Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:34, контрольная работа
Грамотное, структурированное и последовательное управление процессами развития торговых отношений является залогом благополучного существования как отдельно взятой страны, так и всего мирового рынка. А значит, каждому необходимо знание торгового законодательства страны-партнера, а в макромасштабе - содействие и кооперация стран для создания единых, унифицированных правил торговли.
Введение. 3
1. Понятие и современные тенденции развития торгового права 4
1.1. Понятие и сущность торгового права 4
1.2. Современные тенденции развития торгового права 6
2. Торговое законодательство России и других стран 9
2.1. Характеристика международного торгового права 9
2.2. Характеристика современного торгового законодательства России 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами.
Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти отдельных субъектов РФ (в отношении некоторых субъектов РФ такие договоры продолжают действовать) и положений нормативных правовых актов субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Так, в соответствии с названными конституционными актами субъекты РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации определяют основные направления и реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг; принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ; осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров; разрабатывают рациональные программы развития торговли; осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей; осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.
К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования; установление правил организации торгового обслуживания.
Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК РФ. Наряду с ним издан ряд законов торгового права. Таковы Закон РФ от 20.02.92 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Закон РФ от 22.03.91 (в ред. от 02.01.2000) № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Кодекс торгового мореплавания (Федеральный закон от 30.04.99 № 81-ФЗ), Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др.
Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Закон РФ (в ред. Федерального закона от 17.12.99 № 212-ФЗ) «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и др.
Так, Закон «О защите прав потребителей» одна из наиболее позитивных перемен в нашей стране. Он предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей, он предоставляет прежде небывалые возможности защиты прав и интересов граждан. Это позволяет человеку несколько «разогнуть спину», эффективнее бороться с постоянными унижениями в сфере торговли и услуг.
В связи с намечаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) предусмотрено принятие пакета законов для приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации; принимает меры по защите отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ признаются составной частью правовой системы России. Это важное положение относится и к коммерческому праву.
В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций.
Следует указать на метод правового регулирования, свойственный коммерческому праву. В силу непосредственной взаимосвязи с гражданским правом коммерческое право использует единый с ним общедозволительный метод регулирования.
Названный метод состоит в предоставлении участникам торгового оборота возможности самостоятельно создавать для себя субъективные права и юридические обязанности, совершать иные юридические действия. Субъекты торгового оборота приобретают права и осуществляют их своей волей и в своем интересе.
Анализ российского законодательства о торговой деятельности свидетельствует о его ненормальном состоянии. Во многом не закончено формирование самой законодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содержат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлений, четкая и обоснованная система регулирования рыночных отношений. Недостаточность законодательной базы влечет массовое издание ведомственных актов.
Настоятельно необходимо разработать унифицированный закон — Торговый кодекс России7. Каким должен быть Торговый кодекс в нынешней ситуации? Очевидно, что он не может просто копировать законодательство западных стран. Исходя из конкретной экономической и правовой ситуации в стране Торговый кодекс должен служить формированию российского товарного рынка, созданию его структуры, налаживанию торгово-хозяйственных связей и их развитию.
В настоящее время подготовлена примерная концепция и структура Торгового кодекса России. В качестве одного из разделов гражданского законодательства Кодекс не может строиться по пандектному принципу, т. е. не может делиться на общую и специальную части. В нем намечается выделить три части.
Как они могут выглядеть? В первой части предполагается закрепить специфику участников торгового оборота. Прежде всего, определить порядок образования, особенности построения и имущественного положения специальных субъектов торговли: посреднических фирм, сбытовых сетей, товарных бирж, оптовых ярмарок и др.
Подчеркнем, что речь идет о регулировании особенностей, а совсем не о повторении норм ГК РФ о видах юридических лиц.
Во второй части предполагается урегулировать особенности заключения и исполнения договоров торгового оборота. Анализ показывает, что можно безболезненно изъять из ГК РФ и сконцентрировать в Торговом кодексе нормы о договорах, в которых никогда не участвуют граждане, а только организации. Это договоры оптовой купли-продажи, поставки, закупок для государств ценных нужд, контрактации. Названные договоры формируют содержание торгового оборота и сами составляют обязательственное ядро Торгового кодекса. Перенос их из Гражданского в Торговый кодекс позволил бы гораздо полнее и четче урегулировать эти обязательства.
Здесь же должны найти регулирование ряд важных видов договоров, которые сейчас не упоминаются в ГК РФ, хотя играют значимую роль в организации рыночных отношений. Таковы, прежде всего, договоры на проведение маркетинговых исследований, на оказание рекламно - распространительских услуг, на предоставление коммерческой информации, на исключительную продажу и пиаров, дистрибьюторские контракты и другие.
В третьей части намечается урегулировать основные послеторговые отношения, которые пока вообще не регламентируются законом, что создает серьезные затруднения. Речь идет о порядке приемки товаров по количеству, об экспертизе качества, о возврате многооборотной тары и о других важных вопросах.
Пока трудно сказать, удастся ли и в какой степени удастся реализовать эти идеи. Чтобы преодолеть нынешний кризис, надо наладить устойчивые торгово-хозяйственные связи между отечественными производителями и потребителями. Это невозможно без разработки вслед за Гражданским, которого явно недостаточно, также и Торгового кодекса. Опыт передовых держав убеждает в этом. Отставание России коренится в отсутствии развитого товарного рынка, а этот рынок невозможно создать без правовой и иной поддержки государства, без установления четких законодательных правил.
История
торгового права уходит далеко в
древность, но истинное его развитие
началось вместе со становлением капиталистических
отношений. По мере развития торговли,
международных экономических
Итак, торговое право, в том числе и торговое право зарубежных стран, должно пониматься как специальная часть гражданского законодательства, а торговое право — как подотрасль гражданского законодательства. Оно регулирует отношения, возникающие в сфере торгового и гражданского оборота.
Торговое
законодательство разрабатывается
для закрепления специфики
Торговое право зарубежных стран регламентирует порядок создания, прекращения и деятельности торговых товариществ, в том числе вопросы их регистрации, ведения документации, представительства, оборот ценных бумаг, торговые сделки и тому подобное в различных государствах. Основная цель торговых кодексов зарубежных стран и их предмет — регулирование торгового оборота, т. е. установление правил коммерческой деятельности.
История российского торгового права характеризуется существенными особенностями. В нашей стране торговля переживала периоды активного роста и долговременных спадов. Торговое законодательство и наука торгового права развивались со значительным отставанием от потребностей общества.
В нашей стране отдельного торгового кодекса не было никогда. Вопросы торгового оборота регулировались различными законодательными актами.
В современной России торговое право вновь начало развиваться, закреплена его отраслевая специализация, но анализ российского законодательства о торговой деятельности свидетельствует о его ненормальном состоянии. Во многом не закончено формирование самой законодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содержат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлений, четкая и обоснованная система регулирования рыночных отношений. Недостаточность законодательной базы влечет массовое издание ведомственных актов. в связи с этим можно сделать вывод о том, что настоятельно необходимо разработать унифицированный закон — Торговый кодекс России.
Информация о работе Торговое законодательство России и других стран (сравнительные исследования)