Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа
Цель работы раскрыть сущность транспортных договоров, дать полную характеристику транспортных договоров и рассмотреть их основные виды.
Введение………………………………………………………………….............3
1. Характеристика транспортных договоров…………………………..4
1.1. Понятие транспортных договоров, их классификация……………………………………………………………………4
1.2. Основные виды транспортных договоров………………………….8
2. Договор транспортной экспедиции…………………………………17
2.1. Предмет договора транспортной экспедиции…………………….17
2.2. Ответственность сторон……………………………………………21
2.3. Права и обязанности сторон транспортной экспедиции………................................................................................................25
3. Обзор судебной практики по договорам транспортной экспедиции………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………..33
Приложение……………………………………………………………...34
Экспедитор:
-
вправе запрашивать
-
вправе привлекать к
-
обязан сообщать об
- вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив причиненные убытки;
-
за неисполнение или
Клиент:
- обязан предоставить экспедитору необходимые документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях перевозки;
-
несет ответственность за
- вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив причиненные убытки.
3. Обзор судебной практики по договорам транспортной экспедиции.
Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции.
Общие правила об ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции установлены ст. 803 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно этой статье экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ, посвященной вопросам ответственности за нарушение обязательств.
Размер ответственности в
Подчиняясь общим правилам гл.
25 ГК РФ, ответственность экспедитора
вместе с тем получила
Таким образом, клиент имеет
право взыскать упущенную
Пример:
Неправомерность действий экспедитора выражалась в нарушении предусмотренных договором транспортной экспедиции сроков разгрузки судов.
Компания
"3" обратилась в суд с иском
к экспедитору "Ф" о взыскании
убытков, причиненных в результате
нарушения предусмотренных
Компания "3" исходила из того, что течение срока разгрузки судна должно начинаться с момента подачи его капитаном соответствующего уведомления, как предусмотрено в договоре транспортной экспедиции.
По мнению же экспедитора "Ф",
течение срока разгрузки судна
должно начинаться с момента
таможенной очистки груза и
прохождения судном прочих
Суд кассационной инстанции
По условиям заключенного
Суд отметил, что из
Пример:
ОАО
"ППОН Новое" обратилось в арбитражный
суд с иском о взыскании
с ООО "Газпромтранс" и ОАО "РЖД"
1812463,68 руб., составляющих стоимость
недостачи дизельного топлива, перевозимого
железнодорожным транспортом. Материалами
дела было установлено, что между истцом
и ООО "Газпромтранс" был заключен
договор транспортной экспедиции, по которому
ООО "Газпромтранс" (экспедитор) обязалось
осуществить в интересах ОАО "ППОН Новое"
(клиент) комплекс услуг по получению,
доставке и выдаче истцу нефтепродуктов,
поставляемых ОАО "Газпром" (его дочерним
обществом - ООО "Астраханьгазпром").
В соответствии с договором экспедитор
заключает с перевозчиком договоры перевозки
грузов клиента от своего имени. По одному
из таких договоров ООО "Астраханьгазпром"
отгрузило в адрес истца 10 цистерн с дизельным
топливом массой груза 624379 кг. По прибытии
на станцию назначения обнаружилось, что,
несмотря на отсутствие на запорно-пломбировочных
устройствах (ЗПУ) цистерн следов повреждений,
три цистерны были пустыми. Был составлен
коммерческий акт, экспедитору направлены
телеграмма с уведомлением и претензии,
однако ООО "Газпромтранс" никаких
действенных мер не предприняло.
Суд удовлетворил иск и на основании ст. 7 Закона взыскал с экспедитора заявленную сумму (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/847-06 от 21 февраля 2006 г.).
В качестве примера того, какие последствия могут наступить для клиента в случае неисполнении им своей информационной обязанности, можно привести следующее арбитражное дело.
