Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа
Однако очевидно, что вся эта система в настоящий момент не работает: у правозащитных организаций слишком мало правовых возможностей, а правоохранительные органы являются скорее "правоохранительными". В силу сказанного очевидна необходимость поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ……………….…….5
2. История становления института Уполномоченного по правам человека в России………………………………………………………………………..……7
3. Законодательное регулирование института омбудсмена в РФ…………..…9
4. Направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ………………………………………………….……..11
5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации ………..16
5.1 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в настоящее время…………………………………………………….…………..18
6. Порядок рассмотрения жалоб………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………..…….....20
7. Список литературы…………………………………………….…………….21
Подготовка ежегодных докладов
о деятельности, а также специальных
докладов доведение их до
В 1998-2000гг. Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации были направлены также четыре специальных доклада Уполномоченного, посвященных тем сферам нашей действительности, где систематически нарушаются права человека:
- О нарушениях прав граждан,
страдающих психическими
-О нарушении уставных правил
взаимоотношений между
- О конституционном праве на
свободу передвижения, свободный
выбор места пребывания и
- О нарушениях прав граждан
сотрудниками Министерства
Уполномоченный по правам человека в Российской федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.
Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
У граждан есть также
Важной формой работы, позволяющей получить "из первых рук" представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы "выездных приемных" в тех субъектах Российской Федерации, откуда поступает наибольшее количество жалоб. В 2000 году Уполномоченный лично посетил многие регионы Российской Федерации, в том числе Чеченскую Республику и другие районы Северного Кавказа, непосредственно примыкающие к зоне вооруженных столкновений в Чечне, отдаленные северные территории, включая Чукотский автономный округ.
С начала деятельности
Около 5 тыс. россиян обратились непосредственно в группу приема заявителей в г. Москве.
Во время выездов в субъекты Российской Федерации Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата были проведены беседы с более чем 2500 гражданами, принято 1200 заявления.
Уполномоченному поступает
Жалобы и обращения граждан
свидетельствуют о том, что
ситуация с правами человека
остается в России крайне
Жалобы и обращения рассматриваются либо непосредственно Уполномоченным, сотрудниками его рабочего аппарата, либо, по представлению Уполномоченного, соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. Удалось добиться восстановления нарушенных прав примерно одного из шести обратившихся. Достичь этого было бы невозможно без заинтересованной помощи со стороны Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры и суда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций.
Те заявления, по которым не
удается сразу добиться
Первые итоги работы института
Уполномоченного
По инициативе Уполномоченного
по правам человека в
-восстановлены права более 1,5
млн. военнослужащих на
-восстановлены права более 20 тыс. прапорщиков (мичманов) запаса на выплату ежегодной компенсации на санаторно-курортное лечение;
-восстановлены права более
- более 1 млн. пенсионеров-"северян", пенсии которых исчисляются с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). На основании заявления Уполномоченного о нарушениях законодательства Российской Федерации о социальной защите ветеранов, инвалидов, пенсионеров и других граждан, Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2000 года № 1762 с 1 ноября 2000 года им увеличены ежемесячные размеры пенсий на 100-200 рублей;
- более 100 тыс. участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания получили право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны Федеральным законом "О ветеранах". Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании обращения Уполномоченного 13 ноября 2000 года направил разъяснения органам социальной защиты субъектов Российской Федерации о распространении этих льгот на всех участников войны, ставших впоследствии инвалидами.
По результатам анализа
В министерства и ведомства, к чьей компетенции отнесены вопросы защиты прав граждан, направляется аналитическая информация о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, о конкретных случаях массового и грубого нарушения прав граждан, а также свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к проблеме обеспечения прав и свобод, совершенствования законодательства и административных процедур.
В рабочем аппарате
Значительное место в
Уполномоченный оказывает консультационную
помощь гражданам, желающим реализовать
свое конституционное право обратиться
в международные органы по правам человека
(Европейский Суд, Комитет ООН по правам
человека и другие).
5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в настоящее время.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "д" статьи 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные. Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
На должность
Уполномоченного назначается
Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации