Транспортные договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть сущность транспортных договоров, дать полную характеристику транспортных договоров и рассмотреть их основные виды.

Содержание

Введение………………………………………………………………….............3
1. Характеристика транспортных договоров…………………………..4
1.1. Понятие транспортных договоров, их классификация……………………………………………………………………4
1.2. Основные виды транспортных договоров………………………….8
2. Договор транспортной экспедиции…………………………………17
2.1. Предмет договора транспортной экспедиции…………………….17
2.2. Ответственность сторон……………………………………………21
2.3. Права и обязанности сторон транспортной экспедиции………................................................................................................25
3. Обзор судебной практики по договорам транспортной экспедиции………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………..33
Приложение……………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать)
">       2. Договор транспортной экспедиции.

      2.1.Предмет договора транспортной экспедиции.

      Юридические лица и граждане вступают с организациями  железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта в многочисленные отношения, связанные с перевозкой грузов. Все эти отношения оформляются договорами перевозки, которые способствуют движению сданных к перевозке грузов от пункта отправления до пункта назначения. При перевозке грузов кроме собственно транспортировки необходимо выполнить целый ряд вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением груза: доставить груз в пункт отправления, сдать его органам транспорта и оформить эту сдачу перевозочными документами, а при прибытии груза в пункт назначения он должен быть принят от органов транспорта и доставлен к месту нахождения получателя груза. Как правило, когда такие перевозки представляют собой небольшой объем хозяйственной деятельности предприятий, эти операции выполняют сами отправители и получатели грузов. Однако в тех случаях, когда объем таких перевозок значителен, осуществление операций, связанных с доставкой грузов в пункты отправления и совершение других действий, поручается специальным организациям, которые по договорам с грузоотправителями, грузополучателями принимают на себя выполнение всех или части этих операций. Такие организации существуют и именуются экспедиционными, а заключаемые ими договоры именуются договорами экспедиции.

      В договоре экспедиции участвуют экспедитор и клиент. Основная функция экспедитора  заключается в том, что он обязуется за определенное вознаграждение выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения (см. Приложение 1).

      Основные  функции клиента заключаются в предоставлении груза, принятии его от экспедитора после его прибытия и уплате экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.

      Таким образом, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется  за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

      Из  приведенного определения договора транспортной экспедиции можно сделать вывод, что это договор консенсуальный, взаимный и возмездный. Его консенсуальный характер заключается в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между экспедитором и клиентом, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, а также расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства.

      Взаимность  этого договора обусловлена возложением  прав и обязанностей на каждую из сторон договора: экспедитор за вознаграждение обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором условий, а клиент имеет право на такое обслуживание за счет оплаты услуг экспедитора. Возмездность договора экспедиции очевидна, так как из определения договора усматривается, что экспедитор принимает на себя выполнение определенных операций за соответствующее вознаграждение. Особенность отношений, возникающих у сторон при заключении договора транспортной экспедиции, заключается в том, что экспедитор может не иметь лицензию на право осуществления этой деятельности.

      Таким образом, экспедитором может быть любое  юридическое либо физическое лицо, получившее статус предпринимателя.

      Экспедиционные  услуги подлежат обязательной сертификации. Объектами сертификации являются процессы предоставления услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителям, могут подвергаться добровольной сертификации.

      Отказ экспедитора от обязательной сертификации экспедиционных услуг, отрицательный  результат сертификационных услуг влекут за собой приостановление или прекращение транспортно-экспедиционной деятельности.

      Правовое  регулирование транспортно-экспедиционной деятельности опирается на гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, в  которой впервые на уровне закона установлена система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с договором транспортной экспедиции. Нормы, содержащиеся в гл. 41, носят общий характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 803 Гражданского кодекса РФ в настоящее время уже разработан и принят специальный Закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Указанный Закон вступил в силу с 3 июля 2003 г.