Обязанности клиента сформулированы в ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. В соответствии с п. 1 этой статьи клиент обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей, а также документы для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля. Вместе с тем клиент обычно не является компетентным в области перевозок грузов и часто не знает, является ли предоставленная им информация полной или нет. Поэтому экспедитор обязан запрашивать дополнительную, необходимую для выполнения им своих обязанностей информацию. Экспедитор по роду своей деятельности обязан знать все существующие правила перевозки различных видов грузов на разных видах транспорта, поэтому он в состоянии оценить достаточность или недостаточность представленной ему информации и документов. Данной обязанности клиента корреспондирует право экспедитора не приступать к исполнению своих обязанностей до представления ему всей необходимой информации и документов (п. 4 ст. 3 Закона).
Пример:
ЗАО "Инфотек-Балтика" (экспедитор) и ЗАО "Сорочинский КХП" (клиент) заключили договор транспортной экспедиции, по которому экспедитор принял на себя обязательства от своего имени выполнить комплекс транспортно-экспедиторских услуг в отношении представленного клиентом груза. Осуществлялась перевозка ржи в смешанном водно-железнодорожном сообщении. В адрес истца поступил груз - рожь продовольственная - в количестве 2850104 кг, который 1 ноября 2004 г. был доставлен в Морской порт Санкт-Петербург на теплоходе "Barbel P.". При выгрузке груза была допущена просрочка. Контрсталийное время ожидания судна под выгрузкой составило 79,85 часа, соответственно, демередж при ставке 3000 евро в день - 9731,72 евро, или 344546,68 руб. Истец оплатил неустойку судовладельцу и предъявил иск к экспедитору, поскольку именно он занимался всеми разгрузочными работами на судне и, по мнению истца, был виновен в возникновении убытков.
Однако в судебном заседании выяснилось следующее. Груз в дальнейшем перевозился по железной дороге. Для оформления железнодорожной перевозки в соответствии со ст. 11 УЖТ в срок не менее чем за 10 дней до начала перевозки грузоотправитель должен предоставить перевозчику заявку. Экспедитор, действующий в интересах грузоотправителя, подал заявку 22 октября 2004 г., в ОАО "РЖД" она была зарегистрирована 25 октября. На суде экспедитор сообщил, что заявка на перевозку груза была подана им сразу же после получения письма клиента от 22 октября 2004 г., в котором сообщались необходимые для подачи заявки сведения. Между тем истец заявлял, что у экспедитора имелись такие сведения и раньше. В письме, направленном истцом в Морской порт Санкт-Петербург 15 октября 2004 г., где говорилось о готовности теплохода "Barbel P." к выгрузке, также, по его мнению, содержались и данные, необходимые для подачи заявки железной дороге. Вместе с тем судом было установлено, что письмо от 15 октября не содержит сведений о наименовании и кодах станции назначения, между тем как в соответствии со ст. 11 УЖТ данные реквизиты являются обязательными для заполнения заявок на перевозку груза. Все время, ушедшее на оформление заявки, судно простояло под разгрузкой. В противном случае груз нужно было перегружать на склад, а эта операция не была запланирована экспедитором, поскольку причинила бы клиенту еще больший ущерб.
В
результате рассмотрения дела суд пришел
к выводу о том, что в возникновении
у истца убытков вины экспедитора нет.
Нарушение срока подачи заявки произошло
вследствие несвоевременного информирования
экспедитора самим истцом. Поэтому в иске
было отказано.
Заключение
С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество актуальность выбранной темы в настоящий момент несомненно высока. Транспортные договора играют немаловажную роль в становлении и упрочнении как хозяйственных связей, так и самой российской рыночной экономики с последующим ее интегрированием в мировое экономическое пространство. В связи с этим, исследование проблем правового регулирования транспортных договоров сегодня актуально как никогда. Это послужит развитию и укреплению российского рынка в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами и достижениями в этой области.
На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами, некоторые из которых были приняты ещё в СССР. Однако этих документов явно недостаточно для обеспечения полноценной работы. Гражданский кодекс, например, только определяет рамки и констатирует, что транспортные договора как вид деятельности существуют в гражданско-правовом обороте.
Проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.
Итак,
чтобы избегать проблем в перевозке
грузов на любом виде транспорта, в
экспедиционной деятельности, наше законодательство
должно совершенствоваться.
Список используемой литературы