Уполномоченный по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Двадцатый век оставил в истории человечества не только свидетельства его безумия – мировые войны, вооруженные конфликты, но и именно в этот век человечество на первые позиции выдвинуло проблему защиты прав и свобод человека, интересов личности. Произошедшие в последние десятилетия изменения в общественно-политической и экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод человека в ранг первоочередной задачи государственной важности

Содержание

Введение……………………………………………………………….………...3
Глава 1. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации……………………………………………….........….5
1.1. Механизм защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………………..……………..………....5
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………….….….10
Глава 2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав граждан………………….…….…………………14
2.1. Правовое положение и направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………..14
2.2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав граждан……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 62.49 Кб (Скачать)

Уполномоченный не ограничен  «парламентским фильтром», т.е. он рассматривает  жалобы, направленные не в парламент, а ему лично, что обеспечивает непосредственный диалог между государством в лице Уполномоченного и гражданами, минуя процедуру прохождения жалобы через парламентариев. Характерной особенностью английского варианта института омбудсмена является то, что граждане не имеют с ним прямого контакта. Он наделен правом рассматривать письменные жалобы граждан, поступившие только через членов палаты общин. Подобный «парламентский фильтр» кроме Великобритании можно также наблюдать и во Франции16

Жалоба должна быть представлена Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушений прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Уполномоченный при получении  жалобы имеет право:

1) принять жалобу к  рассмотрению;

2) передать жалобу государственному  органу, органу местного самоуправления или должностному лиц, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;

3) отказать в принятии жалобы к рассмотрению, причем отказ должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит;

4) объяснить заявителю  средства для защиты своих  прав и свобод. В любом из  указанных случаев Уполномоченный  обязан в десятидневный срок  уведомить заявителя о своем  решении.

Для проведения проверки по жалобе российский омбудсмен наделяется довольно широкими полномочиями:

- беспрепятственно посещать  соответствующие органы (а в 2001 году была внесена поправка  в УИК РФ17,  в соответствии которой Уполномоченный получил доступ без специального пропуска в органы и учреждения исполнения наказания по жалобе заключенных);

- беспрепятственно и безотлагательно  получать информацию или объяснение от соответствующих органов и лиц, которая необходима для рассмотрения жалобы;

- пользуется безотлагательным  правом приема Соответствующими  органами и лицами по вопросам своей деятельности;

- может знакомиться с  решениями (приговорами) по гражданским,  уголовным делам и делам об административных правонарушениях, которые вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами;

- проводить самостоятельно  или совместно с компетентными органами проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также поручать проведение экспертных исследований компетентным государственным учреждениям.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный в праве:

1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе;

2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующих органов или лиц, в решениях или действиях (бездействии) имеются нарушения прав и свобод;

3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда (судьи);

4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5. обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод;

Уполномоченный обязан известить  заявителя о результатах рассмотрения жалобы. Он также направляет государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. Соответствующий орган или должностное лицо, получив такое заключение, обязаны рассмотреть его в течение месяца и сообщить в письменной форме Уполномоченному о принятых мерах.

Уполномоченный может  опубликовать принятое им заключение.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении  прав и свобод граждан, обобщения  итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный может направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, обращаться к субъектам законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Российский Федеральный  конституционный закон не закрепляет полномочий российского омбудсмена, непосредственно направленных на предотвращение нарушений прав человека в сфере исполнительной власти. Речь идет о так называемом предварительном контроле за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, способствующем формированию управленческой этики, основанной на восприятии идеи справедливости и гуманизма, уважении прав и свобод человека и гражданина18.

Статья 21 Закона, предусматривая возможности Уполномоченного по собственной инициативе принимать  соответствующие меры в пределах своей компетенции, имеет в виду уже допущенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В случае грубого или массового  нарушения гарантированных конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный может выступить по этому поводу на очередном заседании Государственной Думы с докладом, т.е. довести до сведения депутатов факты нарушения. Такое установление в Законе по данному полномочию омбудсмена обусловлено необходимостью своевременного  и оперативного реагирования законодательного органа РФ на случаи массового нарушения прав граждан, выявленных и указанных Уполномоченным в докладе, включая принятие незамедлительно соответствующих мер19.  