      В сентябре 2006 г. было наконец принято  постановление Правительства Российской Федерации N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности", в котором были определены экспедиторские документы. В соответствии с постановлением (п. 5) экспедиторскими документами являются:

      - поручение экспедитору (определяет  перечень и условия оказания  экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

      - экспедиторская расписка (подтверждает  факт получения экспедитором  для перевозки груза от клиента  либо от указанного им грузоотправителя);

      - складская расписка (подтверждает факт получения экспедитором у клиента груза на складское хранение).

      Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом. При этом стороны договора должны иметь в виду действующие нормативные акты. 

 

    2.2. Ответственность сторон.

      При заключении договора транспортной экспедиции (ст. 802 ГК РФ) предусмотрена письменная форма договора.

      Несоблюдение транспортной экспедицией письменной формы договора не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (ст. 162 ГК РФ). Такими доказательствами может быть, в частности, фактическое исполнение договора экспедитором полностью или частично.

      Когда экспедиционное поручение носит  разовый характер, оно оформляется  путем направления клиентом письма-заявки экспедитору. Клиент должен выдать экспедитору  доверенность, если она необходима ему для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует не от своего имени, а от имени клиента).

      Обязанности клиента заключаются в том, что  он должен предоставить экспедитору  документы и другую информацию о  свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции, документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Ненадлежащее исполнение клиентом обязанности по предоставлению экспедитору необходимой информации дает право экспедитору либо не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до тех пор, пока необходимая информация не будет ему предоставлена, либо, приступив к исполнению своих обязанностей, сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. При этом клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации. Клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение в размере и в порядке, установленном в договоре транспортной экспедиции. Если в договоре транспортной экспедиции размер вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Помимо уплаты вознаграждения за услуги клиент обязан возместить экспедитору все расходы, произведенные им от имени клиента.

      Особенностью  договора транспортной экспедиции является возможность любой из сторон отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Такой  срок может быть установлен сторонами  в тексте заключенного между ними договора. При этом сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора, обязана возместить другой стороне убытки, которые могут возникнуть при расторжении этого договора в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

      Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции наступает при неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по договору, по основаниям и в размере, установленным ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. В соответствии с Законом ответственность экспедитора перед клиентом является полной, если экспедитор не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 1 ст. 7 Закона), которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

      - за утрату или недостачу груза,  принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

      - за утрату или недостачу груза,  принятого экспедитором для перевозки  без объявления ценности, в размере  действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

      - за повреждение (порчу) груза,  принятого экспедитором для перевозки  с объявлением ценности, в размере  суммы, на которую понизилась  объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности;

      - за повреждение (порчу) груза,  принятого экспедитором для перевозки  без объявления ценности, в размере  суммы, на которую понизилась  действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

      В договоре транспортной экспедиции может  быть установлено, что наряду с возмещением  реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

      За  нарушение установленного срока  исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

      Вместе  с тем, если экспедитор докажет, что  нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В зависимости от характера нарушений клиентом своих обязанностей ответственность по договору экспедиции может выражаться в форме уплаты неустойки или возмещения убытков. Например, за несвоевременное перечисление экспедитору вознаграждения (платы) в договоре может быть предусмотрена ответственность в виде уплаты пени. Однако если в договоре отсутствует ответственность за несвоевременную оплату услуг экспедитора, у экспедитора возникает право требовать начисления процентов на просроченную уплатой сумму (ст. 395 Гражданского кодекса РФ). Это установлено постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (п. 6). Кроме того, экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов, произведенных им от имени клиента.

      Глава 41 Гражданского кодекса РФ, регулирующая транспортно-экспедиционные отношения, не предусматривает до предъявления экспедитору иска обязательное предъявление экспедитору претензии. Это положение закреплено в гл. 4 ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, причем, как и при железнодорожных перевозках, в Законе установлен сокращенный срок на предъявление претензии (по отношению к сроку исковой давности в один год) - шесть месяцев.

 

       2.3. Права и обязанности сторон договора экспедиции.

Информация о работе Транспортные договора