжаться общим имуществом
путем передачи его во временное пользование,
если решение о возможности такой передачи
принято собственниками помещений в многоквартирном
доме.
В юридической
литературе представлены достаточно разнообразные
точки зрения по вопросу правовой
квалификации управления многоквартирными
домами. По мнению ряда авторов, управление
домом является обязанностью собственников
помещений в многоквартирном доме. Другие
авторы полагают, что управление многоквартирным
домом является правом. Третьи отмечают,
что управление - это одновременно право
и обязанность, исполнение обязанностей
посредством реализации прав.
В законе по данному
вопросу нет прямых положений. В
ст.161 ЖК РФ указано, что обязанностью
собственников помещений в
Однако рассмотрение
каждого отдельного способа управления
показало, что при любом способе
управления многоквартирным домом данная
деятельность является обязанностью управляющего
лица (собственников помещений в многоквартирном
доме, ТСЖ, ЖК) перед собственниками помещений
в многоквартирном доме. Даная обязанность
предусмотрена законом и возникает на
основании сложных юридических составов,
включающих проведение общего собрания
собственников помещений в многоквартирном
доме, проведение конкурса по отбору управляющей
организации, создание некоммерческих
организаций, заключение договоров.
Обосновывается
также, что управление многоквартирным
домом не может считаться правом или совокупностью
прав и обязанностей.
С учетом правовой
сущности формулируется понятие
управления многоквартирными домами.
В объективном
смысле управление многоквартирным
домом - это юридический институт,
представляющий собой систему правовых
норм, регулирующих общественные отношения,
складывающиеся в связи с осуществлением
управляющим субъектом целенаправленного
воздействия на поведение собственников
помещений в многоквартирном доме и других
лиц по поводу обслуживания общего имущества
в многоквартирном доме, предоставления
коммунальных услуг.
В субъективном
смысле управление многоквартирным
домом - это гражданско-правовая обязанность
по осуществлению путем совершения
комплекса фактических и
Данные определения
дают представление об управлении многоквартирным
домом и могут быть использованы
в учебно-методической работе.
В результате комплексного
подхода к правовым аспектам различных
способов управления многоквартирным
домом выявим правовую сущность управления
многоквартирным домом, которая проявляется
в двух аспектах:
управление многоквартирным
домом как система норм представляет
собой самостоятельный правовой
институт;
управление многоквартирным
домом в рамках конкретных правоотношений
является обязанностью, предусмотренной
законом и возникающей на основании
сложных юридических составов, включающих
проведение общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме,
организацию конкурса по отбору управляющей
организации, создание некоммерческих
организаций, заключение договоров. Данную
обязанность в зависимости от способа
управления несут собственники помещений
в многоквартирном доме, ТСЖ, ЖК или иной
специализированный потребительский
кооператив перед собственниками помещений
в многоквартирном доме.
Общей чертой возникновения
правоотношений управления многоквартирным
домом является то, что собственники
принимают решение о выборе способа
управления. Для возникновения правоотношений
требуется сложный юридический состав,
выбор способа управления является первым
юридическим фактом в нем. Исключение
составляет проведение органом местного
самоуправления конкурса по отбору управляющей
организации, не требующее принятия собственниками
решения на общем собрании.
Выявлено, что
закон не предусматривает оснований
возникновения правоотношений по управлению
в тех случаях, когда в построенном
многоквартирном доме еще не зарегистрированы
права собственности на помещения.
После сдачи дома в эксплуатацию застройщик
считается выполнившим свои обязательства,
но до регистрации прав участников долевого
строительства и инвесторов на помещения
в многоквартирном доме проходит определенное
время. Единственная в настоящее время
возможность организовать управление
домом на этот период, предусмотренная
федеральным законодательством, - это
создать ТСЖ в строящемся доме в соответствии
со ст.139 ЖК РФ. Однако участники долевого
строительства могут не воспользоваться
данным правом.
На уровне субъектов
Российской Федерации предприняты попытки
восполнить имеющийся пробел. Так, в г.
Москве принято постановление Правительства
Москвы от 17.01.2006 № 9-ПП "Об организации
управления многоквартирными домами в
городе Москве". Однако утвержденные
им правила противоречат ЖК РФ либо приняты
с нарушением компетенции, предоставленной
субъектам Российской Федерации Конституцией
РФ и законодательством.
Можно сделать
вывод о том, что необходимо на
уровне федерального законодательства
установить порядок организации управления
многоквартирным домом в тех случаях,
когда данные вопросы не решены или не
могут быть решены собственниками помещений,
в том числе в отношении вновь построенных
домов. Для этого предлагается следующий
основополагающий принцип организации
управления вновь построенными многоквартирными
домами: если лица, которым будет принадлежать
право собственности на помещения в строящемся
многоквартирном доме, не создали ТСЖ,
как это предусмотрено ст.139 ЖК РФ, то орган
местного самоуправления проводит конкурс
по отбору управляющей организации, которая
приступает к
управлению многоквартирным
домом с момента ввода дома
в эксплуатацию. Комментарий к
Жилищному кодексу Российской Федерации
/ Под ред. М.Ю.Тихомирова. - М.: Изд. Тихомирова
М.Ю. - 2007. - 473 с.
Субъектами правоотношений
по управлению многоквартирными домами
в зависимости от способа управления
являются собственники помещений в
данном доме, ТСЖ, ЖК.
ТСЖ имеет возможность
самостоятельно выбирать управляющую
организацию. Единственно возможным
случаем заключения ТСЖ или ЖК договора
управления многоквартирным домом является
принятие общим собранием собственников
решения о смене способа управления многоквартирным
домом на управление управляющей организацией
с поручением ТСЖ, ЖК заключить договор
управления.
Управление осуществляется
только в отношении общего имущества
собственников помещений в
3.
Проблемы управления
многоквартирным
домом
Управление многоквартирным домом может осуществляться следующими способами:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей
организацией.
Необходимо отметить,
что ЖК РФ в значительной степени
содержит нормы, регулирующие отношения
по управлению многоквартирными домами
посредством непосредственного управления
собственниками помещений, ТСЖ, а также
управляющей организацией.
Правоотношения
ТСЖ как организации, осуществляющей
управление многоквартирными домами разделяются
на два вида: отношения с членами товарищества
и отношения с собственниками помещений,
не являющихся членами ТСЖ.
Существует достаточно
много проблем правового, экономического
и иного характера, возникающих
при создании и деятельности ТСЖ.
Весьма серьезной
проблемой является отсутствие гарантий
прав членов ТСЖ на участие в управлении
товариществом, получение информации
о его деятельности, осуществление контроля.
Большинство авторов отмечают наличие
указанных проблем и значительного количества
судебных споров, которые возникают в
связи с этим.
В связи с
эти необходимо установления дополнительных
гарантий прав членов ТСЖ, перечисляются
вопросы, которые следует урегулировать
на уровне законодательства.
Отношения между
ТСЖ и собственниками помещений,
не являющимися членами ТСЖ, могут основываться
на заключаемом ими договоре о содержании
общего имущества. Заключение указанного
договора обязательно только товариществом
собственников жилья, но не собственниками.
В то же время автор приводит нормы закона,
которые устанавливают права и обязанности
ТСЖ и собственников помещений в связи
с управлением многоквартирным домом,
из чего делается вывод, что при отсутствии
договора товарищество также обязано
осуществлять управление многоквартирным
домом, а собственник - вносить плату за
содержание общего имущества.