Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:48, реферат
Одним из главных условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, является труд. Право человека на труд является одним из жизненно важных прав, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Именно в целях обеспечения достойной жизни людей государство должно принимать экономические, организационные, технические, правовые и другие меры, направленные на обеспечение эффективной защиты прав человека трудоспособного возраста в случае его болезни, травмы на рабочем месте.
В ходе исследования обнаружились существенные недостатки правового регулирования правоотношений в области охраны труда, в связи с чем предлагается внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство:
Внести дополнения в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с целью закрепления работодателя - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем как объекта прокурорского надзора.
• Разработать и принять федеральный закон, который будет являться альтернативой отмененному Закону об основах охраны труда в Российской Федерации.
• Внести изменения и дополнения в ст. 209 ТК РФ, пересмотрев тем самым термин «охрана труда» с учетом международных стандартов.
• Внести дополнения в ст. 278 ТК РФ, дополнив ее еще одним третьим основанием прекращения трудового договора в случаях неоднократного нарушения руководителем организации (филиала), представительства обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
• Внести изменения и дополнения в ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, увеличив размер административного штрафа за нарушение законодательства о труде и об охране труда, указав, что размер штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составляет от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
• Дополнить ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании». После слов «рекомендательного характера» словами: «кроме нормативных актов, содержащих государственные нормы и требования по охране и безопасности труда».
Конкретные выводы и положения научного и прикладного характера, сформулированные по результатам комплексного актуального диссертационного исследования, можно рассматривать как определенный значимый вклад в общую теорию прокурорского надзора. Сформулированные в работе теоретические положения могут также иметь практическое значение в работе по дальнейшему совершенствованию организации прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда, повышению его действенности и результативности, а также способствовать научному развитию смежных сфер надзорной деятельности.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в целях совершенствования действующего законодательства, при осуществлении ведомственного нормотворчества, при подготовке научно-методических и практических пособий для прокуроров, в практической деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о соблюдении прав граждан на безопасные условия труда, а также в учебном процессе в институтах (филиалах) Академии Генеральной прокуратуры РФ при подготовке по специальности «Юриспруденция» и при повышении квалификации прокурорских кадров.
В общем плане предмет прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда определен как законность действий и правовых актов всех государственных и общественных органов и должностных лиц, а также субъектов хозяйственной и иной деятельности, на которых распространяется надзорная компетенция прокуроров.
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» приведен исчерпывающий перечень объектов прокурорского надзора.
Опираясь на вышесказанное, представляется логичным определить в качестве объекта прокурорского надзора за соблюдением прав гражданина на безопасные условия труда совокупность органов власти и субъектов хозяйственной иной деятельности, на которые распространяется компетенция прокуратуры, и деятельность которых связана с исполнением законов в сфере, соблюдения прав граждан на безопасные условия труда или способствовать этому.
Также можно отметить, что Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не рассматривает физическое лицо как объект прокурорского надзора. Физическое лицо рассматривается лишь в таковом качестве как должностное лицо и руководитель коммерческой и некоммерческой организации. В литературе высказана точка зрения о возможности выделения индивидуальных предпринимателей в качестве объекта прокурорского надзора, рассмотрении их в данном случае как организации, а не как граждан.
Пределы прокурорского надзора как правовая категория определяет границы должного, возможного и запрещенного при выборе прокурором объектов предстоящей проверки, применений полномочий и средств прокурорского реагирования на выявленные факты нарушения закона. Рассматривая пределы прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда автор придерживается мнения о рассмотрении понятия пределов прокурорского надзора с учетом следующих критериев:
во-первых, круга актов, надзор за исполнением которых должен осуществлять прокурор;
во-вторых, круга объектов, надзор за законностью деятельности которых призван осуществлять прокурор;
в-третьих, полномочий прокурора.
Цели прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда можно определить, как цели прокурорского надзора вообще, реализуемые в рамках отрасли трудового права, а именно в области охраны труда, определяемые через состояние законности в данной области. Можно выделить две основные цели:
-обеспечение надзорными средствами охраны прав и законных интересов граждан на безопасные условия труда от противоправных посягательств, в том числе связанных с изданием незаконных правовых актов поднадзорными объектами;
-защита нарушенных прав граждан на безопасные условия труда.