Кроме того, Уполномоченный может обратиться в Государственною Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно или через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

Уполномоченный также  вправе обратиться в Государственную  думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод граждан, а также непосредственно или через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам  и российскому Уполномоченному, в частности, является ежегодный  доклад парламенту, в котором Уполномоченный анализирует наиболее часто встречающиеся  нарушения прав и свобод граждан, отмечает недостатки в деятельности органов государственной власти, высказывает свои рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения. Ежегодный доклад Уполномоченного – направляющий вектор в деятельности всех органов государственной власти, указывающий на ошибки, нарушения, предлагающий решения, обозначающий пробелы в законодательстве20

В случае необходимости для  привлечения особого внимания к  отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ уполномоченный направляет специальный доклад в Государственную Думу. В специальных докладах обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав и свобод граждан, отражена деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предложен комплекс законодательных, экономических, организационных, восстановительных и иных мер для искоренения этих негативных последствий.

Так, в 2006 году Уполномоченным были сделаны доклады: «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации»; «Права человека и модернизация российского образования»; в 2005 году – «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву».

Все ежегодные доклады  Уполномоченного доводятся до всеобщего  сведения. В этих целях они обязательно  официально опубликовываются в «Российской  газете», специальные доклады опубликовываются в «Российской газете» и в других изданиях по решению Уполномоченного.

Конструктивное сотрудничество в области мониторинга законодательства Российской Федерации и практики его применения сложилось между Уполномоченным и Советом Федерации Федерального Собрания. В октябре 2005 года Уполномоченный направил замечания и предложения к ежегодному докладу Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», в котором нашли отражение актуальные проблемы законодательного регулирования прав человека и их судебной защиты21

«Как показывает практика, в то время как интересы государства  представлены в законотворческом процессе органами исполнительной власти, являющимися основными разработчиками законопроектов, права и интересы личности и общества в этом процессе зачастую не представлены никем. В полнее очевидно, что защита прав и свобод человека должна обеспечиваться еще на стадии разработки законопроектов. В связи с этим Уполномоченный обратился в Правительство РФ с предложением о своем участии в проведении экспертно-правовой оценки законопроектов в части соблюдения прав человека перед решением вопроса о внесении их в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. К сожалению, Министерство юстиции РФ, рассмотрев обращение Уполномоченного, не посчитало целесообразным его участие в экспертизе проектов федеральных законов на предмет их соответствия общепризнанным международным нормам и стандартам в области прав и свобод человека»22.      

Также ограничена возможность  Уполномоченного обращаться в Конституционный Суд РФ. Он может обращаться в Конституционный Суд исключительно с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан, т.е. имеет в этой сфере ровно столько же прав, сколько и любой гражданин Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение отметим следующее. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в России.  Несмотря на то, что данный правозащитный институт является для России новым и действует лишь на протяжении нескольких лет, он уже занял важное место в системе защиты прав и свобод. Это обусловлено тем, что новый правозащитный институт не противостоит государственным органам, а конструктивно сотрудничает с ними, способствует деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами государственными служащими.

Федеральный конституционный  закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п. 1 ст. 2 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).

Российский омбудсмен  назначается парламентом - Государственной  Думой. Смещение с должности происходит по решению Государственной Думы. Поскольку Уполномоченный назначается и отстраняется то, можно сделать вывод, что он в определенной мере зависит от воли этого органа. Более того, Уполномоченный по правам человека назначается из числа депутатов Государственной Думы, что еще более привязывает его к этому государственному органу.

Ограниченный статус российского  омбудсмена накладывает отпечаток  и на сферу распространения его  деятельности. Статья 15 Закона предусматривает, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, но при этом он не принимает жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Данное положение полностью противоречит самой идее института – восстановление прав, нарушенных государственными органами и служащими.   

Первые итоги работы института  Уполномоченного свидетельствуют, что защита прав граждан меньше всего  нуждается в шумных показательных  акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов - профессионалов, необходим принципиальный контроль за выполнением принятых решений. Права граждан удается восстановить примерно по каждой шестой принятой к производству жалобе. Это коснулось в основном вопросов трудовых правоотношений, предоставления на законных основаниях жилья, социальных льгот и пособий, а также пересмотра отдельных судебных решений, защиты человека в уголовной и уголовно-исполнительной сферах.

Жалобы и обращения  рассматриваются либо непосредственно  Уполномоченным, сотрудниками его рабочего аппарата, либо, по представлению Уполномоченного, соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

По результатам анализа  информации о типичных нарушениях прав человека и гражданина в России, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченным готовятся соответствующие документы. Они направляются должностным лицам, государственным органам и органам местного самоуправления. Обращения, заключения и ходатайства Уполномоченного в защиту прав и свобод граждан направляются Президенту Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к министрам юстиции и внутренних дел Российской Федерации, в Генеральную прокуратуру, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации, к руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека