Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:44, контрольная работа
Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
1.Введение.
2.Понятие и содержание права граждан на участие в управлении делами государства.
3.Основы направления реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
I.Участие в принятии государственных решений на референдуме.
II.Участие в формировании органов государственной власти.
III.Право на занятие государственной должности и государственную службу.
IV.Право участвовать в отправлении правосудия.
4.Заключение.
Содержание
1.Введение.
2.Понятие и содержание права граждан на участие в управлении делами государства.
3.Основы направления реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
4.Заключение.
Введение
Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.
А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.
Понятие и содержание права граждан на участие в управлении делами государства
В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).
Право каждого члена любого
сообщества, ассоциации, в том числе
государственной, участвовать в
управлении общими делами - неотъемлемое
демократическое начало в ее организации.
Даже в условиях тоталитарного режима
это право формально
Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).1
Впервые право граждан
участвовать в управлении государственными,
как и общественными, делами было
сформулировано в Конституции РСФСР
1978 г. (ст. 46) вслед за Конституцией СССР
1977 г. Его провозглашение в условиях
все еще сохранявшейся
Последующие демократические преобразования в обществе, признание и возникновение политического многообразия, стремление к формированию многопартийности создали благоприятные условия для наполнения данного права реальным содержанием. В отличие от предшествующих конституционных установлений комментируемая статья не упоминает об участии граждан в управлении также общественными делами. Право на это вытекает из ст. 30. Участию граждан в местном самоуправлении как институте самоорганизации населения, не входящем в систему государственной власти, посвящены статьи 12, 130-133 Конституции.
Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия - одной из основ конституционного строя (см. комм. к ст. 3). Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического права является целый ряд других прав, изложенных в рассматриваемой статье.2
Конституция Российской Федерации (ст.32) закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; в ней предусматриваются различные формы этого участия. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы в механизме реализации этого права.
Проблема доступа граждан
к государственным органам
Многие вопросы нашли свое отражение в действующем российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право соотноситься с любыми органами государственной власти, и не только в случаях ущемления их законных прав и интересов.
Основы направления реализации права граждан на участие в управлении делами государства
1.Участие в принятии государственных решений на референдуме.
Референдум Российской Федерации - голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим, наиболее важным вопросам государственного значения. Конституционное право на участие в референдуме включает также право граждан, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории, участвовать в референдуме субъекта Федерации и местном референдуме.
В соответствии с
Федеральным конституционным
Механизм осуществления
избирательных прав граждан и
права на участие в референдуме
на федеральном уровне регулируется
базовыми Федеральными законами от 12 июня
2002 г. (в ред. 04.07.03 г.) "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", от
26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления" (с изм.
от 22 июня 1998 г.). На основе указанного законодательства
принимаются соответствующие
Исходя из
принципа всеобщего
Активное избирательное
право заключается в праве
граждан, достигших возраста 18 лет,
участвовать в любых выборах
в качестве избирателя. Пассивное
избирательное право
В выборах
не могут участвовать лица, признанные
судом недееспособными, а
Право граждан на
референдум только правом на
участие в голосовании не
Основные гарантии
реализации гражданами
Механизм осуществления
права граждан Российской
При проведении референдума, равно как и выборов, гражданам предоставлены все возможности для активного участия на всех стадиях их подготовки, в процессе голосования и подсчета голосов.
При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно избирателями, возможность самовыдвижения; свободное проведение предвыборной агитации; установленные законом формы участия в формировании избирательных комиссий, в подсчете голосов. Соответствующими правами пользуются граждане и при проведении референдума.
Участие граждан в управлении
делами государства осуществляется
также путем их воздействия на
деятельность представительных органов
всех уровней - своих депутатов, через
различные формы выражения
2.Участие в
формировании органов
Конституционное право характеризуется прежде всего собственными правомочиями, отличными от составляющих его комплексное содержание родовых конституционных правомочий граждан. Таким правомочием является, например, опосредованное членством в легитимной политической партии право на коллективное участие в избирательном процессе.
В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Для создания общественного
объединения не требуется предварительное
разрешение органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Нужна инициатива не менее трех физических
лиц (кроме политических партий и
профсоюзов). В качестве учредителей
могут выступать как
Учитывая разнообразный
характер тех целей, для достижения
которых могут создаваться
Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.
Информация о работе Участие граждан в управлении делами государства