Характер прокурорского надзора определяется его задачами, назначением прокуратуры как органа, следящего за законностью и стремящегося к утверждению единообразного и точного исполнения законов всеми органами, организациями, должностными лицами на всей территории страны.
Направление прокурорского надзора можно определить как отдельный участок надзорной деятельности в рамках одной подотрасли, выделение которого обусловлено необходимостью решения специальных задач в сфере однородных общественных отношений. В общем надзоре как комплексной, многосоставной отрасли прокурорского надзора выделяются пять самостоятельных подотраслей, в каждой из которых наличествуют направления прокурорского надзора.
Таким образом, в результате научного исследования автор приходит к выводу, что прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда является одним из направлений подотрасли общего надзора, а именно прокурорского надзора за соблюдением прав и исполнением законов о социальных правах граждан. Цель данного направления надзора - поддержание правопорядка в области соблюдения прав граждан на безопасные условия труда, а задача — своевременное выявление нарушений законов в области соблюдения прав граждан на безопасные условия труда.
Кроме того, проведенный в данном разделе анализ показал, что предмет и обусловленные предметом цели, задачи и основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда являются взаимосвязанными категориями.
В следующем (третьем) параграфе «Исполнение законодательства о правах граждан на безопасные условия труда и классификация нарушений законодательства в данной сфере» исследуется состояние законности в сфере охраны труда. Следует отметить, что среди чрезвычайно важных проблем, имеющих значение для формирования цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности, является защита установленного Конституцией РФ права на безопасный труд.
Проведенный анализ надзорной практики свидетельствует о том, что к нарушению конституционного права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, как правило, приводит невыполнение работодателями закрепленных в законодательстве требований по проведению социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий. Основными причинами нарушения законодательства об обеспечении прав граждан на безопасные условия труда является также безответственное отношение работодателей к обеспечению этих условий, их явное нежелание в погоне за прибылью направлять средства на модернизацию производства, обновление основных производственных фондов (их износ в ряде случаев составляет до 70%).
Негативно сказывается на состоянии законности в области соблюдения прав граждан на безопасные условия труда и недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки многих руководителей по вопросам охраны труда, неудовлетворительная трудовая и производственная дисциплина.
Работа по прокурорскому надзору за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда должна основываться на детально продуманной долговременной стратегии деятельности прокуратуры, так как ее организация призвана обеспечить всесторонний учет и использование результатов работы на других направлениях деятельности органов прокуратуры. Организация работы прокурора должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокуратуры находились наиболее актуальные вопросы обеспечения законности. В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» отмечается, что действия прокурора должны быть конкретными и систематическими.
В тесной связи с тактикой прокурорского надзора находится его методика. В то же время следует иметь в виду, что определение тактики имеет вполне самостоятельный характер, если методика показывает, что надо сделать прокурору, то тактика — как это надо делать.
Прежде всего, при выборе правового средства реагирования надлежит исходить из характера выявленных нарушений законов, степени распространенности и путей реального их устранения. В организационном плане прокурору важно сделать правильную правовую оценку итогов проверки. По результатам проверки прокурор принимает меры реагирования, направленные на: пресечение, предупреждение и устранение выявленных нарушений законов; восстановление нарушенных прав работников; привлечение виновных должностных лиц к ответственности, установленной законом (уголовной, административной, материальной). Меры прокурорского реагирования осуществляются в определенных правовых формах, закрепленных в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.ст. 22-28).
Однако хотелось бы сказать, что прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда нуждается в совершенствовании, повышении эффективности. Этого необходимо добиваться в основном путем устранения недостатков и упущений в работе на всех стадиях надзорного процесса (организации работы, выявления нарушений законов, устранения этих нарушений), а также путем совершенствования законодательства как регулирующего организацию и деятельность прокуратуры, так и отношения в области охраны труда, совершенствования методического обеспечения органов прокуратуры, совершенствования профессионального мастерства прокурорских работников, совершенствования научного обеспечения.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе