Участие прокурора в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

Одним из главных условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, является труд. Право человека на труд является одним из жизненно важных прав, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Именно в целях обеспечения достойной жизни людей государство должно принимать экономические, организационные, технические, правовые и другие меры, направленные на обеспечение эффективной защиты прав человека трудоспособного возраста в случае его болезни, травмы на рабочем месте.

Работа содержит 1 файл

Актуальность темы исследования.doc

— 73.50 Кб (Скачать)


Актуальность темы исследования. Одним из главных условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, является труд. Право человека на труд является одним из жизненно важных прав, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Именно в целях обеспечения достойной жизни людей государство должно принимать экономические, организационные, технические, правовые и другие меры, направленные на обеспечение эффективной защиты прав человека трудоспособного возраста в случае его болезни, травмы на рабочем месте.

Согласно Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и защиту здоровья (ст.7), где каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п.3 ст.37). Конституция РФ провозглашает также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).

Социальная направленность политики государства в достаточной степени определяется международными принципами и нормами.

Общее состояние дел в сфере охраны труда пока нельзя считать удовлетворительным. В докладе Федеральной инспекции труда о результатах работы в 2007 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отмечается, что в организациях частной собственности к концу 2007 года по сравнению с 2002 годом удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям составил,

-например, в обрабатывающих производствах - 23,7% (в 2004 году - 21,2%, в 2002 году - 20,9 % работников), в строительстве - 13, 3 % (в 2004 году -10, 3 %, в 2002 году - 10, 3 % работников), на транспорте и в связи - 19, 2 % (в 2004 году - 14, 2 %). Материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что количество выявленных нарушений законодательства об охране труда ежегодно значительно возрастает. Согласно статистическим данным за период с 1997 по 2007 год их общее число увеличилось с 11571 до 113050, то есть возросло почти в 10 раз. Повсеместно в регионах России на предприятиях и в организациях всех организационно-правовых форм прокурорами и другими государственными органами контроля выявляются многочисленные факты несоблюдения установленных законом требований об охране труда и грубейших нарушений правил по технике безопасности.

В результате такого неудовлетворительного состояния в сфере охраны труда на предприятиях и в организациях сохраняется высокий уровень производственного травматизма. Ежегодно около 100 тысяч работников получают производственные травмы и зачастую становятся инвалидами, а около 5 тысяч погибают, в том числе нередко гибнут женщины и несовершеннолетние.

Существенное изменение трудового законодательства, значительный рост правонарушений в данной сфере, процесс реформирования органов контроля и надзора в области охраны труда и отсутствие достаточной научной базы по проблемным вопросам прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Настоящая  работа - первое самостоятельное исследование, посвященное комплексному изучению актуальных проблем прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда с учетом состояния и тенденций развития законодательства в этой сфере и проводящихся реформ системы органов контроля, в которой автор предпринял попытку:

 

1. рассмотреть наиболее актуальные проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда в современных условиях;

 

2. проанализировать состояние законности и систематизировать типичные правонарушения в надзорной сфере отношений;

 

3. дать научное обоснование и сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенствование прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда и законодательства об охране труда.

На основании комплексного исследования состояния законности в сфере соблюдения прав граждан на безопасные условия труда, с учетом анализа причин нарушений и их негативного влияния на законность, выработать пути и конкретные способы совершенствования прокурорского надзора и законодательства о правах граждан на безопасные условия труда.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

 

1. установить специфику, определить понятие и сущность предмета, пределов, объектов и субъектов прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда;

 

2. выявить и обозначить проблемные вопросы, связанные с организацией работы прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда;

 

3. с учетом и на основе практики прокурорского надзора в сфере охраны труда,' анализа и систематизации типичных нарушений законодательства о соблюдении прав граждан на безопасные условия труда, причин и условий, способствующих им, разработать комплекс основных методических положений и предложить научно-обоснованную тактику прокурорского надзора в рассматриваемой сфере;

 

4. проанализировать и оценить степень эффективности правовых средств реагирования, используемых органами прокуратуры по устранению и предупреждению нарушений прав граждан на безопасные условия труда;

 

5. сформулировать предложения по совершенствованию деятельности прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о правах граждан на безопасные условия труда, способствующие повышению его эффективности;

 

6. изучить и определить на основе действующего законодательства систему и структуру органов контроля и надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда, проанализировать состояние законности в их деятельности;

 

7. конкретизировать цели, основные задачи и ключевые направления деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере;

 

8. проанализировать законодательство, регулирующее правоотношения в области соблюдения прав граждан на безопасные условия труда. Проследить тенденции его развития, выявить недостатки и обозначить меры по их преодолению;

 

9. внести предложения по совершенствованию законодательства о соблюдении прав граждан на безопасные условия труда.

 

Объектом исследования данной работы является комплекс правоотношений, возникающих при реализации полномочий прокурора в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда.

Предметом исследования является деятельность прокурора по надзору за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда, с учетом современного состояния и тенденций дальнейшего совершенствования законодательства в исследуемой сфере правоотношений, регулирующего деятельность органов прокуратуры, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны труда работников, выявление нерешенных проблем в практике осуществления прокурорского надзора в исследуемой сфере.

При проведении исследования по основным положениям работы, постановке задач, определении целей и решении круга поставленных проблемных вопросов использовался комплекс разноплановых научных приемов и средств теоретического освещения фактического материала. Исследование произведено на основе общенаучного диалектического метода познания и вытекающих из него научных методов: системно-структурного анализа, логического, исторического, сравнительно-правового, специально-юридического, статистического, конкретно-социологического, метода правового моделирования.

Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации.

Проведено анкетирование прокурорских работников 40 субъектов Российской Федерации, которые проходили обучение на факультете повышения квалификации Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, по вопросам, отнесенным к исследуемой проблеме, что послужило обоснованием ряда проблемных вопросов, обозначенных в диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первым после внесения дополнений и изменений в трудовое законодательство и в структуру контролирующих и надзирающих органов власти, а также является комплексным исследованием монографического характера, в котором на основе целостного научно-практического подхода представлено многоплановое решение возникших в современных условиях актуальных проблемных вопросов. Даны определения сущности предмета, объекта и пределов прокурорского надзора, правового и организационно-методического обеспечения работы прокурора по надзору за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда, восполнения пробелов правового регулирования сферы, затрагивающей права и интересы миллионов граждан.

Юридическому анализу подвергнуты отдельные проблемы привлечения к юридической ответственности за нарушения законодательства о соблюдении прав граждан на безопасные условия труда, а по его результатам выдвинуты и обоснованы предложения, требующие решения, в том числе на законодательном уровне.

Значительное место в исследовании отведено установлению средств повышения эффективности организации и осуществления прокурорского надзора. С этой целью разработан алгоритм организации работы прокурора, подробно изучена многоуровневая система информационно-аналитического обеспечения деятельности прокуратуры. Особое внимание уделено детальной проработке отдельных форм взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными структурами, координации их совместных усилий. В работе раскрыта правоприменительная практика, дается анализ состояния законности, систематизированы и изучены наиболее типичные нарушения законодательства, установлены упущения в работе прокуроров, что позволило выработать и сформулировать специфические особенности методики прокурорской надзорной деятельности, высказать критические замечания по ее тактике. Разработаны частные методические рекомендации по основным направлениям осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда.

 

По результатам исследования следующие выводы и положения выносятся на защиту:

1) Сформулировано определение прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда как самостоятельного, одного из наиболее актуальных и приоритетных направлений деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации.

2) Определена содержательная сущность и специфика предмета прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда:

 

надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов об охране труда, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами,

 

государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур;

 

надзор за соответствием Конституции Российской Федерации, федеральным законам правовых актов об охране труда, издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур в процессе реализации своих функциональных полномочий в трудовой сфере и непосредственно в поднадзорных прокуратуре объектах;

 

надзор за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур.

В обобщенном плане предмет прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда определен как законность правовых актов и действий всех государственных и общественных органов и должностных лиц, а также субъектов хозяйственной и иной деятельности, на которых распространяется надзорная компетенция прокуроров.

При этом подразумевается законность действий и актов по соблюдению конституционных норм и положений законов, закрепляющих и регулирующих права граждан на безопасные условия труда, определяющих порядок их реализации и защиты, а равно и само их неукоснительное соблюдение.

Рассмотрены и определены основные критерии пределов прокурорского надзора за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда; обозначен и указан перечень объектов с учетом современных реалий, вытекающих из требований Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Системно сгруппированы наиболее типичные и распространенные нарушения в области соблюдения прав граждан на безопасные условия труда, а также недостатки в организации прокурорского надзора на данном направлении, и на этой основе предложены оптимальные, отвечающие практическим потребностям рекомендации по совершенствованию организации работы прокуроров и повышению эффективности надзорных мероприятий.

Разработаны и предложены пути качественного улучшения информационно-аналитического обеспечения и правильного выбора объекта проверки, даны определения вида проверок в зависимости от цели и характера информации о правонарушениях.

Разработаны и предложены наиболее оптимальные методы выявления, устранения и предупреждения нарушений прав граждан на безопасные условия труда.

Сформирован системный научно-прикладной комплекс специализированных методических и тактических способов и приемов по повышению эффективности и результативности надзорных мероприятий прокуратуры, в том числе обосновано предложение организационного плана о том, что прокурорские проверки по соблюдению прав граждан на безопасные условия труда следует проводить, как правило, с привлечением специалистов в данной области как на плановой основе, так и по конкретным сигналам, совместно с государственной инспекцией труда и иными надзорно-контролирующими органами.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе