Участие граждан в управлении делами государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие и содержание права граждан на участие в управлении делами государства.
3.Основы направления реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
I.Участие в принятии государственных решений на референдуме.
II.Участие в формировании органов государственной власти.
III.Право на занятие государственной должности и государственную службу.
IV.Право участвовать в отправлении правосудия.
4.Заключение.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

Общественные объединения  создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные  их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

Взаимоотношения государства  и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства  в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство  обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений  и гарантирует условия для  выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство  оказывает материальную и финансовую поддержку.4

Закрепленные за общественным объединением права обеспечивают широкие  возможности для осуществления  его уставных задач. Оно, в частности, вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить  собрания, митинги, демонстрации, шествия  и пикетирование, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

Общественные объединения  вправе участвовать в выработке  решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Наиболее значимой формой влияния общественных объединений  на процессы общественного развития является их участие в избирательных  кампаниях. Этим правом обладают политические общественные объединения при наличии  условий их государственной регистрации  не позднее чем за один год до дня голосования и указания в  их уставах о формах их участия  в выборах.

Особое место в системе  общественных объединений, как и  вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они создаются  в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непосредственно в  решение государственных проблем.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией  гражданами РФ права на объединение  в политические партии, особенностями  создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации последних, регулируются Федеральным законом "О политических партиях" (2001 г.) <*>. Право на объединение  включает в себя: право создавать  на добровольной основе политические партии, вступать или воздерживаться от вступления в них, участвовать  в их деятельности, а также право  беспрепятственно выходить из партий.

Политическая  партия должна отвечать следующим требованиям:

- иметь региональные отделения  более чем в половине субъектов  РФ, при этом в одном субъекте  может быть создано только  одно отделение данной партии;

- насчитывать в своем  составе не менее 10 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ региональные отделения должны иметь не менее 100 членов партии. В остальных региональных отделениях число членов должно быть не менее 50. При этом член партии может состоять только в одном региональном отделении;

- все органы партии, ее  региональные отделения и иные  структурные подразделения должны  находиться на территории РФ.

Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем  наименовании слово "партия".

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и  программе.

Политические партии создаются  свободно, без разрешений органов  государственной власти и должностных  лиц. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной  принадлежностям.

Политическая партия и  ее региональные отделения подлежат государственной регистрации, порядок  которой определен в Законе. В  последнем также установлены  требования, соблюдение которых необходимо при преобразовании в политическую партию общероссийской общественной организации  или общероссийского общественного  движения.

Государство оказывает на равных основаниях поддержку политических партий, в том числе финансовую. Государственное финансирование партий осуществляется по итогам участия их в выборах, по нормативам, предусмотренным  в Законе.

Политические партии являются по закону единственным видом общественного  объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и  на иные выборные должности в органах  государственной власти <*>. Эта  норма вступит в силу через 2 года после опубликования Закона. Регистрирующие органы осуществляют контроль за соблюдением  партиями законодательства РФ, за соответствием  их деятельности целям и задачам, определенных в их уставах.

 

Право на занятие  государственной должности и  государственную службу.

 

Впервые на конституционном  уровне закреплено право российских граждан на равный доступ к государственной  службе. Это положение полностью  соответствует п. "с" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин  должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность "допускаться в своей стране на общих условиях равенства к  государственной службе". Необходимые  правила в связи с этим должны быть установлены законодательно.

Основополагающими актами в  данной сфере являются ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной  службы Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 22. ст. 2063) и ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской  службе" (СЗ РФ. 2004. N 31. ст. 3215). ФЗ от 27 мая 2003 г. определяет в соответствии с Конституцией правовые и организационные  основы системы государственной  службы, в том числе системы  управления ею. Государственная служба - это профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению  исполнения полномочий Российской Федерации  и ее субъектов, федеральных государственных  органов и государственных органов  субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ФЗ N 58-ФЗ, система государственной  службы включает в себя такие ее виды, как государственная гражданская  служба, военная и правоохранительная службы. Государственная гражданская  служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную и субъектов Федерации.

Отношения, связанные с  поступлением на государственную гражданскую  службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового  положения гражданских служащих, регламентируются ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Он гарантирует в соответствии с  Конституцией равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (п. 3 ст. 4).

Право поступления на гражданскую  службу имеют граждане РФ, достигшие  возраста 18 лет, владеющие государственным  языком и соответствующие квалификационным требованием, установленным ФЗ. Реализация этого права зависит, таким образом, не от указанных выше обстоятельств, а от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения  права на равный доступ к гражданской  службе ФЗ предусматривает поступление  на гражданскую службу и замещение  должности гражданской службы по конкурсу.

