Участие граждан в управлении делами государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие и содержание права граждан на участие в управлении делами государства.
3.Основы направления реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
I.Участие в принятии государственных решений на референдуме.
II.Участие в формировании органов государственной власти.
III.Право на занятие государственной должности и государственную службу.
IV.Право участвовать в отправлении правосудия.
4.Заключение.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение.

2.Понятие и содержание права граждан на участие в управлении делами государства.

3.Основы направления реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

  1. Участие в принятии государственных решений на референдуме.
  2. Участие в формировании органов государственной власти.
  3. Право на занятие государственной должности  и государственную службу.
  4. Право участвовать в отправлении правосудия.

4.Заключение.

 

 

Введение

Российская Федерация  осуществляет свою деятельность посредством  государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

А конкретно устанавливаются  право граждан на участие в  проведении референдумов и свободных  выборов и право быть избранным  в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь  доступ к государственной службе  и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане, ассоциированные  как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

 

Понятие и содержание права граждан на участие в  управлении делами государства

 

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и  свободы является право участвовать  в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе  государственной, участвовать в  управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось  в Конституции. Предусматривалась  и достаточно широкая система  форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому  гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).1

Впервые право граждан  участвовать в управлении государственными, как и общественными, делами было сформулировано в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 46) вслед за Конституцией СССР 1977 г. Его провозглашение в условиях все еще сохранявшейся монополии  на власть партийно-государственной  элиты, административно-приказной системы  номенклатурного управления превращало это право во многом в декларацию.

Последующие демократические  преобразования в обществе, признание  и возникновение политического  многообразия, стремление к формированию многопартийности создали благоприятные  условия для наполнения данного  права реальным содержанием. В отличие  от предшествующих конституционных  установлений комментируемая статья не упоминает об участии граждан  в управлении также общественными  делами. Право на это вытекает из ст. 30. Участию граждан в местном  самоуправлении как институте самоорганизации  населения, не входящем в систему  государственной власти, посвящены  статьи 12, 130-133 Конституции.

Право граждан участвовать  в управлении делами государства  неразрывно связано с принципом  народовластия - одной из основ конституционного строя (см. комм. к ст. 3). Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического права является целый ряд других прав, изложенных в рассматриваемой статье.2

Конституция Российской Федерации (ст.32) закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей; в ней предусматриваются  различные формы этого участия. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы  в механизме реализации этого  права.

Проблема доступа граждан  к государственным органам является чрезвычайно актуальной и практически  значимой. Социальные и экономические  преобразования немыслимы без участия  граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при  принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин - государство.

Многие вопросы нашли  свое отражение в действующем  российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право  соотноситься с любыми органами государственной  власти, и не только в случаях  ущемления их законных прав и интересов.

 

 

 

 

Основы направления  реализации права граждан на участие  в управлении делами государства

1.Участие в принятии государственных решений на референдуме.

Референдум  Российской Федерации - голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим, наиболее важным вопросам государственного значения. Конституционное право на участие в референдуме включает также право граждан, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории, участвовать в референдуме субъекта Федерации и местном референдуме.

В соответствии с  Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", принятым в 1995 г., помимо Конституционного Собрания (в случае, предусмотренном  ч. 3 ст. 135 Конституции) только гражданам  принадлежит инициатива проведения референдума. Каждый гражданин или  группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут  образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора  подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Должны быть собраны подписи не менее чем  двух миллионов граждан, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают  не более 10 процентов из них.3

Механизм осуществления  избирательных прав граждан и  права на участие в референдуме  на федеральном уровне регулируется базовыми Федеральными законами от 12 июня 2002 г. (в ред. 04.07.03 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. от 22 июня 1998 г.). На основе указанного законодательства принимаются соответствующие акты субъектов Федерации.

     Исходя из  принципа всеобщего избирательного  права все без исключения дееспособные  и свободные граждане Российской  Федерации, независимо от оснований  приобретения гражданства, социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, образования и языка, отношения  к религии, характера занятий  и политических убеждений и  других обстоятельств обладают  избирательным правом.

     Активное избирательное  право заключается в праве  граждан, достигших возраста 18 лет,  участвовать в любых выборах  в качестве избирателя. Пассивное  избирательное право предполагает  возможность гражданина быть  избранным в любые органы государственной  власти и местного самоуправления. Избирательное законодательство  устанавливает в некоторых случаях  для реализации пассивной избирательной  право субъективности ценз оседлости, т.е. требования постоянного проживания в данной местности до начала выборов в течение определенного срока, а также достижения определенного возраста.

     В выборах  не могут участвовать лица, признанные  судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда.

 Право граждан на  референдум только правом на  участие в голосовании не исчерпывается.  В нем присутствует и другой  уровень, выражающийся в праве  граждан требовать назначения  референдума по жизненно важному  для них вопросу. 

     Основные гарантии  реализации гражданами конституционного  права на участие в референдуме  Российской Федерации, субъекта  Федерации, местном референдуме  и принципы их проведения определяются  Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации" (в ред. 04.07.2003 г.).

     Механизм осуществления  права граждан Российской Федерации  на участие в федеральном референдуме  закрепляется Федеральным конституционным  законом от 10 октября 1995 г. "О  референдуме Российской Федерации" с изм. от 27 сентября 2002 г. Конституционный суд Российской Федерации признал конституционными последние изменения о невозможности инициирования референдума РФ в период федеральной избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Более подробно подготовка и проведение референдумов субъектов Российской Федерации и местных референдумов регулируется конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Эти акты не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным законам.

При проведении референдума, равно как и выборов, гражданам  предоставлены все возможности  для активного участия на всех стадиях их подготовки, в процессе голосования и подсчета голосов.

При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно  избирателями, возможность самовыдвижения; свободное проведение предвыборной агитации; установленные законом  формы участия в формировании избирательных комиссий, в подсчете голосов. Соответствующими правами  пользуются граждане и при проведении референдума.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов  всех уровней - своих депутатов, через  различные формы выражения общественного  мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной  с удовлетворением социальных потребностей общества.

 

 

 

 

2.Участие в  формировании органов государственной  власти.

Конституционное право характеризуется  прежде всего собственными правомочиями, отличными от составляющих его комплексное  содержание родовых конституционных  правомочий граждан. Таким правомочием  является, например, опосредованное членством  в легитимной политической партии право  на коллективное участие в избирательном  процессе.

В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения.

Для создания общественного  объединения не требуется предварительное  разрешение органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и  профсоюзов). В качестве учредителей  могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие  съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав  общественного объединения, формируются  его руководящие и контрольно-ревизионные  органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и  органы местного самоуправления. Государственная  регистрация общественных объединений  осуществляется Министерством юстиции  и соответствующими органами в субъектах  Федерации. Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое  условие для признания объединения  юридическим лицом. Отказ в регистрации  должен быть дан в письменной форме  с указанием конкретных положений  законодательства, послуживших его  мотивом, и может быть обжалован  в суд. Отказ по мотивам нецелесообразности создания объединения не допускается.

Учитывая разнообразный  характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон  предусматривает пять различных  организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются  участниками. Основное различие заключается  в том, что членство оформляется  соответствующими индивидуальными  заявлениями или документами. Для  участника такое условие в  качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах  которых оно создается.

Информация о работе Участие граждан в управлении делами государства