ФЗ от 27 июля 2004 г. устанавливает  и ограничения доступа гражданина к гражданской службе в случае: признания его решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; осуждения  его по приговору суда к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей по должности государственной  службы, а также в случае наличия  не снятой или не погашенной судимости; отказа от прохождения процедуры  оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или  иную охраняемую федеральным законом  тайну, если исполнение должностных  обязанностей связано с использованием таких сведений; наличия подтвержденного  заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего поступлению  на гражданскую службу или ее прохождению; близкого родства или свойства с  гражданским служащим, если замещение  должности гражданской службы связано  с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства  РФ или приобретения гражданства  другого государства; наличие гражданства  другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных настоящим ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 16).

ФЗ N 79-ФЗ, кроме того, определяет принципы гражданской службы, основные права, обязанности и требования к служебному поведению гражданских  служащих, условия и порядок поступления  на гражданскую службу, заключения служебного контракта, прохождения  гражданской службы, оплаты труда, государственные  гарантии на гражданской службе и  др.

Если правовое регулирование  и организация федеральной гражданской  службы находятся в ведении Федерации, то правовое регулирование государственной  гражданской службы субъекта Федерации  находится в совместном ведении  Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта Федерации.

Рассматривая положения  Бюджетного кодекса, согласно которым  размеры оплаты труда государственных  гражданских служащих дотационных  субъектов Федерации не могут  превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих  категорий федеральных государственных  служащих, и учитывая отсутствие федерального акта о соотношении должностей федеральной  и субъектов Федерации гражданской  службы, Конституционный Суд в  Определении от 13 июня 2006 г. N 194-О (ВКС  РФ. 2006. N 5) указал, что, применяя названные  положения Бюджетного кодекса, дотационные  субъекты Федерации не лишены возможности, руководствуясь вытекающими из федеральных  законов нормативными критериями структуризации должностей гражданской службы РФ и  положенными в их основу объективными критериями, в частности квалификации, профессионального уровня, продолжительности  гражданской службы и т.д., а также  объемами и содержанием связанных  с осуществлением конкретной должностной  функции задач, самостоятельно определить надлежащее соотношение должностей федеральных и субъекта Федерации гражданских служащих, в том числе при отсутствии на федеральном уровне специального правового регулирования такого соотношения.

Особенности прохождения  иных видов государственной службы - военной, правоохранительной (например, в прокуратуре, милиции)- устанавливаются соответствующими законами.

В отличие от государственных  гражданских служащих, лица, осуществляющие службу на не являющихся выборными  должностях в органах местного самоуправления, относятся к муниципальным служащим. Основы их правового положения устанавливаются  ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2007. N 10. ст. 1152), а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов  Федерации и уставами муниципальных  образований.

Конституция Российской Федерации (ст.32) закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей; в ней предусматриваются  различные формы этого участия. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы  в механизме реализации этого  права.

Проблема доступа граждан  к государственным органам является чрезвычайно актуальной и практически  значимой. Социальные и экономические  преобразования немыслимы без участия  граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при  принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин - государство.

Многие вопросы нашли  свое отражение в действующем  российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право  соотноситься с любыми органами государственной  власти, и не только в случаях  ущемления их законных прав и интересов.5

 

Право участвовать  в отправлении правосудия.

Участие граждан в отправлении  правосудия, предусмотренное в ч. 5 рассматриваемой статьи, является одним из демократических принципов  организации и деятельности судебной власти. Это право реализуется  в различных формах. Традиционным прежде являлось рассмотрение уголовных  и гражданских дел в суде первой инстанции с участием двух народных заседателей. Они имели равные права  с профессиональным судьей, составляли с ним единую коллегию и совместно  решали все вопросы дела вплоть до определения санкций.

В результате проводимой в  последние годы судебной реформы  восстанавливается институт присяжных  заседателей, существовавший в России еще в XIX в. Своеобразие этой формы  участия граждан в осуществлении  судебной власти, ее отличие от института  народных заседателей заключается  в том, что присяжные образуют отдельную коллегию из 12 человек, которые  в итоге судебного разбирательства  должны самостоятельно вынести вердикт: виновен подсудимый или нет. Меру же наказания определяет профессиональный судья (см. ст. 20, 47, 123).

Действует также институт арбитражных заседателей, чей статус регламентируется арбитражным процессуальным законодательством, ФЗ от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных  судов субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 23. ст. 2288).

В последние годы возник институт мировых судей как наиболее близкая к населению судебная инстанция, рассматривающая уголовные  дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, а  также определенные категории дел, вытекающих из семейно-правовых, имущественных, трудовых, земельных отношений, об административных правонарушениях. Статус мировых судей  определяется ФКЗ "О судебной системе  Российской Федерации" и принятым на его основе ФЗ от 17 декабря 1998 г. "О  мировых судьях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 51. ст. 6270), с изм. и доп. другими федеральными законами, а порядок их назначения (избрания) и деятельности устанавливается также законами субъектов Федерации.

Информация о работе Участие граждан в управлении делами государства